Князь Потёмкин-Таврический (броненосец)
- 1 year ago
- 0
- 0
Таври́ческий дворе́ц — петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического . Возведён в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова .
Дворец расположен на Шпалерной улице , в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами . Позади него находится Таврический сад .
В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов ).
С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы , а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов . В Таврическом дворце проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 3—24 июня 1917 года.
До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов .
5 (18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание .
В XXI веке дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств . В нём также собирается Совет Законодателей — особый совещательный орган обеих палат Российского Парламента . Кроме того, в здании базируется петербургский филиал телерадиокомпании « Мир ».
От Таврического дворца происходят наименования Таврического сада , Таврической улицы и Таврического переулка .
В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой ( 1792 — 1793 , архитектор Ф. И. Волков ), расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.
Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шёл канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в 1858—1863 годах напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции (архитекторы И. А. Мерц , ).
В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера , построенный в 1793—1794 (архитектор Ф. И. Волков ) для . Главный фасад двухэтажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля увенчаны купольными башнями.
В 1783—1800 годах позади дворца садовым мастером был разбит Таврический сад .
Изысканная скромность и простота фасадов Таврического дворца контрастировали с исключительной роскошью и великолепием внутреннего убранства. За главным вестибюлем — богато украшенная лепниной ротонда, объединённая широким проёмом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (Картинный зал, Гобеленовая гостиная, Диванная, Китайский зал) частично сохранили художественную отделку (полихромная роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи).
Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина . На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован ему в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической , привезённая в Россию при Петре I .
Занимаясь управлением Новороссией , князь Потёмкин нечасто наезжал во дворец. В последний год своей жизни, весной 1791 года, он прибыл, чтобы отвоевать сердце императрицы у молодого Платона Зубова . В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество:
Вся роскошь, привычная для князя, всё волшебство, которым он умел окружать себя, были превзойдены в этот день. Не как государыня, а как богиня была встречена Екатерина в Таврическом дворце, ныне ветхом и пустынном. Великолепные ткани гобеленов развертывали перед ней наводящую на размышления историю Амана и Мардохея , а хоры стихами Державина (муза которого, принадлежавшая уже новому фавориту, на сей раз изменила ему), поясняли эти изображения. Напрасное старание; на другой день Екатерина показала вид, будто приняла этот волшебный праздник за прощальный вечер.
— К. Валишевский . «Вокруг трона».
После смерти Потёмкина два малоросса, Гарновский и Грибовский (первый был управителем у Потёмкина, второй — секретарём Зубова), вывезли к себе всё убранство бесхозного дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы . Узнав об этом, наследники остановили через полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки, как сказано у Державина :
И, ах, сокровища Тавриды
На барках свозишь в пирамиды
Средь полицейских ссор.
Екатерина распорядилась взять резиденцию экс-фаворита в казну. Она любила бывать здесь в последние годы жизни. При перестройке 1793—1794 годах в восточном флигеле был оборудован театральный зал, а в западном — домовая церковь .
В 1797 году по указу Павла I Гарновский и Грибовский за хищничество преданы суду, имущество Таврического дворца перенесено в Михайловский замок , а сам дворец передан Конногвардейскому полку под казармы .
Сразу после смерти Павла в 1801 году Таврический дворец был восстановлен в качестве одной из императорских резиденций. Воссозданием дворцовых интерьеров заведовали Л. И. Руска (в 1802—1803), позднее также К. Росси и В. П. Стасов .
В середине и конце XIX века у дворца не было строго определённого назначения. Иногда здесь проживали те или иные члены императорской фамилии, у которых не было собственного «именного» дворца. Время от времени здесь селили почётных гостей русского императора, и не только иностранных. Например, в 1826 году Мария Фёдоровна пригласила пожить во дворце придворного историографа Карамзина ; здесь же он и умер.
В конце XIX и начале XX вв. в Таврическом дворце проводились общественные мероприятия, балы, иные торжества, например, Таврическая выставка старинных портретов (1905), по итогам которой было подготовлено многотомное издание .
В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов ).
В дни Февральской Революции , дворец, как здание основной политической силы революции - Думы, стал центром волнений в городе. В нём появился Временный Комитет Госдумы , позднее сформировавший Временное Правительство , здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов . До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов.
5 (18) января 1918 года в Таврическом дворце на своё первое и последнее заседание собралось Всероссийское учредительное собрание .
Дворцовый комплекс в 1914 году | Зал заседаний Государственной думы | Заседание Петроградского совета |
В январе 1918 года в Таврическом дворце прошёл Третий Всероссийский съезд Советов , в марте 1918 года — Седьмой съезд РКП(б), в июле 1920 года — Второй конгресс Коминтерна. В 1918 году Таврический дворец переименован в Дворец Урицкого (в память о М. С. Урицком ), однако название не прижилось. В 1930-х годах в Таврическом дворце помещался .
После Великой Отечественной войны Таврический дворец был отреставрирован, и до 1990 года в нём размещалась Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор ).
В постсоветское время передан в распоряжение Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ . Также в здании Таврического дворца располагается Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ). С 2000 по 2014 годы также располагалась Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС). В связи с расположением парламентских органов международных организаций на постсоветском пространстве Санкт-Петербург и Таврический дворец позиционировали себя как Парламентский центр (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ). В здании проходило несколько выездных заседаний Государственной думы и Совета Федерации .
В феврале 2010 года в Таврическом дворце стартует проект «Потёмкинские вечера» — регулярные концерты старинной музыки в исполнении лучших музыкантов, занимающихся историческим ( аутентичным ) исполнительством музыки прошлого, и их студентов. Здесь будет звучать европейская музыка барокко и классицизма , а также забытые шедевры русской музыки XVIII века. Проект организован при участии «Капеллы Таврической» и фестиваля EARLYMUSIC . В этих концертах можно услышать музыкантов из ансамблей Солисты Екатерины Великой , Musica Petropolitana , Prattica Terza . В начале 2011 года в Купольном зале дворца был установлен духовой орган на 24 регистра, изготовленный в Барселоне фирмой «Grenzing».