Одним из первых критиков нарождающегося либерализма был
Томас Гоббс
. Собственно, в дискуссии с Гоббсом оформились идеи одного из теоретиков классического либерализма
Джона Локка
. Гоббс утверждал, что люди не в состоянии договориться между собой, поскольку не доверяют друг другу, и для того, чтобы предотвратить войну всех против всех, необходим
суверен
, обладающий абсолютной властью
. Недостатком классического либерализма, по мнению левых, была его социально-классовая ограниченность: до начала XX века женщины, неимущие и некоторые другие группы были лишены права голоса
.
Индивидуализм
. Либерализм трактует общество как «атомизированное» и состоящее из отдельных индивидуумов, чьи интересы и потребности рассматриваются в качестве высшего приоритета. Во главу угла ставится
свобода личности
. Критики полагают, что либерализм переоценивает роль индивидуальной свободы в системе социальных отношений. По мнению критиков, люди часто склонны стабильность и безопасность своего существования ставить выше индивидуальной свободы, не готовы рисковать и нести ответственность за свой выбор
. Они также полагают, что у либерально-демократического общества мораль привязана к ценностям
рыночной экономики
, в ущерб равенству и свободе
.
Рационализм
. Критики отмечают, что люди не всегда руководствуются рациональными мотивами, которые приверженцы либерализма считают ключевыми для решения любых проблем. На поведение людей влияют также другие факторы, например,
чувства
,
вера
,
традиции
,
предрассудки
и т. п.
.
Майкл Оукшотт
критиковал рационализм в политике в ущерб традиционным соглашениям. По его мнению, либерализм, будучи идеологией, чрезмерно упрощает богатый и разнообразный мир политики ради создания своего рода методички для политиков, которым не хватает образования и опыта
.
Экономическая свобода
. В соответствии с принципами классического либерализма, вмешательство государства в экономику следует минимизировать. Однако критики считают, что это ведёт к
имущественному расслоению
и регулярным
кризисам
. По мнению критиков, потребности
экономического
и социального развития требуют расширения роли государства в жизни общества, позволяя ему регулировать экономические и социальные процессы, укреплять в обществе
справедливость
и предотвращать
конфликты
. В частности, экономист
Фридрих Лист
утверждал, что
свободная торговля
повышает эффективность глобальной экономики в ущерб интересам отдельных стран
. Современные последователи его теории полагают, что
национальные интересы
могут оправдывать
протекционизм
и вмешательство государства в экономику
.
Плюрализм
. Ряд философов
постмодернизма
утверждают, что либерализм невозможно оправдать привлекательностью неких всеобщих принципов по причине их отсутствия
. В частности, они считают бездоказательным тезис, что нейтральность по отношению к различным точкам зрения гарантирует их равенство и отражает общечеловеческие потребности. По мнению постмодернистов, на практике существенную роль играют преобладающая культура и распространённые предрассудки, которые могут заглушать культурные меньшинства и радикально отличные мнения. Одним из следствий дискуссии стали попытки обосновать либерализм необходимостью гармонично разрешать общественные конфликты, вызванные различиями в ценностях и целях
.
Критика либеральной политики
Глобализм
.
Критика глобализации
основана на уникальности каждой страны и невозможности общего подхода ко всем без серьёзных конфликтов. Также критики политики глобализации считают, что глобализация представляет собой угрозу для культуры и религии, наносит ущерб группам коренных народов, в то время как
транснациональные корпорации
и некоторые наиболее
развитые государства
извлекают из этого выгоду. Критики считают, что глобализация — инструмент
гегемонии
. Сторонники
зелёной политики
полагают, что глобализация нарушает сложившийся экологически устойчивый образ жизни и что для уменьшения
экологического
ущерба необходимы ограничения на экономическую деятельность
.
Мультикультурализм
. По мнению
правых
критиков, мультикультурная политика, в первую очередь призванная интегрировать иммигрантов в принимающих странах, не только не решает, но и усугубляет противоречия между коренным населением и приезжими.
Толерантность
,
терпимость
и
политкорректность
, с точки зрения критиков мультикультурализма, вредны, поскольку разрушают
западные демократии
.
Экономические реформы
. Международные финансовые институты, рекомендующие либеральные экономические реформы, в части
Международный валютный фонд
используют по сути один подход в отношении разных стран. Во многих случаях использование рецептов либерализации экономики, минимизирующих роль государства в управлении экономикой и
социальном обеспечении
приводило к катастрофичным последствиям и экономической зависимости от развитых стран
. Критики
неолиберализма
со стороны
феминизма
обращают внимание на то, что он игнорирует сравнительно высокую занятость женщин в
государственном секторе
и их неоплачиваемый вклад в
домохозяйство
. По этой причине неолиберальная политика и реформы могут ухудшить положение женщин
.
Тоталитарность
. По мнению как
новых левых
, так и ряда правых критиков
современный либерализм насаждает свою идеологию в обществе тоталитарными методами. Одновременно с критиками, обвиняющим либеральные правительства в излишней толерантности, теоретики концепции «либерального тоталитаризма» утверждают, что современный либерализм ведёт к реальному уничтожению прав и свобод путём тотального технического контроля человека
.
Общество потребления
.
Герберт Маркузе
, один из видных представителей
франкфуртской школы
, считал, что в либеральных демократиях технологические цели подчинили политические ценности в интересах промышленного развития и массового потребления
. По мнению Маркузе, власть народа подменяется манипулированием со стороны элит.
Лео Штраус
, один из основателей
неоконсерватизма
, полагал, что либеральная система ценностей подчинена
гедонизму
, так что абсолютные ценности сведены к инструментам для достижения счастья и материального достатка
. В результате современное западное общество охвачено стремлением к удовольствию, нежели к мудрости и добродетели.
Толерантность
. Для либералов характерно отстаивание права других людей на поведение, с которым сами либералы могут быть не согласны
.
Консерваторы
в своей критике либерализма порой игнорируют эту разницу между защитой прав и одобрением соответствующих поступков (утверждая, например, что защитники абортов отдают предпочтение аборту). Отвечая на критику, либералы иногда прибегают к
моральному релятивизму
, ставя под вопрос, кто определяет нравственные нормы. Уязвимость подобных аргументов состоит в том, что точно так же можно поставить под вопрос ценности самого либерализма
. Другие аргументы в защиту либерализма аппелируют к
утилитаризму
либо к уважению человеческого
достоинства
и значимости прав человека как системы, позволяющей выбирать собственные ценности и цели
.
Права человека
. Критики либерализма с точки зрения
коммунитаризма
ставят под сомнение утверждение, что права и свобода выбора отдельного человека имеют более высокий приоритет, чем
общественное благо
. Они полагают, личность во многом определяется ролью, которую она играет в сообществе, а значит и целями этого сообщества. Как следствие, сторонники коммунитаризма предпочитают решать вопросы о правах и привилегиях на более низком общественном уровне, чем либералы. Они также озабочены сосредоточением власти у корпораций и государственной бюрократии, и поэтому относятся с недоверием как к рыночной экономике
либертарианцев
, так и к
социальному государству
эгалитарных либералов
.
Западная цивилизация
. Некоторые политики утверждают, что политические и экономические вопросы необходимо решать на основе местных традиций, культуры и религии. С их точки зрения, либерализм неразрывно связан с христианскими и «англо-американскими» ценностями, и поэтому несовместим с другими цивилизациями
.
Примечания
Розенфельд И. В.
(рус.)
.
slavia.ee
. Северо-восточный центр русской культуры (11 декабря 2013). Дата обращения: 24 декабря 2022.
24 декабря 2022 года.
Мао Цзэ-Дун.
.
9 апреля 2016 года.
library.maoism.ru
.
Новиков К.
(рус.)
. magisteria.ru. Дата обращения: 5 ноября 2022.
5 ноября 2022 года.
↑
, с. 217.
.
↑
.
↑
, p. 6.
, p. 7.
, p. 687.
, pp. 689—690.
, pp. 156–157.
, pp. 157–158.
.
, p. 691.
.
.
, p. 692.
.
, с. 426—428.
, с. 430.
↑
, p. 1.
, p. 2.
, p. 4.
, p. 5.
, pp. 6—7.
, pp. 693—694.
Литература
Либерализм
// Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. —
М.
: Гардарики, 2004. — 1072 с. —
ISBN 5-8297-0050-6
.
Вахитов Р. Р.
// Альманах Восток. — 2003. —
Вып. 3
.
7 декабря 2008 года.
Григорьева Е. С.
// Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2012. —
ISSN
.
Дерябина С.Р.
// Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. —
№ 17 (136)
. —
С. 50—53
.
Пугачев В.П., Соловьев А.И.
Введение в политологию. — 4. —
М.
: Аспект Пресс, 2004. — 479 с. —
ISBN 5-7567-0365-9
.
Gary Browning.
(англ.)
// Understanding contemporary society: theories of the present / Gary Browning, Abigail Halcli and Frank Webster, eds. — London: SAGE, 2000. —
P. 152–164
. —
ISBN 0-7619-5925-4
.
Eric Helleiner.
(англ.)
// Review of International Political Economy. — 2003. —
Vol. 10
,
iss. 4
. —
P. 685–696
. —
doi
:
.
10 августа 2017 года.
Kirk F. Koerner.
(англ.)
. —
Routledge
, 2019. — Vol. 33. — 408 с. — (Routledge Library Editions: Political Thought and Political Philosophy). —
ISBN 9781000704761
.
Michael J. Sandel.
(англ.)
. — NYU Press, 1984. — Vol. 3. — 272 с. — (Readings in social and political theory). —
ISBN 9780814778418
.