Конный рейд Мамантова
- 1 year ago
- 0
- 0
Ко́нный рейд Мамонтова — рейд 4-го Донского корпуса Донской армии Вооружённых сил Юга России 10 августа — 19 сентября 1919 года под руководством генерала К. К. Мамантова по тылам красного Южного фронта в период похода ВСЮР на Москву .
В середине августа 1919 года в ходе Гражданской войны Южный фронт красных попытался перейти в контрнаступление с целью разгромить главную группировку белых войск, овладеть нижним течением Дона и не допустить отхода основных сил противника на Северный Кавказ.
Заблаговременно узнав о подготовке контрнаступления, деникинское командование решает сорвать наступление, направив в рейд по тылам красных войск 4-й Донской казачий корпус генерал-лейтенанта Мамантова (6 тыс. сабель, 3 тыс. штыков, 12 орудий).
В начале (с 23 февраля по 4 августа 1919 года ) корпус генерала Мамантова насчитывал 3400 всадников, 103 пулемёта и несколько бронеавтомобилей . 4 августа 1919 , во время экстренной проверки, генерал К. К. Мамантов лично отсеивал казаков, которые не могли выполнять задачу рейда в глубоком тылу противника. После реорганизации 4-й Донской казачий корпус сократился до 2500 всадников, 103 пулемётов и 3 бронеавтомобилей.
Для повышения его боеспособности, корпусу были приданы части усиления. Поэтому общая численность белогвардейских войск, направленных в рейд под командованием Мамантова составила 3000 штыков, 6000 сабель,12 орудий, 3 бронеавтомобиля, 7 бронепоездов .
10 августа 1919 года корпус Мамантова переправился через реку Хопёр в районе станицы Добринской и прорвал Южный фронт красных на стыке 8-й и 9-й армий . Вскоре основные силы Южного фронта были разбиты, а остальные были обращены в бегство.
Прорвав фронт, корпус Мамантова ушел в тыл Красной армии. В ходе рейда войска Мамантова уничтожали гарнизоны и части противника, разрушали связь, уничтожая пункты военного снабжения, а в некоторых случаях и распуская мобилизованных большевиками солдат по домам . Во время рейда генерал Мамантов взял города Тамбов (18 августа) , Козлов (23 августа), Лебедянь (28 августа), Елец (31 августа), Касторное (6 сентября) и Грязи , а также Воронеж (11 сентября). Из пленных красноармейцев и добровольцев из местных крестьян была создана Тульская добровольческая пехотная дивизия под командованием полковника Дьяконова.
Для борьбы с ним красное командование создало Внутренний фронт под командованием М. М. Лашевича (ок. 23 тыс. человек, авиация, бронепоезда).
Корпус Мамантова был возвращён по настоятельному требованию генерала Деникина . Обратное движение корпуса было затруднено насыщенным войсками фронтом противника и большим обозом военной добычи. 12 сентября мамантовцы были выбиты из Воронежа и, избежав окружения с помощью манёвра, 19 сентября под Новым Осколом соединились с войсками ВСЮР.
Рейд Мамантова достиг значительных успехов, разрушил и дезорганизовал тылы красных, серьёзно подорвав боеспособность наступавших частей , но основной цели — сорвать готовящееся контрнаступление Красной армии — рейд не выполнил . Продвижение белых к Москве продолжалось до середины октября 1919 года, когда был взят Орёл. Затем Южный фронт красных начал контрнаступление.
Негативную оценку рейда давал главнокомандующий ВСЮР генерал А. И. Деникин в своих «Очерках русской смуты»:
Будем справедливы: Мамонтов сделал большое дело, и недаром набег его вызвал целую большевистскую приказную литературу, отмеченную неприкрытым страхом и истерическими выпадами. Сам Бронштейн, находившийся тогда в районе набега и с необычайной поспешностью отбывший в Москву, писал по дороге: «Белогвардейская конница прорвалась в тыл нашим войскам и несет с собою расстройство, испуг и опустошение пределов Тамбовской губернии…» Взывал тоном растопчинских афиш: «На облаву, рабочие, крестьяне… Ату белых! Смерть живорезам!..» И в конце концов смилостивился над «казаками, обманутыми Мамонтовым», приглашая их сдаться: «Вы в стальном кольце. Вас ждет бесславная гибель. Но в последнюю минуту рабоче-крестьянское правительство готово протянуть вам руку примирения…»
Но Мамонтов мог сделать несравненно больше: использовав исключительно благоприятную обстановку нахождения в тылу большевиков конной массы и сохранив от развала свой корпус, искать не добычи, а разгрома живой силы противника, что, несомненно, вызвало бы новый крупный перелом в ходе операции.
Командующий на момент рейда Кавказской добровольческой армией генерал-лейтенант Врангель так писал о рейде Мамантова :
Имя генерала Мамантова было у всех на устах. Донской войсковой круг торжественно чествовал его, газеты были наполнены подробностями рейда.
Я считал действия генерала Мамантова не только неудачными, но явно преступными. Проникнув в тыл врага, имея в руках крупную массу прекрасной конницы, он не только не использовал выгодности своего положения, но явно избегал боя, все время уклоняясь от столкновений.
Полки генерала Мамантова вернулись обремененные огромной добычей в виде гуртов племенного скота, возов мануфактуры и бакалеи, столового и церковного серебра. Выйдя на фронт наших частей, генерал Мамантов передал по радио привет «родному Дону» и сообщил, что везет «Тихому Дону» и «родным и знакомым …богатые подарки». Дальше шел перечень «подарков», включительно до церковной утвари и риз. Радиотелеграмма эта была принята всеми радиостанциями. Она не могла не быть известна и штабу Главнокомандующего. Однако, генерал Мамантов не только не был отрешен от должности и предан суду, но ставка его явно выдвигала…
После назначения командующим Добровольческой армией Врангель потребовал прежде всего отстранения генерала Мамантова от должности.
Командующий Южным фронтом РККА, бывший полковник А. И. Егоров , оценил рейд Мамантова следующим образом:
Своим движением на север, вместо района Лисок, Мамантов бесконечно расширил цели и задачи своих действий, в расчете, очевидно, на восстание крестьянства и городской буржуазии против советской власти. Это, конечно, авантюра, но Мамантов, имея более сильные средства для достижения менее обширных задач, был здесь в меньшей степени авантюристом, чем сам Деникин. К тому же, в отличие от Деникина, сам осуществлял свои идеи и — надо быть откровенным — имел с первых же дней рейда много ярких доказательств правильности своих расчетов. Мамантов не добился основного: крестьянство не восстало.
А. Егоров в своей монографии «Разгром Деникина», увидевшая свет в 1931 году, считал, что рейд Мамантова принес Белому движению следующие выгоды:
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|