Interested Article - Луна в мифологии

Лунарные мифы — мифы о Луне и лунных циклах . Связаны с астральными мифами , прежде всего солярными : луна и солнце противопоставляются друг другу в рамках системы бинарных оппозиций, свойственной мифологическому сознанию (верх — низ, мужское — женское, живое — мёртвое) . Так, в древнекитайской натурфилософии пассивное, тёмное, женственное начало инь соотносится с Луной, а активное, светлое, мужественное ян — с Солнцем. Обычно луна связывается с отрицательным началом, но встречаются и исключения: так, в дагомейской мифологии лунная ипостась (Маву) двуединого демиурга Маву-Лиза покровительствует ночи, знанию, радости, а солнечная (Лиза) — дню, силе, работе .

К числу наиболее распространённых мифологических мотивов, связанных с луной, относятся этиологические сюжеты , объясняющие появление самой луны, происхождение лунных циклов, лунных пятен и т. д. В индоевропейских , сибирских , индейских мифологических системах видное место занимает сюжет о «небесном браке» Луны и Солнца . Луна при этом может выступать и как женский, и как мужской персонаж (последний вариант преобладает у народов Сибири и, по-видимому, у большинства архаичных племён ). Этот миф одновременно выступает как этиологический, объясняющий происхождение лунных фаз: в балтийской мифологии Перкунас разрубает Месяц мечом за измену Солнцу. В Сибири часто встречается сюжет: Луна (Месяц) спускается на землю, где его хватает злая ведьма — хтоническая богиня (Хоседэм у кетов , Ылэнтой-котой у селькупов ); Солнце приходит ему на помощь и пытается вырвать из рук колдуньи, но та держит его крепко, и в итоге Месяц разрывается пополам . Мотив разрывания или пожирания луны чудовищными существами также очень распространён и объясняет не только лунные фазы, но и лунные затмения.

Образы «умирающего» и «возрождающегося» месяца связывают луну с мифами о смерти. У многих архаических народов имеется представление о том, что раньше люди умирали и снова возрождались, как луна, но впоследствии почему-то лишились этого дара. У австралийского племени аранда есть миф: в древности жил человек тотема опоссума, который умер и был похоронен, но вскоре вышел из могилы в облике мальчика; он постоянно умирает и оживает на небе .

У многих народов имеются особые мифы о происхождении пятен на луне. Чаще всего они интерпретируются как «человек на луне», обычно — женщина с коромыслом и вёдрами (у нивхов , татар , возможно, у скандинавов , см. статью Биль ) . Часто «человек на луне» оказывается там в наказание («дурная женщина» у татар, Каин в апокрифических сказаниях и т. д.) . В азиатских традициях пятна на луне интерпретируются как « лунный заяц » или «кролик», а у народов Южной Америки , Юго-Восточной Азии , Австралии и Южной Африки они объясняются как раны, грязь или краска на лице Луны .

В развитых мифологиях вместо непосредственного поклонения одушевлённой Луне появляются антропоморфные божества, олицетворяющие её. В неоязыческих традициях Луна почитается как воплощение Триединой богини .

Лунные божества в различных мифологиях:

В алфавитном порядке: Арма; Артемида ; Артуми ; Баал-Хаммон ; Геката ; Диана ; Игалук ; Кашку; Койольшауки ; Куу ; Кужух; Луна ; Лусин ; Мама Килья ; Мани ; Мано; Мен; Мена; Менес ; Менуо ; Мецтли ; Нанна ; Напир; Селена ; Син ; Тот ; Хонсу ; Хина ; Цукиёми ; Чандра ; Чанъэ ; Шеларди ; Ях .

См. также

Примечания

Литература

  • Лунарные мифы / Иванов В. В. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 78—80.
  • Элиаде М. Луна и её мистика // Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. — М. : Ладомир, 1999. — С. 154—182. — 488 с. — 2,200 экз. ISBN 5-86218-346-9 .
Источник —

Same as Луна в мифологии