Interested Article - Сложная трёхчастная форма


- 2020-09-18
- 1
Сложная трёхчастная форма — музыкальная репризная трёхчастная форма, первая часть которой сложнее периода . Чаще всего первая часть представляет собой простую двух- или трёхчастную форму, но иногда бывает и сложнее (кроме того, средний раздел тоже может быть написан в сложной форме). Примеры таких произведений:
- Прокофьев — опера « Война и мир », Полонез из второй картины первого действия: первая часть сложной трёхчастной формы сама представляет собой сложную трёхчастную форму;
- Римский-Корсаков — сюита « Шехеразада », вторая часть «Рассказ царевича Календера»: первая часть и реприза написаны в форме вариаций ;
- Бетховен — Симфония № 9 , скерцо: первая часть и реприза написаны в сонатной форме без разработки.
Применение
Сложная трёхчастная форма может быть как формой самостоятельного произведения (например, скерцо Шопена ), так и частью цикла: сюиты либо сонатно-симфонического цикла (в последнем обычно «жанровая» часть — менуэт или скерцо, либо медленная часть). Также является традиционной формой жанровой музыки — танцев, маршей и пр.
Основная эстетическая функция сложной трёхчастной формы — способность вмещать контрасты значительной силы и большого качественного разнообразия, обеспечивая в то же время целостность и возможность развития внутри частей.
Классификация
Поскольку в подавляющем большинстве случаев средняя часть сложной трёхчастной формы основана на новом материале и содержит его экспонирование, то в основе классификации — не тематический фактор, как в простой трёхчастной форме , а структура
Сложные трёхчастные формы бывают:
- Сложная трёхчастная форма с трио . Трио — тип средней части, характеризующийся тональным единством и типовой структурой, «охватывающей» весь раздел
- Сложная трёхчастная форма с эпизодом . Эпизод — тип средней части, не обладающий тональным единством и не имеющий типовой структуры.
Библиография
- Способин И. В. Музыкальная форма. — М. : Музыка, 1984.

- 2020-09-18
- 1