Тобисима
- 1 year ago
- 0
- 0
Биси ( кит. трад. 贔屭 , упр. 赑屃 , пиньинь bìxì , палл. биси ) — помесь китайского дракона с китайской черепахой , один из «Девяти сыновей дракона» ( ) в китайской мифологии .
Повадки биси традиционно описываются как «биси любят носить тяжести» (赑屃喜负重, bixi xi fu zhong ), и поэтому в китайской архитектуре они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой и/или косматой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом. В разных вариантах такие черепахи встречаются как в Китае , так и в сопредельных государствах: Вьетнаме , Корее , Монголии и даже в России (две черепахи из Уссурийска в Приморском крае ).
В древних китайских традициях черепаха часто являлась символом баснословного долголетия; её форма связывалась со строением мироздания; приписываемая черепахам близость к божественному обусловила их использование для гадания. Все эти факторы могли служить основанием для выбора черепахи как символического существа, по чьему образу и подобию должно строить сооружения, рассчитанные на вечность . Некоторые западные авторы высказывали также мнение, что мотив черепахи-постамента связан с традиционным индийским образом черепахи, держащей на своей спине слона, на котором покоится весь мир (ср. ; Курма ) .
Другие китайские названия, употребляемые для таких каменных черепах — «гуйфу» (龟趺) и «бася» (霸下). Чаще всего, впрочем, монумент такого типа описывается просто как «стела, несомая черепахой» (龟驮碑, «гуйфу бэй») .
Традиция установления стелы на каменную черепаху началась не позднее III в. н. э. Согласно археологическим обзорам Виктора Сегалена (около 1917 г.) и (1957 г), древнейший известный памятник такого рода — стела у мавзолея (樊敏) в уезде Лушань, городского округа Яань (провинция Сычуань ). Он относится к 205 г. н. э., то есть последним десятилетиям ханьской династии. Стела имеет закруглённый верх с барельефом дракона; Чжэн Дэкунь рассматривает его как возможный предшественник популярного мотива более поздних стел, увенчанных двумя сплетёнными драконами .
К несколько более позднему времени (272 г) относится хранящийся в Нанкинском музее керамический сосуд «хуньпин» ( ), украшенный миниатюрной скульптурной группой, включающей в себя модель черепахи со стелой, сооружённых цзиньским губернатором города Чанша (совр. пров. Хунань ) .
Широко известен сравнительно хорошо сохранившийся ансамбль скульптур у гробницы ( ; 475—518), младшего брата первого лянского императора У-ди , под Нанкином, включающий четырёх черепах со стелами в разной степени сохранности . Пара черепах уцелела и от мавзолея другого императорского брата, (蕭宏; 473—526) .
Поскольку во времена лянской и последующих Южных Династий украшать гробницы стелами и скульптурами на поверхности земли разрешалось лишь членам императорского дома , менее знатным персонам приходилось довольствоваться миниатюрными стелами (табличками) c эпитафиями , спрятанными внутри гробниц. Эти мини-стелы (так называемые «мучжи», 墓志) нередко также стояли на небольших каменных черепашках . Существовала и довольно редкая форма «мучжи» без стелы как таковой; в этом случае эпитафия могла быть написана прямо на черепахе .
Несколько хорошо сохранившихся биси сунского периода (царствие Хуэйцзуна , 1100—1126) можно увидеть в храмовом комплексе ( ) у подножия священной горы Тайшань .
Уже в первом тысячелетие нашей эры образ гигантской черепахи — носителя важной информации стал проникать к соседним народам, находившимся под влиянием китайской культуры. Древнейший дошедший до нас памятник Тюркского каганата — так называемая «Бугутская стела» конца VI века из аймака Архангай в центральной Монголии, с согдийским и (видимо) санскритским текстом — была установлена на такой черепахе .
По мнению турецкого исследователя Чингиза Алъилмаза, именно по примеру этого монумента многие из стел с древнетюркскими руническими надписями, возведенные в Восточно-тюркском (позднее, Уйгурском ) каганате в VIII веке были установлены на подобных же черепахах . Такова, например, Терхинская (Тариатская) стела (около 744 года, долина реки в Монголии) . Ныне эта черепаха, с и на сохранившихся обломках стелы, находится в Улан-Баторе в Институте истории Академии наук Монголии .
В 1868 году в районе нынешнего Уссурийска были найдены две каменные черепахи, очевидно установленных у чьих-то захоронений. , весом 6400 килограмм, была в 1896 году перевезена в Хабаровск; c 1900 года она стоит там перед зданием краеведческого музея . Как установил советский востоковед Виталий Ларичев , эта черепаха была надгробием чжурчжэньского полководца ( кит. упр. 阿思魁 , пиньинь Asikui , палл. Асыкуй ; 1080—1136), принадлежавшему к клану Ваньянь ( ), основавшему династию Цзинь . Вторая же черепаха до сих находится в Уссурийске. где после нескольких перемещений по городу она обосновалась в городском парке (см. фото ).
Монгольская династия Юань , правившая Китаем в XIII—XIV веках, продолжала ценить каменных черепах. Вера в их долговечность не была напрасной: практически всё, что осталось на поверхности земли от ранней юаньской столицы, Каракорума (на территории современной Монгольской Республики ) — это одинокая каменная черепаха, первоначально видимо нёсшая стелу или колонну .
Большинство биси, сохранившихся до наших дней, относятся к Минской и Цинской династий Китая.
Согласно правилам, утверждённым основателем династии Мин Чжу Юаньчжаном в год её провозглашения (1368 г), мавзолеям мандаринов высших трёх разрядов полагалось 6 статуй животных и стела, стоящая на черепахе и увенчанная сплетёнными безрогими драконами чи ( , ). Представителям 4-го и 5-го разрядов также полагалась биси со стелой того же типа, но лишь с 4 животными. Мандаринам низших, 6-го и 7-го разрядов ни животных, ни биси уже не полагалось: их увековечивала всего лишь стела с простым закруглённым верхом на обычном четырехугольном постаменте; ну а простолюдинам дозволялся лишь простой могильный камень .
В 1396 г. император сделал биси более эксклюзивными. Теперь биси полагались только дворянству высших степеней (公 титул и 侯 хоу ), и мандаринам высших трёх разрядов. При этом лишь стелы высших дворян ( гун и хоу ) и мандаринов первого класса были увенчаны безрогими драконами; при этом ансамбль их мавзолеев мог также включать статуи 2 человек, 2 тигров, 2 лошадей, 2 баранов, и 2 колонны. Стелы мандаринов второго разряда вместо драконов должны были увенчиваться единорогами ( цилинь ?), а третьего — мифическими животными тяньлу и бисе (см. ) .
Прочим чиновникам приходилось довольствоваться простыми стелами с закруглённым верхом на четырехугольном постаменте, и меньшим (или вообще никаким) набором статуй .
Когда сам Чжу Юаньчжан скончался в 1398 г, ключевым объектом его мавзолея Сяолин под Нанкином стала, естественно, установленная его сыном Чжу Ди стела на исполинской черепахе-биси. Длина черепахи 5,15 м, ширина 2,54 м, и высота 2,8 м; высота стелы вместе с черепахой составляет 8,78 м . Она находится в павильоне Сыфанчэн ( ), при входе в мавзолейный комплекс .
Подобные же стелы можно увидеть и у гробниц большинства остальных минских и цинских императоров , а также по всему Китаю в местах, посещённых императором или каким-либо другим способом удостоенных высочайшего внимания. Огромное пресмыкающееся, величаво несущее плиту со словами императора и простирающее своё выразительное лицо к читателю, придавало особую значимость императорскому тексту. В наши дни текст на стеле многовекового возраста иной раз уже стёрся от эрозии, но его носительница-черепаха напоминает нам, что он был, и был важен.
Иногда биси несли стелы, посвящённые и иностранным правителям. Например, когда в 1408 г. молодой брунейский султан Абдул Маджид Хассан скончался во время своего визита в Китай, его захоронение под Нанкином было также оснащено приличествующей его званию черепахой . Когда ок. 1623-25 гг. во время строительных работ в Сиане была найдена Несторианская стела VIII века — древнейший христианский памятник в Китае, — то её также незамедлительно установили на черепаху .
Межгосударственные конфликты не были преградами для каменных черепах: стела на биси занимает столь же почетное место в мавзолее основателя Вьетнамской династии Ле , Ле Лоя ( Lê Lợi ) (1384 или 1385—1433), изгнавшего войска китайской Минской династии из Вьетнама, как и в мавзолее основателя Минской династии Чжу Юаньчжана (1328—1398), изгнавшего монголов из Китая.
Черепахи со стелами устанавливались как под открытым небом, так и в беседках, или даже в закрытых помещениях (как, например, биси цинского периода на Барабанной Башне в Нанкине).
К XVI в. биси, наряду с рядом мифических созданий, давно украшавших произведения китайской архитектуры и декоративно-прикладного искусства, попадает в составляемые рядом авторов списки « девять сыновей дракона ». В частности, по традиции, представленной в книге «Шэнъань вайцзи» (升庵外集) поэта и писателя Ян Шэня (1488—1559), биси оказывается самым старшим из 9 детей дракона .
После свержения самодержавия в 1911 г., атмосфера восстаний и гражданских войн не была самой подходящей для монументального строительства.
Тем не менее, в 1916 г. после смерти Юань Шикая , и при жизни мечтавшего о императорских почестях, в его честь была воздвигнута стела на биси в Аньяне .
А когда молодая республика воздвигла мемориальный комплекс в Нанкине в честь бойцов, павших во время Северного похода (1927 г) и при защите Шанхая от японских захватчиков (1932 г), то наряду с пагодой Лингу в него вошла и стела, несомая черепахой-биси .
Строительство стел на черепахах было одно из многих традиций, незаслуженно забытых после победы коммунистов в гражданской войне . Хотя стелы и обелиски продолжали возводиться — например, Монумент народным героям ( , ) в Пекине (1952-58 гг) или Монумент с обращением Мао Цзэдуна в честь победы уханьцев над наводнением 1954 г. ( ) ( Ухань , 1969 г.) — они были лишены черепашьей поддержки. В годы Культурной революции образ черепахи-биси если и вспоминался, то как символ «старого общества»; его можно было даже увидеть на карикатуре, обличавшей очередного критикуемого руководителя в потворстве бывшим помещикам и кулакам.
Однако к концу XX в. китайские архитекторы и скульпторы стали возвращаться к национальным традициям, давая новую жизнь черепахам-биси. Так, например, именно драконоглавая биси держит стелу у Музея антияпонской войны китайского народа в пекинской крепости Ваньпин со словами «Правое дело народа будет жить в веках» (民族正气浩然长存, Minzu zhengqi haoran changcun ), установленную в 1995 г. к 50-летию победы над Японией.
За почти два тысячелетия своего развития мотив черепахи-биси претерпел определённые изменения. Если в сунскую и цзиньскую эпохи (XI в) черепахи выглядели весьма натуралистично, то к раннеминскому периоду (XV в) их лица и панцири начинают приобретать некоторое количество украшений, и к эре Цяньлуна (цинская династия, XVIII в) их головы, как правило, становятся совсем драконьими. (Ср. например сунских и цинские черепахи у храма Даймяо ). Во Вьетнаме же облик черепах остался верен ранним канонам, без значительного украшательства.
Интересную скульптуру можно увидеть в городке Цзиньгуаши ( ) близ Тайбэя . Современные тайваньские скульпторы переосмыслили древнюю концепцию биси, и до какой то степени вернулись к её корням, выполнив статую черепахи в натуралистическом, а не в традиционном (цинском) «драконоподобном стиле» . Подобный же монумент существует и в центре корейского Пусана .
Как вероятно и было задумано скульпторами, гигантские каменные черепахи производили впечатление на население. Как и другие монументальные сооружения, они служили поводом к созданию легенд, особенно после того, как никто уже не помнил, в честь кого биси была установлена. В сборнике «Необыкновенные истории» (述异记, Шу и цзи ), приписываемом ( , 460—508 н. э.), рассказывается про каменную черепаху, стоявшую на приморском холме, создание которой молва приписывала полулегендарному покровителю строителей Лу Баню ( , 507—440 до н. э.). По легенде, каждое лето она уплывала в море, а на зиму опять возвращалась на свой холм .
Согласно рассказу, именно эта легенда вдохновила поэта Лу Цзи (261—303 н. э.) на строки :
Каменная черепаха хранит в сердце любовь к морю,
Как же мне забыть о родном крае?
В сборнике IX века « » авторства Дуань Чэнши содержится история о другой биси, любившей море. Отсутствие стелы на спине этой черепахи из уезда Линьи (пров. Шаньдун ) объяснялось следующим образом. По легенде, во времена Поздней Чжао (319—351 гг. н. э.) эта черепаха каждую ночь ходила в море купаться, вместе с со стелой на своей спине, и потому каждый день на ней были свежие водоросли. Но однажды один человек стал украдкой следить за ней, и окликнул её, как раз когда она собиралась войти в воду. Черепаха испугалась и убежала, а стела упала с её спины и разбилась .
А в уезде Юйяао (пров. Чжэцзян ) рассказывали историю про двух каменных черепах с царского мавзолея из соседнего уезда Фуян, повадившихся по ночам есть зерно с казённого склада. Им отбили рты, и исчезновение зерна прекратилось.
Образ черепахи-биси остается источником вдохновения для современных поэтов и художников .
{{
citation
}}
:
Неизвестный параметр
|city=
игнорируется (
|location=
предлагается) (
справка
)
(Посмертная публикация работы, основанной на экспедициях 1909—1917 гг)
(фр.)