Interested Article - Мечников, Лев Ильич

Лев Ильи́ч Ме́чников ( фр. Léon Metchnikoff ; 18 ( 30 ) мая 1838 год , Санкт-Петербург 18 ( 30 ) июня 1888 год , Кларан , Швейцария ) — швейцарский географ , революционер- анархист и публицист русского происхождения. Научные работы писал на французском языке , публицистические — на итальянском и русском языках .

Биография

Происхождение

Л. И. Мечников родился в семье гвардейского офицера и помещика Ильи Ивановича Мечникова (1810—1878) и Эмилии Львовны Мечниковой (урождённой Невахович, 1814—1879). «Корнет Мечников Илья Иванович и дочь титулярного советника Невахович Эмилия Львовна» заключили брак 17 апреля 1832 года в Санкт-Петербурге .

По отцовской линии происходил из старинного молдавского боярского рода , восходящего к Дмитрию Степановичу, вышедшему из Молдавии в Россию при Петре I вместе с Дмитрием Кантемиром . По материнской линии — внук еврейского просветителя , публициста и драматурга Лейба Неваховича (Льва Николаевича) Неваховича (1776—1831), считающегося основателем жанра «русско-еврейской литературы», в честь которого и получил своё имя; племянник карикатуриста и издателя Михаила Львовича Неваховича и драматурга, заведующего репертуарной частью Императорских театров Александра Львовича Неваховича .

Младший брат — физиолог, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников . Племянница (дочь старшей сестры Екатерины) — оперная певица Мария Кузнецова .

Детство и юность

В 1850 1852 годах был воспитанником петербургского училища правоведения . Оставил учёбу из-за коксита (воспаление тазобедренного сустава). В результате правая нога Мечникова была короче левой, и он всю жизнь пользовался костылём, а обувь шил на заказ — на высокой подошве. Детские годы провёл в отцовском имении Ивановка , затем в Панасовке Купянского уезда Харьковской губернии . Образование получил домашнее, лишь полгода проучился в Харьковской гимназии. В 1855 году один семестр учился на медико-хирургическом факультете Харьковского университета , который оставил по настоянию родителей. В 1856—1858 годах учился на факультете восточных языков Петербургского университета . Параллельно посещал занятия в Академии художеств . Из-за финансовых затруднений оставил университет и год работал переводчиком при дипломатической миссии Б. П. Мансурова на Ближнем Востоке ; посетил Константинополь , Афон и Иерусалим . Был уволен за дерзкое поведение. Вернулся в Петербург, где два месяца слушал лекции на физико-математическом факультете Петербургского университета, сдал государственные экзамены за полный курс и получил свидетельство об окончании университета. Затем служил в Русском обществе пароходства и торговли (РОПиТ) на Ближнем Востоке: совершил несколько плаваний по Дунаю , Чёрному и Эгейскому морям, служил помощником торгового агента в Бейруте . Весной 1860 года из Константинополя уехал в Венецию учиться живописи.

В эмиграции

Когда 6 мая 1860 года генерал Джузеппе Гарибальди во главе 1200 добровольцев высадился на Сицилии , Мечников выступил с инициативой создать ему в помощь Славянский легион, после чего стал известен австрийской полиции и бежал во Флоренцию , где вступил во вспомогательный отряд гарибальдийцев под командованием полковника Дж. Никотеры. В его составе совершил плавание на Сицилию и Апеннинский полуостров . В битве при Вольтурно 1 октября 1860 года был ранен.

В дальнейшем с 1861 года жил в Сиене , а после женитьбы в 1862 году на Ольге Ростиславовне Скарятиной (ур. Столбовской) — во Флоренции . Был близок с русскими художниками (круг Н. Н. Ге ), принимал активное участие в жизни русской эмиграции, политической жизни Италии, издавал газету «Бич» (Flegello). О событиях 1860 года в Италии написал большой очерк «Записки гарибальдийца» (подписано — М.) и издал его в 1861 году в журнале « Русский вестник ». В 1863 году под псевдонимом Леон Бранди в журнале « Современник » опубликовал автобиографическую повесть «Смелый шаг», которая, в дополнение к изданию романа Н. Г. Чернышевского « Что делать? », послужила причиной временной приостановки издания журнала. В конце 1864 году за активную республиканскую деятельность был выслан из Италии и переехал в Женеву . Активно сотрудничал с русскими и европейскими социалистами и анархистами ( Александром Герценом , Михаилом Бакуниным , Николаем Огаревым , Элизе Реклю , Адольфом Асси и др.). Помогал участникам Парижской коммуны , участвовал в подготовке Гаагского конгресса I Интернационала , проводя в Испании и Франции агитацию в пользу Альянса социалистической демократии. Анархист , сторонник М. А. Бакунина .

В конце 1860-х начале 1870-х годов много путешествует по Европе, излагая свои впечатления в статьях, публикуемых в русских журналах «Современник», « Русский вестник », « Дело » и др. Это статьи о географии, литературе (итальянской, французской, английской, русской) живописи, общественных событиях Европы и Америки.

В 1873 году приступает к изучению японского языка и истории Японии . Готовясь к поездке в эту страну, изучает фотодело. В 1874 году на два года уезжает в Токио , где преподает в Токийской школе иностранных языков. Параллельно изучает природу, историю и культуру Японии , японское общество, обрабатывает накопленный материал, заранее готовя большую книгу-исследование о Японии. В 1876 году, совершив кругосветное плавание, возвращается в Женеву.

За последующие 5 лет издал множество статей географического и этнографического характера, в 1881 году выпустил книгу «L’Empire Japonais» — почти 700-страничный трактат о Японии, дополненный собственноручно выполненными географическими картами, рисунками в японском стиле и фотографиями. В книге предложил и реализовал революционный для географии и этнографии принцип «страна — народ — история». (На русский язык до сих пор не переведена). Тогда же приступил к работе секретаря издаваемой Э. Реклю 19-томной «Nouvelle Geographie Universelle» («Новая всемирная география». В русском издании 1876—1884 годов — «Земля и люди. Всеобщая география»). Владел 10 языками — русским, английским, французским, немецкий, польским, итальянским, испанским, арабским, турецким, японским.

В конце 1870 — начале 1880-х годов был самым активным автором журнала «Дело»: «Итоги нашей промышленности» (1877), «Жёлтый вопрос» (1878), «Мещанское царство» (1879), «Хлебный вопрос в Америке и Европе» (1880), «Колонизация в Австралии и Америке» (1880), «Заметки об аграрном быте Франции» (1882), «Проекты аграрных преобразований в Англии» (1883), «Национальное единство и федерализм в Германии» (1883) — эти и другие статьи, посвящённые разнообразным вопросам жизни человечества он публикует под псевдонимами и криптонимами — Эмиль Денегри, Виктор Басардин, А. Д., В. Б. и др. В «Деле» им помещены и большие, этапные работы: «Душевная гигиена» (1878), «Культурное значение демонизма» (1879), «Вопросы общественности и нравственности» (1879), «Жан-Жак Руссо» (1881), «Школа борьбы в социологии» (1884). В 1882 году опубликовал повесть «На всемирном поприще» — о русских художниках, живших в Париже.

В это же время пишет главный труд своей жизни — книгу «Цивилизация и великие исторические реки». В её основе — устройство общества и освоение им географической среды. Согласно теории Мечникова, подневольные союзы людей могут освоить только исторические реки ( Нил , Тигр и Евфрат , Инд и Ганг , Янцзы и Хуанхэ ), подчинённые — уже средиземные моря, и только свободные — океаны. Основа же общественного устройства — способность его членов к солидарности.

…Смерть или солидарность, других путей у человечества нет. Если оно не хочет погибнуть, то люди неизбежно должны прибегать к солидарности и к общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды. В этом заключается великий закон прогресса и залог успешного развития человеческой цивилизации.

Умер 18 июня 1888 года от эмфиземы лёгких и был похоронен на Кларанском кладбище. Могила упразднена. Труд всей его жизни «La civilisation et les Grands Fleuves historiques» («Цивилизация и великие исторические реки») был издан его другом Ж.- Ж. Элизе Реклю в Париже в 1889 году. На издание откликнулись Ф. Ратцель , П. Г. Виноградов , В. С. Соловьёв , М. М. Ковалевский , Г. В. Плеханов , В. Ф. Эрн и др. Книга Мечникова оказала значительное влияние на мировоззрение ирландского писателя Джеймса Джойса , который прочёл её в 1924 году .

На русском языке книга «Цивилизация и великие исторические реки» издавалась 6 раз. Первый перевод, М. Д. Гродецкого, вышел в 1898 году, переиздавался в 1899-м и после 1914 года, второй, Н. А. Критской, выходил в 1924, 1995 и 2013 годах.

В честь Льва Мечникова названа горная вершина в Антарктиде , в 2013 году к 175-летию со дня рождения Л. И. Мечникова Почтой России выпущен художественный маркированный конверт.

Взгляды

Политические взгляды

Мечников решительно выступал против расизма и географического фатализма, был сторонником естественнонаучного материализма , полной свободы человека, по своим политическим взглядам — анархист . Для него важными ценностями стали свобода труда и стремление к будущему, осуществляемое посредством непрерывной творческой деятельности.

Взгляды на историю

Концепция мирового развития

Мечников обосновал идею развития мира от неорганической (механизмы) к органической (организмы) и, далее, к разумной (общества) природе.

Им открыт закон развития человеческого общества — закон кооперации . Он заключается в том, что в ходе постепенного развития общества уровень солидарности между людьми неуклонно повышается.

Во взглядах на историю человечества Мечников придерживался теории неуклонного прогресса . Он обосновывал это тем, что только в рамках такой концепции существование человечества приобретает смысл, свою направленность. Доказать данную теорию он хотел в духе естественнонаучных исследований, с минимизированной субъективностью, которая в некоторой степени сопровождала социологию того времени.

Создана основа дисциплины « геополитика » в её русском исполнении: в отличие от западной, которая приравнивает общества к организмам, русская ставит общество на более высокую ступень развития. Мечников — «отец» русской геополитики.

Принципиально важным для изучения истории формирования общества положением Мечников считал то, что его развитие не определяется исключительно внутренними взаимодействиями людей. Он был равно против как географического детерминизма в его крайних формах, так и отказа от связи между развитием цивилизаций и географией.

Страна-народ-история

Этот принцип плодотворно реализован в краеведении и геополитике.

Теория формирования земных цивилизаций

Земная цивилизация по Мечникову, так же как и по Марксу , начинается с труда, который и создал человека. Причина труда по Мечникову такова: « Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности , хотя бы в действительности отдельные группы населения ненавидели друг друга ». Кроме того, для развития общества и укрепления социальных связей между людьми Мечников признавал необходимым наличие в некоторой степени неблагоприятных условий. В противном случае, если человеку не приходится прилагать никаких усилий для сохранения своей жизни, то он и не будет заинтересован в развитии, останется на примитивной ступени.

Таким образом, начало земных цивилизаций — деспотия . Прогресс осуществляется при постепенном развитии личности , её стремлении к свободе, анархии . Чем более свободно общество, тем более трудную для жизни среду оно может освоить .

Библиография

Основные научные труды
  • L’empire japonais (Японская империя) / texte et dessins par Leon Metchnikoff. — Женева : Imprimerie Orientale de «l’Atsume Gusa», 1881.
  • Une dynastie archaique du Japon. — Париж, 1886.
  • La civilisation et les grands fleuves historiques (1889, науч. ред. Ж.-Э. Реклю )
  • Цивилизация и великие исторические реки. Первый русский перевод 1897, 1898, 1899 и после 1914 (науч. ред. М. Д. Гродецкий).
    • второй перевод — 1924 (науч. ред. Н. К. Лебедев ), 1995 и 2013 (науч. ред. В. И. Евдокимов).
  • Мей-Дзи. Эра просвещения Японии. — Казань , 1905.
Прочее
  • Мечников Л. И. Записки гарибальдийца / Науч. ред. и перевод М. Г. Талалая СПб. : Алетейя , 2016. — 188 с. — ISBN 978-5-906860-30-9
  • Мечников Л. И. Последний венецианский дож. Итальянское Движение в лицах / Науч. ред. и перевод М. Г. Талалая — СПб. : Алетейя, 2017 — 332 с. — ISBN 978-5-906910-49-3
  • Мечников Л. И. Неаполь и Тоскана. Физиономии итальянских земель / Науч. ред. и перевод М. Г. Талалая — СПб. : Алетейя, 2018 — 354 с. — ISBN 978-5-907030-22-0
  • Мечников Л. И. Очерки французской литературы от Просвещения до натурализма. / Сост. Р. Ризалити. Науч. ред. М. Г. Талалай. — М. : Индрик , 2020. — 400 с. — ISBN 978-5-91674-000-0

Примечания

  1. Мечников Лев Ильич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. . Дата обращения: 27 апреля 2008. 23 сентября 2015 года.
  3. Горина Е. Н. Л. И. Мечников о роли географического фактора в развитии человечества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. — 2008.

Литература

  • Аксентьев С. // Наука и жизнь , № 1 (2008), стр. 70-76.
  • .
  • Гловели Г. Д. Лев Мечников // Альтернативы. 1995. № 1.
  • Карташёва К. С. Дороги Льва Мечникова. (серия: ). — М. : Мысль, 1981.
  • Российский социолог Лев Мечников. — Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 1994. — 88 с.
  • Иванова Г. Д. Л. И. Мечников в Японии // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Ч. I. — М. , 1986. — C. 83—86.
  • Евдокимов В. И. Отец русской геополитики // НГ-наука, 2013, № 8. — С. 12.
  • Евдокимов В. И. Феномен Льва Мечникова // Лев Мечников. Цивилизация и великие исторические реки. — М. : Айрис-Пресс, 2013. — С. 5-75. — 320 с. — (Библиотека истории и культуры). — 3000 экз. ISBN 978-5-8112-5112-4 .
  • Федотова П. И. // Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). — 2013.

Ссылки

Источник —

Same as Мечников, Лев Ильич