«
Лавкрафтовские ужасы
» (
англ.
Lovecraftian horror
) или «Космический ужас» (
англ.
Cosmiic Horror
) — поджанр
литературы ужасов
и
фантастики
, родоначальником которого стал американский писатель ужасов
Говард Филлипс Лавкрафт
. Сам Лавкрафт относил свои произведения к жанру «космического ужаса»
и отмечал ряд писателей начала
XX
века, которые вместе с ним создали этот жанр
. В этих произведениях страх перед неизведанным и непостижимым обыгрывается больше, нежели страх перед кровью и другими исконными элементами ужасов
.
В творчестве Лавкрафта подчеркиваются такие темы, как: космические божества, угроза нечеловеческих существ, запретные знания, человеческое безумие, роль религии и суеверий, судьбы и неизбежности смерти, риски научных открытий и прочее
, — все это ассоциируются с «Лавкрафтовскими ужасами»
. «
Мифы Ктулху
» их часть. Вместе они преобразовали и популяризировали жанр «космического ужаса»
.
Творчество Лавкрафта со временем серьёзно повлияло на
массовую культуру
: особенно на фильмы ужасов, видеоигры и комиксы, в которых стало популярным понятие «Лавкрафтовские ужасы».
Исследователи творчества Лавкрафта используют термин «
Лавкрафтиана
» вместо «Лавкрафтовские ужасы»
.
С. Т. Джоши
пишет в «Black Wings: Tales of Lovecraftian Horror», что термин охватывает широкий спектр: от стилизаций, которые имитируют насыщенную манеру письма Лавкрафта и механически воспроизводят его божеств, персонажей и места; до работ, которые содержат намеки на общие темы Лавкрафта. Работы многих мастеров ужаса представляют собой своеобразный союз между «Лавкрафтовским» и совершенно разными жанрами
.
Лавкрафт развил уникальный литературный стиль, который включал необычные описания существ, сверхъестественных явлений, дочеловеческие времена и т.п
. Лавкрафт писал в письме Рейнхарду Кляйнеру от 23 апреля 1921 года, что работает над новым стилем, которые он называл его «Печаль и Ужас»
. В зрелом возрасте Лавкрафт начал писать произведения, в которых сложился многословный
архаичный
стиль. В течение 1924 года Лавкрафт улучшил структуру письма и разработал новый стиль, который изменил всего его творчество, и образовал его личную философию космицизма
.
Космицизм
, — отличительная черта всех произведений Лавкрафта. Это представление того, что обычная жизнь является лишь тонкой оболочкой над реальностью, настолько абстрактной и относительно чуждой, что простое осознание этого нанесет ущерб здравомыслию нормального человека
. Этому сопутствуют темы незначительности
, бессилия человека перед космическими масштабами и бескомпромиссный негатив
.
Чайна Мьевиль
пишет, что «ужас Лавкрафта заключается не в навязывании, а в осознании. Мир всегда был неумолимо мрачным; ужас заключается в нашем признании этого факта»
. Проза пропитана атмосферой сельской местности
Новой Англии
и вызывает ощущение «того, что человеку не дано узнать», когда он оказывается ближе к тайнам при простой жизни в деревнях далеко за пределами переполненных городов.
Темы
Основные темы «космического ужаса» изложены Лавкрафтом в его эссе «
Сверхъестественный ужас в литературе
». Позже был определен ряд тем и особенностей, связанных с «Лавкрафтовских ужасами»:
Страх перед неизвестным и непознаваемым
.
Страх, который мы испытываем, когда сталкиваемся с «явлениями, находящимися за пределами нашего понимания, масштабы которых выходят за пределы узкой области человеческих возможностей и которые имеют космическое значение»
. Здесь ужас проистекает из осознания того, что человеческие интересы, желания, законы и мораль не имеют значения или смысла во Вселенной в целом. Следовательно, было отмечено, что внеземные сущности в работах Лавкрафта не были злыми, они были далеко за пределами человеческих представлений о морали
.
Осознание «места человечества в огромной, лишенной комфорта Вселенной, исследуемой современной наукой», в которой ужас проистекает из «открытия ужасающей правды»
.
Натуралистическая комбинация жанров
ужасы
и
научной фантастики
, в которых любые предположения о природе реальности «размываются»
.
Страх того, что «технический и социальный прогресс, начиная с классических времен, способствовал притуплению осознания величины и пагубности
макрокосма
, в котором содержится человеческий
микрокосм
», или, другими словами, преднамеренное подавление ужасающей природы космоса как реакции на «первозданный ужас мира»
.
Беспомощность героев перед лицом непостижимых сил, которые низводят людей из привилегированного положения до незначительности и некомпетентности
.
Эстетика мерзости. Озабоченность внутренностями, слизью, веществами похожими на студень и желе, в отличие от типовых элементов ужасов, таких как кровь, кости или трупы
.
Мизантропия
и отрицание
антропоцентризма
. Человек в произведениях Лавкрафта не исключительный вид, а наоборот — человечеству отводится незначительное место во Вселенной. Космос и его обитатели безразличны к человечеству. Причем само человечество свою ничтожность не признаёт
.
Космический индифферентизм. Лавкрафт был «механистическим материалистом» и принял философию космического безразличия. При этом, он заявлял, что не является пессимистом.
Роль религии и суеверий. Лавкрафт выбрал позицию
сильного атеизма
и отмечал опасность религии.
Архаичный
стиль. Лавкрафт тяготел к старине, поэтому использует в речи архаизмы, викторианское письмо и средневековые слова. Ему влекла
викторианская
и
георгианская архитектура
. Например, Лавкрафт писал «человек науки» вместо слова «ученый» или «представление» вместо «шоу», а «фонарь» — как «ланторн». Всем этим он приблизил свои произведения к
готической литературе
XVIII
—
XIX
вв.
Риск научных открытий. Лавкрафт сместил акценты с человеческих проблем на космические. Он всё больше включал в работы такие элементы как математика,
неевклидовая геометрия
,
эйнштейновская
наука, свой личный материализм и прочее.
Второстепенные темы в творчестве Лавкрафта:
Вопросы без ответов. Персонажи не могут найти ответ на мучающий их вопрос. Зачастую они погибают при попытке добраться до истины или же сходят с ума, так и не получив необходимые ответы. Тайны Вселенной не раскрываются ни для персонажей, ни для читателей. Герои редко понимают, что с ними происходит и обычно впадают на путь безумия, если же пытаются это выяснить.
Хрупкость и уязвимость человеческого разума. Человеческое высокомерие толкает людей на то, чтобы узнать все тайны мира. Но они оказываются неспособны взглянуть в лицо ужасам и постичь всей полноты открывающейся перед ними картины. Герои твердят о потусторонних существах и местах, испытывая разрушающие для разума последствия при столкновении с чем-то немыслимым, что существует за пределами воспринимаемой ими реальности.
Запретные знания
. Герои стремятся «собирать воедино» обрывки
оккультных
знаний и передовых открытий в науке. Ужас не является внешним явлением, — наоборот, напряжение нарастает за счет внутреннего психологического воздействия. Лавкрафт описывал двойственные взгляды на природу знаний. Счастье достижимо только в блаженном неведении. Человек не должен узнать тайны Вселенной, — это всегда ведет к вреду.
Упадок цивилизации. Лавкрафт был увечен, что Запад находился в состоянии окончательного упадка и считал себя подданным
британской короны
. В 1920-х годах он познакомился с работами немецкого философа
Освальда Шпенглера
, чей пессимистический тезис о
декадансе
Запада оказал решающий элемент в антисовременном мировоззрении Лавкрафта. Проза Лавкрафта насыщена атмосферой мрака и
меланхолии
из-за грядущей эпохи
Нового времени
.
Угроза внеземных существ. Лавкрафт описывает туманные мифы о космических сущностях, но не доводит историю до преждевременного конца и не нарушает интригу. В этой роли он использует сектантов, которые на словах пересказывают сведения о своих «богах» и чудовищах в разбавленной форме. Это даёт возможность героям одержать победу на какое-то время. Одним из знаковых мотивов произведений Лавкрафта является случайный акт создания человеческого вида пришельцами.
Наследие. Лавкрафт развил пугающую идею о том, что люди произошли от древних рас существ. У героев проявляются черты предков (
атавизм
). Часто «проклятие» является наследственным фактором из-за скрещивание с чудовищами или через прямое магическое воздействие. Они испытывают пережиток вины предков и не могут избежать отпечатка зверств, совершённых в прошлом. Потомки могут быть далеки, как по месту, так и по времени от нечестивого акта, и всё же «кровь покажет».
Социальная изоляция
. Герои Лавкрафта — замкнутые люди. Общество отвергает их. Несмотря на образование и скептицизм, именно их интересы ведут к тайнам Вселенной. Им приходится поверить в наличие потусторонних сил. Герои дорого платят за эти сведения. В конечном итоге последствия приводят их к потере рассудка, либо они переживают другой ужасный конец.
Ментальность. Герои Лавкрафта —
джентльмены
, броские на высокопарные речи. Они одинокие, бегут от реальности, переезжают в другой город, начинают с чистого листа, — это черты
депрессии
.
Ностальгия
и
апатия
перетекают в жуткие искажения личности. Их рассудок разрушается из-за воздействия неведомых сил, но сам Лавкрафт явно симпатизирует недугам своих героев. По
средневековым
преданиям, меланхоликов считали грешниками,
одержимыми
злой силой.
Рок и невозможность спасения. Герои бессильны перед злом, неспособны ему противостоять или влиять на ход событий. Их влечет в потаённые места по воле рока и не контролируют свои действия, и не могут изменить курс. Они бы спаслись от опасности, если бы могли сбежать; однако эта возможность не возникает либо невероятным образом ограничивается некой внешней силой. В конце концов даже побег или смерть не обеспечивают им безопасности.
Соавторы и последователи
Критики отмечают, что влияние самого Лавкрафта на жанр может быть вторично, поскольку он искал вдохновение в переписке с другими писателями, которые публиковали известные произведения. Число писем Лавкрафт поистине грандиозное и насчитывает от 30 до 100 тысяч писем. В соавторстве с Лавкрафтом работали над совместными произведениями, такие писатели как:
Роберт Блох
, автор «Психо»;
Роберт Говард
, создатель Конана-варвара; и
Август Дерлет
, который сосредоточился на создании «
Мифов Ктулху
»; а позже появились многочисленные последователи. Все эти писатели сформировали жанр «Лавкрафтовских ужасов», хотя они не были соавторами Лавкрафта. Иногда эти понятия рассматривают отдельно
Последующие авторы в значительной степени опирались на работы Лавкрафта. Многие авторы прямо ссылались на элементы и Мифы Лавкрафта, явно подражали ему, создавали похожие ассоциации, а другие опирались лишь на общие черты, намеки, ощущение и тон его работ, и не ссылаясь на элементы работ Лавкрафта. Критики считают, что Лавкрафт и
Эдгар По
являются самым влиятельным автором современных ужасов.
Стивен Кинг
сказал: «Теперь, когда время дало нам некоторое представление о творчестве Лавкрафта, я думаю, вне всякого сомнения, его еще предстоит превзойти как величайшего исполнителя классического ужаса
XX века
»
.
К концу
XX века
Лавкрафт стал чем-то вроде иконы поп-культуры, — что привело к бесчисленным подражаниям, интерпретациям и отсылкам на его работы. Многие из них выходят далеко за рамки «Лавкрафтовских ужасов в массовой культуре. Однако, все они так или иначе относятся к творчеству Лавкрафта.
Литература и искусство
Работы Лавкрафта, в основном публиковавшиеся в бульварных журналах, никогда не оказывали такого же влияния на литературу, как его современники-высокомодернистские литературные деятели, такие как
Эрнест Хемингуэй
или
Скотт Фицджеральд
. Однако, со временем влияние Лавкрафта возросло и по-прежнему широко распространено среди многих из самых известных авторов современной художественной литературы
.
Хорхе Луис Борхес
пишет с заметным сходством с стилем Лавкрафта о сновидениях. Борхес посвятил свой рассказ «Там еще твари» Лавкрафту, хотя он также считал Лавкрафта «невольным подражателем Эдгара По»
.
Мишель Уэльбек
признал влияние Лавкрафта в своем эссе «
H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life
», в котором он называет рассказы, написанные за последние десять лет жизни Лавкрафта, «великими текстами»
.
В кино склонность Лавкрафта к мечтательным пейзажам, внутренностям чудовищ и
макабрическим
элементам оказала глубокое влияние на художников-визуалистов, таких как
Жан Жиро
(«Мебиус») и
Ханс Руди Гигер
. Альбом Гигера «Necronomicon» (название, придуманное Лавкрафтом) использовалась для съемок фильма «
Чужой
».
Дэн О'Бэннон
признал, что Лавкрафт оказал большое влияние. Вместе с
Рональдом Шусеттом
написали сценарии «
Похоронены, но не мертвы
» и «
Гемоглобин
», которые были признаны подделками Лавкрафта.
Творчество Лавкрафта оказало значительное влияние на культуру в целом. Более современные работы жанра ужасов ссылаются на работы Лавкрафта в медиа
.
Источники
Andy Black (1996). "Crawling Celluloid Chaos: H. P. Lovecraft in Cinema". In Black, Andy (ed.). Necronomicon: The Journal of Horror and Erotic Cinema, Book One. Creation Books. pp. 109–122.
Robert Bloch (August 1973). "Poe & Lovecraft". Ambrosia (2). Archived from the original on 2011-07-20. Retrieved 2006-09-10.
Donald R. Burleson (1991). "On Lovecraft's Themes: Touching the Glass". In Schultz, David E.; Joshi, S.T. (eds.). An Epicure in the Terrible: A Centennial Anthology of Essays in Honor of H. P. Lovecraft. Fairleigh Dickinson University Press. pp. 135–147. ISBN 978-0-8386-3415-8.
Tom Fassbender. "Interviews: Mike Mignola". Dark Horse.
Daniel Harms (2006). The Encyclopedia Cthulhiana: A Guide to Lovecraftian Horror. Chaosium. ISBN 1-56882-169-7.
James Jacobs (October 2004). "The Shadow Over D&D: H. P. Lovecraft's Influence on Dungeons & Dragons". Dragon (#324).
S.T. Joshi (2007). "The Cthulhu Mythos". In Joshi, S.T. (ed.). Icons of Horror and the Supernatural: An Encyclopedia of Our Worst Nightmares, Volumes 1 & 2. Greenwood Press. pp. 97–128. ISBN 978-0-313-33780-2.
Stephen King (2019). "Introduction 'Lovecraft's Pillow'". In Houellebecq, Michel (ed.). H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life. Cernunnos. ISBN 978-1-932416-18-3.
Lovecraft, H.P. (1992). Crawling Chaos: Selected works 1920-1935 H. P. Lovecraft. introduction by Colin Wilson. Creation Press. ISBN 1-871592-72-0.
Andrew Migliore; Strysik, John (February 1, 2006). Lurker in the Lobby: A Guide to the Cinema of H. P. Lovecraft. Night Shade Books. ISBN 978-1892389350.
Charles P. Mitchell (2001). The Complete H. P. Lovecraft Filmography. Greenwood Press.
Darrell Schweitzer (1975). Lovecraft in the Cinema. TK Graphics.
Don G. Smith (2006). H. P. Lovecraft in Popular Culture: The Works and Their Adaptations in Film, Television, Comics, Music, and Games. McFarland. p. 173. ISBN 0-7864-2091-X.
Brian Stableford (2007). "The Cosmic Horror". In Joshi, S.T. (ed.). Icons of Horror and the Supernatural: An Encyclopedia of Our Worst Nightmares, Volumes 1 & 2. Greenwood Press. pp. 65–96. ISBN 978-0-313-33780-2.
Michael Zenke. "Dreading the Shadows on the Wall". The Escapist. Archived from the original on 2006-11-25. Retrieved 2006-09-10.
Примечания
Howard Phillips Lovecraft.
. — New York: the Library of America, 2005. — (The library of America series). —
ISBN 978-1-931082-72-3
.
/ Gary Westfahl, Neil Gaiman. — Westport, Conn.: Greenwood Press, 2005. —
ISBN 978-0-313-32950-0
.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 сентября 2014.
14 сентября 2014 года.
↑
Davis, Sarah S.
(амер. англ.)
.
BOOK RIOT
(19 февраля 2019). Дата обращения: 23 февраля 2024.
(англ.)
. Дата обращения: 17 июля 2023.
26 января 2023 года.
Davis, Sarah S.
(амер. англ.)
.
BOOK RIOT
(19 февраля 2019). Дата обращения: 17 июля 2023.
19 мая 2023 года.
Burleson, Donald R. (1991). "On Lovecraft's Themes: Touching the Glass". In Schultz, David E.; Joshi, S.T. (eds.).
An Epicure in the Terrible: A Centennial Anthology of Essays in Honor of H. P. Lovecraft
. Fairleigh Dickinson University Press. pp. 135–147. ISBN
978-0-8386-3415-8
.
acephalenoumena
(англ.)
.
The Lovecraft eZine
(13 мая 2016). Дата обращения: 17 июля 2023.
2 марта 2023 года.
LaQroix, ~ Prince
(англ.)
.
The Eldritch Paths
(23 августа 2017). Дата обращения: 23 февраля 2024.
Sunand T. Joshi.
I am providence: the life and times of H. P. Lovecraft. — New York, NY: Hippocampus Press, 2010. —
ISBN 978-0-9824296-7-9
.
Daniel Harms.
The Encyclopedia Cthulhiana: A Guide to Lovecraftian Horror.. — Chaosium, 2006. — ISBN
ISBN 1-56882-169-7
..
Crawling Chaos: Selected works of H. P. Lovecraft by Colin Wilson. Creation Press, 1992. ISBN 1-871592-72-0.
Black Wings: New Tales of Lovecraftian Horror by S. T. Joshi. Titan, 2012.
ISBN 978-1-84863-061-1
Black Wings II: New Tales of Lovecraftian Horror by S. T. Joshi. London, Titan Books. ISBN 9780857687845
Bloch, Robert (August 1973). "Poe & Lovecraft".
Ambrosia
(2). Archived from the original on 2011-07-20. Retrieved 2006-09-10.
(неопр.)
.
www.hplovecraft.com
. Дата обращения: 17 июля 2023.
23 июня 2023 года.
↑
Stableford, Brian (2007). "The Cosmic Horror". In Joshi, S.T. (ed.).
Icons of Horror and the Supernatural: An Encyclopedia of Our Worst Nightmares, Volumes 1 & 2
. Greenwood Press. pp. 65–96. ISBN
978-0-313-33780-2
.
Stephen King.
"Introduction 'Lovecraft's Pillow'". In Houellebecq, Michel (ed.). H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life.. — 2019. — С. Cernunnos.. — ISBN
ISBN 978-1-932416-18-3
..
Lovecraft, H. P.
Crawling Chaos: Selected works 1920-1935 H. P. Lovecraft. introduction by Colin Wilson.. — Creation Press.
ISBN 1-871592-72-0
., 1992. — ISBN
ISBN 1-871592-72-0
..
Лавкрафт, избранные письма, Рейнхарт Кляйнер 23 апреля 1921 года. https://fantlab.ru/edition142563
«
Лавкрафт: Страх неизведанного
». Movies & TV Dept.
The New York Times
. 2016. Archived from the original on 7 March 2016. Retrieved 15 August 2020.
McWilliam, D.S. (2015). "Beyond the Mountains of Madness: Lovecraftian Cosmic Horror and Posthuman Creationism in Ridley Scott's Prometheus (2012" (PDF).
Journal of the Fantastic in the Arts
.
26
(3). Retrieved 21 March 2021.
Baker, Phil (2006-07-15).
.
The Observer
. 0029-7712.
из оригинала
2 декабря 2020
. Дата обращения:
17 июля 2023
.
China Miéville.
. — New York: Penguin Random House., 2005. — С. p. i-xxv.. — ISBN
ISBN 9780812974416
..
Rebecca Janicker.
// Extrapolation. — 2007. —
Т. 48
,
вып. 1
. —
С. 56
. —
ISSN
.
17 июля 2023 года.
Tim Evans.
// Journal of Folklore Research. — 2005. —
Т. 42
,
вып. 1
. —
С. 99–135
. —
ISSN
. —
doi
:
.
Thomas Hull.
(англ.)
// Math Horizons. — 2006-02. —
Vol. 13
,
iss. 3
. —
P. 10–12
. —
ISSN
. —
doi
:
.
Ralickas, Vivian. "'Cosmic Horror' and the Question of the Sublime in Lovecraft." Journal of the Fantastic in the Arts 18, no. 3 (2008): 364.
James Kneale.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 июля 2023.
17 июля 2023 года.
The Greenwood encyclopedia of science fiction and fantasy : themes, works, and wonders
. Greenwood Press. 2005. p. 393. ISBN
0313329508
.
Horror literature through history: an encyclopedia of the stories that speak to our deepest fears
. ABC-CLIO. 2017. pp. 164–5. ISBN
978-1440842023
.
Indick, Ben P. (2007). "King and the Literary Tradition of Horror and the Supernatural". In Bloom, Harold (ed.).
Bloom's Modern Critical Views: Stephen King
. Chelsea House. pp. 5–16.
Erik Fredriksson.
. — 2010.
Ошибка в сносках
?
: Неверный тег
<ref>
; для сносок
автоссылка3
не указан текст
(неопр.)
. Lovecraftzine.com (15 апреля 2013). Дата обращения: 25 июля 2017.
25 июля 2017 года.
Stephen King.
"Introduction 'Lovecraft's Pillow'". In Houellebecq, Michel (ed.). H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life.. — Cernunnos., 2019. — ISBN
ISBN 978-1-932416-18-3
..
Joshi, S.T. (2007). "The Cthulhu Mythos". In Joshi, S.T. (ed.).
Icons of Horror and the Supernatural: An Encyclopedia of Our Worst Nightmares, Volumes 1 & 2
. Greenwood Press. pp. 97–128. ISBN
978-0-313-33780-2
.
(англ.)
.
AMERICAN HERITAGE
. Дата обращения: 17 июля 2023.
25 июля 2019 года.
(неопр.)
.
www.metroactive.com
. Дата обращения: 17 июля 2023.
2 февраля 2023 года.
Houellebecq, Michel.
H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life. Translated by Khazeni, Dorna (2nd, English Translation ed.).. — Cernunnos, 2019. — ISBN
ISBN 9781683359746
..