Золотой век научной фантастики
- 1 year ago
- 0
- 0
Луна фигурирует в литературе как место действия с античности . На протяжении большей части истории литературы значительная часть произведений, описывающих путешествия на Луну, носила сатирический характер. Однако с конца XIX века научная фантастика (НФ) начала последовательно фокусироваться на темах жизни на Луне , высадках на неё и колонизации человеком .
Обратная сторона Луны впервые была запечатлена в 1959 году советской станцией « Луна-3 ». Первая в мире мягкая посадка на Луну была совершена в 1966 году спускаемым аппаратом — автоматической лунной станцией из состава советской АМС « Луна-9 », которая также впервые передала изображения поверхности другого небесного тела. В 1970 году станция АМС « Луна-17 » с первым в мире дистанционно-управляемым самоходным аппаратом ( планетоходом , или ровером) « Луноход-1 » успешно прилунилась в Море Дождей . «Луноход-1» проработал на Луне одиннадцать лунных дней (10,5 земных месяцев) и проехал 10 540 м.
Первая в мире высадка на Луну произошла 20 июля 1969 года на корабле « Аполлон-11 » (первым человеком, ступившим на поверхность Луны, стал Нил Армстронг ), после этого было ещё несколько высадок; последняя шестая — в декабре 1972 года. Таким образом, Луна — единственное небесное тело, на котором побывал человек, и первое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю. Широко распространены конспирологические утверждения о так называемом « лунном заговоре », что высадки на Луну лишь инсценировались, но реально не производились, или что вышесказанное было умышленной дезинформацией, а программа «Аполлон» была свёрнута ввиду обнаружения инопланетного присутствия на Луне.
Как бы то ни было, с 1972 года человек на Луне не бывал. В XXI веке ведётся исследование Луны автоматическими станциями, планируется добыча на ней полезных ископаемых, основание Международной лунной станции , однако все эти проекты носят по большей части умозрительный и гипотетический характер; также планируется вновь послать на Луну людей .
Самые ранние дошедшие до нас описания Луны как места действия — сочинения древнегреческих писателей Антония Диогена (« Невероятные приключения по ту сторону Туле ») и Лукиана (« Правдивая история ») .
В созданной в X веке японской Повести о старике Такэтори его приёмная дочь Кагуя прибыла с Луны. Через тысячу лет её именем японцы назвали искусственный спутник Луны .
Затем долгое время тема Луны в фантастической литературе была забыта, но в 1634 году был посмертно опубликован роман Иоганна Кеплера « », после чего тема путешествий на Луну стала достаточно серьёзно исследоваться в художественной литературе . Основываясь на мыслях Кеплера и размышлениях Фрэнсиса Бэкона о полёте на Луну в его произведении 1627 года « Sylva sylvarum », Фрэнсис Годвин полноценно развил эту идею в романе 1638 года « Человек на Луне » .
В дальнейшем многочисленные авторы писали серьёзные или сатирические произведения, описывающие путешествия на Луну, например: роман Сирано де Бержерака « Комическая история государств и империй Луны » (1657); роман Даниэля Дефо « » (1705); рассказ Эдгара Аллана По « Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля » (1835); серия газетных очерков (1835) авторства малоизвестного репортёра по имени Ричард Адамс Лок, позднее получивших название « Большое лунное надувательство »; повесть Жюля Верна « С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут » (1865); повесть Герберта Уэллса « Первые люди на Луне » (1901) .
Действие повести Джорджа Гриффита «Медовый месяц в космосе» (1901) происходит на Луне и является первым подробным изображением космического скафандра в фантастике .
Первый НФ-фильм Жоржа Мельеса « Путешествие на Луну » (1902) рассказывает, как явствует из названия, о путешествии на Луну .
Ко второй половине XIX века стало ясно, что Луна лишена жизни, и это делало серьёзные описания лунных форм жизни и обществ недостоверными . Из-за этого, в частности, НФ переключилась на описание жителей и обществ Марса . Ряд авторов «нашли выход из положения»: теперь лунная жизнь скрывалась под её поверхностью. Например, вышеупомянутые «Первые люди на Луне» Уэллса, « » (1926) Э. Р. Берроуза . Другие фантасты описывали жизнь на Луне, но в прошлом; либо рассказывали об останках вымершей лунной цивилизации, как, например, в серии 1887—1893 годов «Письма с планет» (сиквел повести 1883 года « ») . Другие примеры: повесть «Призрак Гая Тайрла» (1895), вышеупомянутый «Медовый месяц в космосе», рассказ Джека Уильямсона «Лунная эра» (1932), в котором герои знакомятся с лунной жизнью, путешествуя в прошлое . Также как вариант некоторые авторы взяли утверждение, что жизнь на Луне существует только на её невидимой стороне . В повести « » (1977) на Луне найден древний человеческий скелет в скафандре, что привело к осознанию того, что человечество возникло не на Земле .
Фантасты населяли Луну самыми разными формами жизни: разумные моллюски в рассказе «Лунная куколка» (1931), великаны в вышеупомянутом «Человеке на Луне» Годвина . В упоминавшемся выше « Большом лунном надувательстве » центральное место занимают гуманоиды — летучие мыши . Самое раннее описание жизни на Луне — в « Правдивой истории » Лукиана , где он рассказывает о трёхголовых стервятниках-лошадях и птицах-овощах . В Иоганна Кеплера видимая сторона Луны населена человекоподобными (впервые в литературе) существами, а обратная — змееподобными существами. Будучи учёным, Кеплер, основываясь на астробиологических соображениях, подробно описал адаптацию обеих этих рас к * .
В фильме « Аполлон 18 » (2011) рассказывается о секретной миссии американских астронавтов: разместить на Луне систему предупреждения о ракетном нападении для защиты от СССР . Там они сталкиваются с внеземной жизнью — паукообразные существа, мимикрирующие под . В финале картины все астронавты погибают от воздействия этих инопланетян .
После окончания Второй мировой войны появилось несколько литературных произведений, описывающих ви́дение НФ-писателями первой высадки на Луну (строго с научной точки зрения). Это, например, рассказ Роберта Хайнлайна « Человек, который продал Луну » (1950), повесть Лестера дель Рея «Миссия на Луну» (1956), повесть Пьера Буля «Сад на Луне» (1964), повесть «Выстрел на Луне» (1966).
В то же время первая высадка на Луну была важной частью сюжета нескольких НФ-кинофильмов. Например, « Женщина на Луне » (1929) , « Место назначения — Луна » (1950) , « Обратный отсчёт » (1967) . Из гораздо более поздних фильмов можно отметить « Железное небо » (2012) и « Железное небо: Грядущая раса » (2019) .
После успешной миссии « Аполлона-11 », который прилунился на поверхность нашего спутника в 1969 году, истории о вымышленных первых посадках на Луну вышли из моды и были заменены рассказами о её колонизации .
Впервые центральное место в сюжете колонизация Луны заняла в повести Мюррея Лейнстера « » (1953). Далее в этом плане можно отметить повести Ларри Нивена « » (1980) и Роджера Аллена « » (1988) . Иногда лунные колонии являются последним прибежищем человечества, когда Земля больше непригодна для жизни — как, например, в рассказе Артура Кларка « » (1951), где жизнь на Земле уничтожена ; или в повести Стивена Бакстера « » (1998), где Земля уничтожена инопланетной нанотехнологией с самой Луны . Иногда, чтобы основать на Луне колонию, её надо терраформировать — как, например, в повести «Воссоединение» (1991) Джона Гриббина и .
Жители лунных колоний часто стремятся к независимости от Земли. Например, в романе Роберта Хайнлайна « Луна — суровая хозяйка » (1966) описывается восстание заключённых лунной тюрьмы. В повести Бена Бовы «Лунная война» (1997) рассказывается о попытке лунных колонистов отделиться от Земли, но она отвергает это предложение на том основании, что Луна не является самодостаточной, а зависит от ресурсов, импортируемых с Земли . В нескольких произведениях лунные колонии описываются как военные базы . В романе Роберта Хайнлайна 1947 года « Ракетный корабль „Галилео“ » (по мотивам которого был снят вышеупомянутый фильм « Место назначения — Луна ») изображается открытие секретной базы-колонии нацистов на Луне после прибытия на неё первых людей (понятное дело, что не первых). Повесть Мюррея Лейнстера « » (1957) рассказывает об американской ракетно-ядерной базе на Луне, которая выполняет функцию сдерживающего фактора. Схожий сюжет имеет повесть Аллена Стила «Альтернатива спокойствию» (1996), написанная в жанре « альтернативная история » .
Социальная структура и управление лунными колониями в разных произведениях заметно различаются. В хайнлайновских « Луна — суровая хозяйка » (1966) и « Кот, проходящий сквозь стены » (1985) изображены лунные общества, основанные на либертарианских идеалах, таких как принцип невмешательства . Повесть Джона Варли « » (1992) описывает постдефицитное общество , в котором центральная власть гарантирует как рабочие места для всех, кто хочет работать, так и доступ к таким явлениям первой необходимости, как воздух, еда и отопление . В романе Артура Кларка « Лунная пыль » (1961) Луна является популярным туристическим направлением . В рассказе Уолтера Миллера «Путевой обходчик» (1957) подробно рассматривается довольно оригинальная тема: возможное влияния пониженной гравитации Луны на и психологическое развитие детей . В повести Аллена Стила «Спуск на Луну» (1991) Луна населена почти исключительно рабочими, занятыми добычей полезных ископаемых .
Жители Луны фигурируют также в детской художественной литературе.
В повести Елина Пелина «Ян Бибиян на Луне» (1934) Луну населяют огромные насекомообразные существа, которые, однако, способны общаться с людьми, а одного из героев даже чуть было не принуждают к браку.
В сатирическом романе-сказке Н. Носова « Незнайка на Луне » общество жителей Луны целиком антропоморфно и изображено сатирически, напоминая образцы «дикого капитализма» в Западной Европе и США, а герои носят имена, стилизованные под английские, немецкие и итальянские. В романе обитаемая часть Луны расположена внутри лунной поверхности как внутренний шар с атмосферой, тогда как поверхность Луны безжизненна.