Interested Article - Индифферентизм
- 2020-03-27
- 1
Индифференти́зм — постоянное равнодушие или безразличие к вопросам знания , морали , общественной жизни. Различают индифферентизм философский, этический, религиозный и политический .
Принципиальное значение индифферентизм имеет в области высших вопросов жизни и знания — индифферентизм религиозный и философский . Противоположная индифферентизму крайность есть фанатизм , коего не чужда и философия ( др.-греч. Αύτός έφα Аутос эфа , сам сказал — пифагорейцев ; лат. jurare in verba magistri — клясться словами учителя). Обе крайности обусловлены психологически различием темпераментов , но помимо этого индифферентизм всегда искал себе теоретическое оправдание, переходя таким образом в скептицизм .
Кроме скептических соображений философского характера, индифферентизм находит себе общедоступную опору в фактическом существовании множества отрицающих друг друга систем и учений. Для ума, вышедшего из состояния непосредственной уверенности , но не имеющего возможности или охоты к самостоятельному исследованию высших начал, индифферентизм представляется естественным выходом. Однако при восприятии чужих убеждений и верований индифферентизм не всегда тождественен веротерпимости . Признавая все учения теоретически ложными или, по крайней мере, недостоверными, он может некоторые из них считать практически вредными и беспощадно преследовать. Веротерпимость же, несовместимая с мрачным фанатизмом , не всегда тождественна его противоположности — полупросвещённому индифферентизму ; она может быть действительно обеспечена лишь во имя безусловного начала справедливости , при вере в превосходство нравственной силы над физической .
Кино
Наглядным примером проявления равнодушия людей является художественный фильм режиссёра Вадима Зобина « Воскресенье, половина седьмого » (1988)
См. также
Примечания
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- « Аутос эфа ( др.-греч. Αύτός έφα — сам, то есть Пифагор, сказал это) — формула Пифагорейцев, прекращавшая всякий их спор из-за какого-нибудь мнения. Никто из учеников не смел возражать, если высказываемый взгляд являлся суждением самого Пифагора. » / // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- 2020-03-27
- 1