Корпоративная идентичность
- 1 year ago
- 0
- 0
Корпоративная коллекция Белгазпромбанка — собрание произведений искусства , насчитывающее более 100 артефактов . Ядро коллекции составляют произведения художников Парижской школы — уроженцев Белоруссии . Коллекция формируется в рамках реализации национального историко-культурного проекта « ». 35 экспонатов собрания включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь .
Начало формирования коллекции было положено в 2011 году, когда Белгазпромбанк в тесном взаимодействии с Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО (тогдашний председатель комиссии — Владимир Счастный) приобрёл у Надин Нешавер, эксперта по Парижской школе 1905—1939 гг. , ряд произведений Пинхуса Кременя , Михаила Кикоина , Осипа Любича , Шраги Царфина — художников Парижской школы еврейского происхождения, родившихся на землях, входящих в состав современной Белоруссии .
Дальнейшее пополнение коллекции банк осуществлял через покупки на мировых аукционах (« Кристис », « Сотбис », « », « Макдугаллс ») и у частных владельцев. В 2012 году на торгах « Кристис » в Лондоне Белгазпромбанк приобрел работы Марка Шагала «Влюбленные» (1981) и Хаима Сутина «Большие луга в Шартре с виадуком» (около 1934) — первые в Белоруссии оригинальные живописные произведения этих всемирно известных художников. Однако, наиболее ценным приобретением Белгазпромбанка стала картина Сутина «Ева» , купленная на аукционе «Сотбис» в 2013 году за 1 805 000 долларов — самое дорогое художественное произведение, купленное за годы независимости Белоруссии .
В 2018 году в Белоруссии появилась третья работа Сутина — полотно «Уснувшая с книгой. Мадлен Кастен». Портрет приобретен банком в Великобритании за £359 тыс.
Толчком к формированию первоначальной концепции собрания послужила книга Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси» , вышедшая в издательстве «Четыре четверти» в 2010 году. Об этом свидетельствуют слова председателя правления Белгазпромбанка Виктора Бабарико :
Определиться с выбором помог счастливый случай — появление книги Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси». Само её название сформировало концепцию нашей коллекции.
— Белорусский дом для Парижской школы
Цель проекта заключалась в возвращении произведений представителей Парижской школы — уроженцев Белоруссии — на родину своих создателей. В среде интернационального сообщества, получившего название Парижской школы, было немало выходцев с белорусских земель . На территории современной Белоруссии родились и начали свою профессиональную карьеру такие ключевые фигуры художественного авангарда XX столетия, как Марк Шагал и Хаим Сутин. Формирование коллекции содействует включению этого богатого пласта мировой культуры 1910—1930-х годов в историю белорусской живописи и приданию белорусскому искусству импульса для дальнейшего развития.
Примечательно, что до 2011 года значимых работ представителей Парижской школы в Белоруссии практически не было. Виктор Бабарико так выразился по этому поводу: «Стыдно, когда на родине Шагала нет ни одной его работы» .
Со временем концепция расширилась, что связано с реализацией национального историко-культурного проекта «Арт-Беларусь» , целью которого является показать процесс развития культуры Белоруссии во всей его полноте и непрерывности . Позицию Белгазпромбанка по этому вопросу озвучил советник председателя правления Владимир Сажин:
Мы придаём этому проекту более цельное значение — возвращение культурного наследия Беларуси на историческую родину. В этом аспекте коллекция будет расширена не в смысле точного следования названию «Художники Парижской школы из Беларуси», но с осознанием необходимости возвращения белорусских корней на белорусскую землю.
— из сообщения БелТА
В 2013 году собрание пополнилось книгой Симеона Полоцкого «Жезл правления» 1667 года издания, картиной классика романтической живописи XIX столетия Валентия Ваньковича «Портрет Томаша Зана» — в Белоруссии до этого времени не было ни одной оригинальной работы мастера . Среди более поздних приобретений банка — театральный эскиз Леона Бакста , ведущего художника балетных « Русских сезонов » Дягилева в Париже, три работы Дмитрия Стеллецкого , характерного представителя объединения « Мир искусства » , и пр.
Основное место в коллекции занимают произведения живописи, здесь также представлена графика (Шагал, Любич, Бакст) и скульптура ( Цадкин , Инденбаум ). Книги представлены изданием «Жезл правления» Симеона Полоцкого.
Дата проведения | Название выставки | Музей | Город | Страна |
---|---|---|---|---|
сентябрь 2012 — январь 2013 | Художники Парижской школы из Беларуси | Национальный художественный музей Республики Беларусь | Минск | Белоруссия |
февраль 2013 — апрель 2013 | Художники Парижской школы из Беларуси | Дворец Румянцевых — Паскевичей | Гомель | Белоруссия |
май 2013 — июль 2013 | Художники Парижской школы из Беларуси | Витебский художественный музей | Витебск | Белоруссия |
март 2014 — июль 2014 | Десять веков искусства Беларуси | Национальный художественный музей Республики Беларусь | Минск | Белоруссия |
сентябрь 2014 — ноябрь 2014 | Художники Парижской школы из Беларуси | Вильнюсская картинная галерея | Вильнюс | Литва |
октябрь 2015 — ноябрь 2015 | Осенний салон с Белгазпромбанком | Дворец искусства | Минск | Белоруссия |
февраль 2016 — апрель 2016 | Время и творчество Льва Бакста | Национальный художественный музей Республики Беларусь | Минск | Белоруссия |
апрель 2016 — июнь 2016 | Время и творчество Льва Бакста | Вильнюсская картинная галерея | Вильнюс | Литва |
июль 2016 — октябрь 2016 | Время и творчество Льва Бакста | Художественный музей « Рижская биржа » | Рига | Латвия |
«Художники Парижской школы из Беларуси» – арт-проект . Проводится с 2012 года. Партнёром проекта выступает Национальный художественный музей Республики Беларусь . Инициатор проекта – председатель правления ОАО « » Виктор Бабарико. Главный куратор – Владимир Счастный (экс-председатель Национальной комиссии Белоруссии по делам ЮНЕСКО ).
В основе арт-проекта «Художники Парижской школы из Беларуси» лежит корпоративная коллекция Белгазпромбанка, которая первоначально формировалась сугубо из произведений представителей Парижской школы белорусского происхождения .
Концепция проекта «Художники Парижской школы из Беларуси» базируется на значительном вкладе выходцев с белорусских земель в интернациональный искусствоведческий феномен Парижской школы . На территории современной Белоруссии родились и получили начальное художественное образование такие выдающиеся художники как Марк Шагал , Хаим Сутин , Шрага Царфин , Осип Цадкин , Надя Ходасевич-Леже и другие.
До 2011 года, когда началось формирование корпоративной коллекции Белгазпромбанка, в Белоруссии произведения этих всемирно-известных художников были представлены лишь единично . Возвращение шедевров Сутина , Шагала и других расценивается общественностью, как исключительный вклад финансового учреждения в развитие белорусской культуры (смотри ).
Первая выставка проекта «Художники Парижской школы из Беларуси» проходила в Национальном художественном музее Республики Беларусь с 22 сентября 2012 по 14 января 2013 года. В её экспозицию вошли работы из корпоративной коллекции Белгазпромбанка, а также картины, офорты и литографии художников Парижской школы из собраний частных коллекционеров Белоруссии , России и из музейных фондов. Многие из экспонатов выставки внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь .
Кроме произведений искусства, проект «Художники Парижской школы из Беларуси» включает в себя образовательную часть (биографические сведения, документы и фотографии), художественные инсталляции, интерактивную часть (« парижское кафе» с традиционной чашкой кофе), документальные фильмы, специально подготовленные для проекта режиссёрами О. Лукашевичем и А. Алексеевым, коллекционные книги.
Выставка имела большой успех: в Минске её посетили более 50-ти тысяч жителей и гостей столицы . Поэтому было принято решение продолжить экспонирование проекта в областных центрах страны – Гомеле и Витебске . Осенью 2014 года арт-проект отправился в своё первое заграничное турне – в столицу Литвы город Вильнюс .
Дата проведения | Институция | Город | Страна |
---|---|---|---|
сентябрь 2012 – январь 2013 | Национальный художественный музей Республики Беларусь | Минск | Белоруссия |
февраль 2013 – апрель 2013 | Дворец Румянцевых — Паскевичей | Гомель | Белоруссия |
май 2013 – июль 2013 | Витебский художественный музей | Витебск | Белоруссия |
сентябрь 2014 – ноябрь 2014 | Вильнюсская картинная галерея | Вильнюс | Литва |
Выставка «Художники Парижской школы из Беларуси» послужила отправной точкой для развёртывания масштабного историко-культурного проекта « », одна из основных целей которого, по словам советника председателя правления Владимира Сажина – «возвращение культурного наследия Белоруссии на историческую родину» .
Успех выставки «Художники Парижской школы из Беларуси» вдохновил организаторов к проведению более крупного выставочного проекта « Десять веков искусства Беларуси » (март–июль 2014 года).
Список авторов, чьи работы участвовали в выставках проекта:
Белгазпромбанк инициировал съёмки документально-образовательного цикла « Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси », в котором масштабно показана банковская корпоративная коллекция. Создателями видеопроекта являются режиссёры Олег Лукашевич и Александр Алексеев. Премьера документального цикла состоялась 24 мая 2014 года на телеканале « Беларусь 1 » .