Венера
занимает второе место среди планет
Солнечной системы
после
Марса
по той роли, которую она играет в литературе и других жанрах искусства
.
Содержание
Венера в различных культурах
В ритуальном варианте
календаря майя
, применяемом и другими народами
Месоамерики
(
ацтеками
,
тольтеками
и т. д.), существовали циклы по 584 дня, примерно совпадающие с синодическим периодом обращения Венеры.
В
гавайской
мифологии и навигации по звёздам планета Венера рассматривалась как отдельные утренняя звезда
Хокуао
и вечерняя или убегающая звезда
Хокукауа-хиахи
.
Вавилонские астрономы уделяли большое внимание планете Венере. В текстах позднего периода она вместе с Луной и
Солнцем
составляет
триаду
. Согласно некоторым предположениям, вавилонские астрономы знали, что в период своей большой яркости после или до нижнего соединения Венера кажется серпом
. Согласно этой версии, вавилонские астрономы уделяли столь большое внимание Венере именно из-за этой её особенности, поскольку эта особенность делала её сестрой Луны. Поэтому в интересах древних культов вавилонские астрономы внимательно наблюдали за Венерой, а в поздний период (1500—1000 годы до н. э.) даже пытались использовать величину периодов её исчезновений и появлений для астрологических предсказаний
.
Определённый вклад в наблюдения Венеры сделала греко-римская цивилизация античности, откуда собственно планета и получила своё название.
Венера являлась наиболее приоритетным астрономическим объектом для астрономов цивилизации майя. Её календарь можно обнаружить на листах 24 — 29
Дрезденского кодекса
.
Венера в культуре античного мира и средневековья
Исследования небесных тел в храмах-обсерваториях в Древнем мире проводились невооружённым глазом. Главными инструментами древних обсерваторий были:
гномон
для систематических наблюдений полуденных высот Солнца,
солнечные часы
и
клепсидры
для измерения времени; без помощи инструментов наблюдали Луну и её фазы, планеты, моменты восхода и заката светил, прохождения их через меридиан, солнечные и лунные затмения. Майя проводили астрономические исследования вообще без каких бы то ни было приборов, стоя на вершинах пирамид-«обсерваторий». Единственный инструмент, который они использовали, это скрещенные палки для фиксации точки наблюдения. Жрецы, которые изучают звёзды, изображены вместе с приборами в рукописях Наттол, Сельдена и Ботли
.
Ввиду примитивности инструментов древние астрономы могли изучать лишь механику движения планет и относительные характеристики яркости. Представления о планете Венера в культуре данного периода истории нашли своё отражение главным образом в мифологии, философии, астрологии и оккультизме.
Древнегреческая философия
В зависимости от философской школы, в античной древнегреческой культуре можно выделить два основных представления о планетах — как материальный объект природы (небесное светило, укреплённое на небесной сфере), либо как личность божества. Таким образом, планета Венера представлялась в древнегреческой культуре либо как светило
, либо как божество
. В первом случае Венера имела мало общего с тем, что сейчас мы понимаем под термином «планета». В понимании греческих философов ионийской школы она была ближе к тому, что сейчас современная наука определяет как «звезда». Во втором случае (версия древнегреческой школы италийцев) планета отождествлялась с личностью богини любви, греческой Афродитой. Впоследствии ставшей известной как римская Венера. Отсюда планета и получила своё знаменитое название.
Венера была важным объектом для древних цивилизаций Америки, в частности,
майя
, которые называли её
Нох Эк
— «Великая звезда», или
Шуш Эк
— «Звезда Осы»
. Они верили, что Венера олицетворяет бога
Кукулькана
(также известного как Гукумац или
Кетцалькоатль
в других частях древней Центральной Америки). В
рукописях майя
описан полный цикл движений Венеры
.
Венера в литературе и анимации
Венера занимает второе место среди планет
Солнечной системы
после
Марса
по той роли, которую она играет в литературе и других жанрах искусства
.
В первой половине/середине XX века условия на поверхности Венеры ещё не были известны даже приблизительно. Невозможность наблюдения в оптический телескоп поверхности планеты, постоянно закрытой облаками, оставляла простор для фантазии писателей и режиссёров. Даже многие учёные того времени, исходя из общей близости основных параметров Венеры и Земли, считали, что условия на поверхности планеты должны быть достаточно близки к земным. С учётом меньшего расстояния до Солнца допускалось, что на Венере будет заметно жарче, но считалось, что там вполне может существовать жидкая вода и, следовательно, биосфера, возможно даже с высшими животными. В связи с этим в массовой культуре сложилось представление, что мир Венеры представляет собой аналог «
мезозойской эры
» Земли — влажный тропический мир, населённый гигантскими ящерами.
Во второй половине XX века, когда Венеры достигли первые АМС, оказалось, что эти представления находятся в разительном несоответствии с реальностью. Как было установлено, условия на поверхности Венеры исключают не только возможность существования жизни, подобной земной, но даже представляют серьёзные затруднения для работы автоматических роботов из титана и стали.
Иногда считается, что планете Венере, известной под названием «вечерняя звезда», посвящено стихотворение
А. С. Пушкина
«
» (1820)
. Однако
В. Вересаев
в своей статье «Таврическая звезда» (1927) доказывает, что Пушкин в указанном стихотворении имел в виду Юпитер.
В романе
Бориса Красногорского
Острова эфирного океана
(1914) на поверхность Венеры опускается российский аппарат Имеретинского «Победитель Пространства». На Венере есть пригодный для дыхания воздух, густые облака и гористый ландшафт. Первым живым существом на планете оказывается
стрекоза
.
В романе
Александра Беляева
«
Прыжок в ничто
» (1933) горстка капиталистов бежит от мировой пролетарской революции в Космос, высаживается на Венере и обосновывается там. Планета представлена в романе приблизительно как Земля в мезозойскую эру и «подобна огромной оранжерее». Полёт до Венеры на ракете равен примерно 97 суткам.
В научно-фантастическом очерке
Бориса Ляпунова
«
» земляне впервые ступают на Венеру и Меркурий и занимаются их изучением.
В романе Владимира Владко «
» на Венеру отправляется советская геологоразведочная экспедиция.
В романе-трилогии
Георгия Мартынова
«
Звездоплаватели
» вторая книга — «Сестра Земли» — посвящена приключениям советских космонавтов на Венере и знакомству с её разумными обитателями.
В цикле рассказов
Виктора Сапарина
: «
», «
» и «
» высадившиеся на планету космонавты устанавливают контакт с жителями Венеры.
В романе
братьев Стругацких
«
Страна багровых туч
» Венера — вторая планета после
Марса
, которую пытаются колонизировать и направляют планетолёт «
Хиус
» с экипажем разведчиков в район залежей радиоактивных веществ под названием «Урановая Голконда».
В рассказе
Севера Гансовского
«
» двое последних наблюдателей-землян встречают декабра, животное, от которого зависело природное равновесие на Венере. Декабры считались полностью истреблёнными, и люди готовы погибнуть, но оставить декабра живым.
В романе
Евгения Войскунского
и
Исая Лукодьянова
«
» рассказывается о космонавтах-разведчиках, учёных, инженерах, которые в трудных условиях космоса и человеческого социума проводят колонизацию Венеры.
В повести
Александра Шалимова
«
» участники экспедиции, посланные на корабле-лаборатории к Венере, пытаются разрешить загадки этой планеты.
В научно-фантастическом романе
Александра Зорича
«
» описан следующий способ терраформирования Венеры: сначала её охлаждают, затеняя от Солнца искусственным кольцом, после этого избавляются от основной массы чересчур толстой атмосферы, «сдувая» её протуберанцем, направленным в сторону планеты при помощи специального гравитационного устройства.
В рассказах
Рэя Брэдбери
«
Всё лето в один день
» и «Нескончаемый дождь» климат планеты представлен как крайне дождливый (либо дождь идёт всегда, либо прекращается раз в 7 лет).
В романе
Станислава Лема
«
Астронавты
» и в его экранизации «
» земляне находят на Венере остатки погибшей цивилизации, собиравшейся уничтожить жизнь на Земле.
В научно-фантастическом романе
Франсиса Карсака
«
Бегство Земли
», наряду с основным сюжетом, описывается колонизованная Венера, атмосфера которой прошла физико-химическую обработку, в результате чего планета стала пригодной для жизни людей. Кроме того, её наряду с Землёй и Луной превратили в межзвёздный корабль.
В фантастической повести «
» и научно-фантастическом романе
Генри Каттнера
«
» рассказывается о терраформировании Венеры колонистами с погибшей Земли.
В научно-фантастическом романе
Клайва С. Льюиса
«
Переландра
» Венера занимает центральное место в сюжете. Она покрыта океанами и населена.
В рассказе
Айзека Азимова
«Лакки Старр и Океаны Венеры» действие тоже разворачивается на этой планете.
В рассказе
Генри Каттнера
«Железный стандарт» земляне терпят бедствие на Венере при полном равнодушии к ним обитателей Венеры.
В манге и аниме-мультсериале «
Сейлор Мун
» планету олицетворяет девушка-воительница
Сейлор Венера
, она же Минако Айно. Её атака заключается в силе света и любви.
В романе Алекса Розова «День Астарты» ключевым событием является искусственное изменение орбиты астероида для столкновения его с Венерой с целью её терраформирования.
В романах Эдгара Берроуза «Венерианской» серии: «Пираты Венеры», «Затерянные на Венере», «Карсон венерианский», «Бегство на Венеру», «Венерианский маг».
Венера является первым пунктом назначения международной экспедиции в псевдодокументальном фильме производства BBC «
Космическая одиссея: Путешествие к планетам
». Российский космонавт Иван Григорьев становится первым человеком, ступившим на поверхность Венеры (с навязчивым желанием отыскать там советский
спускаемый аппарат
аппарата программы «
Венера
»).
Стремление дать причинное объяснение явлений природы было сильной стороной школы ионийцев. В настоящем состоянии мира они увидели результат действия физических сил, а не мифических богов и чудовищ (
, p. 7—8,
, с. 78—80). Ионийцы полагали небесные светила объектами, в принципе, той же природы, что и земные объекты материальной природы, движением которых управляют те же силы, что действуют на Земле. Суточное вращение небосвода они считали реликтом изначального вихревого движения, охватывавшего всю материю Вселенной. Философы-ионийцы были первыми, кого назвали физиками. Однако недостатком учений ионийских натурфилософов была попытка создать физику без математики (
, с. 178).
Стремление поисков математических закономерностей в природе было сильной стороной италийцев. Характерный для италийцев интерес к идеальным геометрическим фигурам позволил им предположить, что Земля и небесные тела имеют форму шара и открыть дорогу к приложению математических методов к познанию природы. Однако полагая небесные тела божествами, они практически полностью изгнали с небес физические силы. Основоположник данной школы,
Пифагор
, развивал знаменитый мистико-философский союз, представители которого, в отличие от ионийцев, видели основу мира в математической гармонии, точнее, в гармонии чисел, стремясь при этом к единению науки и мистического культа. Небесные светила они считали богами. Это обосновывалось следующим образом: боги — это совершенный разум, для них характерен наиболее совершенный вид движения; таковым является движение по окружности, поскольку оно вечное, не имеет ни начала, ни конца и все время переходит само в себя. Как показывают астрономические наблюдения, небесные тела движутся по окружностям, следовательно, они являются богами (
, с. 179,
, p. 177—178). Наследником пифагорейцев был великий афинский философ
Платон
, который полагал весь Космос созданным идеальным божеством по своему образу и подобию. Хотя пифагорейцы и Платон верили в божественность небесных светил, для них не была характерна вера в
астрологию
: известен крайне скептический отзыв о ней
Евдокса
, ученика Платона и последователя философии пифагорейцев.
Exsul immeritus blas valera populo suo e historia et rudimenta linguae piruanorum. Indios, gesuiti e spagnoli in due documenti segreti sul Perù del XVII secolo. A cura di L. Laurencich Minelli. Bologna, 2007
Второв И. П.
Древняя гавайская астрономия // Земля и Вселенная. 2014. № 1. С. 63-74.
, Глава 3. Знания о небе в Древнем Вавилоне, с. 35.
, Глава 3. Знания о небе в Древнем Вавилоне, с. 36.
↑
, Научные знания. Часть 1.
, p. 7—8.
, с. 78—80.
, с. 178.
, с. 179.
, p. 177—178.
Регарди И.
Глава третья. Сефирот
// Гранатовый сад. —
М.
: Энигма, 2005. — 304 с. —
ISBN 5-94698-044-0
.
Morley, Sylvanus G.
Древние майя = The Ancient Maya. — 5-е изд. — Stanford Univ. Press, 1994. —
ISBN 9780804723107
.
Böhm, Bohumil; Böhm, Vladimir.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 января 2009.
14 марта 2012 года.
Самсонова Л. Н., Самсонов Н. Г.
. — 2010.
.
Литература
Ван дер Варден.
Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции / Пер. с голл. И. Н. Веселовского. —
М.
, 1959. — 456 с.