Interested Article - Венчание на царство

Красные ворота , через которые традиционно следовал коронационный кортеж

Венча́ние на ца́рство , или Свяще́нное коронова́ние церемония коронации русских царей по церковному обряду , с конца XV столетия по конец XVII столетия в Русском государстве , а начиная с XVIII — и российских императоров .

Собственно венчанию на царство предшествовали обряды « » («восседания на „золотом отнем столе“»), с начала XI столетия в Древнерусском государстве , а со второй трети XII столетия и в русских княжествах . Впервые венчание на царство было совершено 4 февраля 1498 года при московском великом князе Иване III с его внуком Дмитрием Ивановичем когда он был венчан на «великое княжение Владимирское, Московское, Новгородское и всея Руси » . Церемония включала в себя обряд помазания на царство .

История

Венчание Ивана IV на царство, миниатюра из « Лицевого свода », XVI в.

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования , или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог . Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году , когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом « великий князь », а не « царь ». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царя ) Иван IV Грозный в 1547 году . Помазания на царство этот обряд не предусматривал . В 1561 году греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий ) .

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием , хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот . Существует мнение, что если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу .

Венчание на царство Феодора Иоанновича 31 мая 1584 года было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места ) и вручением ему « яблока державного ». Позднее великий выход осуществлялся на Грановитой палаты .

Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем — патриархами , в поздний синодальный период — первенствующими архиереями . Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители .

Начиная с коронации Павла I , короновались также и супруги российских императоров: корону, меньшую по размеру, на голову восходящей на престол императрицы возлагал не священнодействовавший архиерей , а сам коронуемый государь, причём императрица становилась перед своим супругом на колени. При венчании на царство Александра I отличием было то, что императрица Елизавета Алексеевна стоя приняла на свою голову корону. Обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II .

Принятие регалий

Во время венчаний на царство в поздний период Российской империи архиерей вручал императору регалии — в правую руку скипетр , а в левую державу , и с краткой молитвой « Во имя Отца и Сына и Святаго Духа » произносил:

«О Богом Венчанный, и Богом Дарованный, и Богом Преукрашенный, Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ даннаго Тебе от Вышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякаго желаемаго им благополучия» .

Позднее император, приняв от архиерея корону , возлагал её на себя, причем архиерей произносил: «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа, аминь», а после этого:

«Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Видимое сие и вещественное Главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе Главу Всероссийского народа венчает невидимо Царь славы Христос, благословением Своим благостынным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими» .

С середины XVIII века во время обряда обязательно выносился Державный щит Российской империи .

Перечень венчаний на царство

Венчание на царство Елизаветы. Раскрашенная гравюра коронационного альбома (1744 г.)
Александр II коронует Марию Александровну (хромолитография Михая Зичи )

Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович , Владислав Сигизмундович Ваза , Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович , Пётр III — не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году.

Царский венец

Венцы монархов допетровского времени

Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века — так называемая шапка Мономаха . Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка — «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором — « короной московитов ».

Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона , изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.

См. также

Примечания

  1. Коронация, Большая российская энциклопедия , 2004 — 2017 годы.
  2. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  3. Успенский Б. А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 27—31.
  4. Дата обращения: 16 марта 2020. 7 июня 2020 года.
  5. В память Священного Коронования Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны. Со множеством иллюстраций лучших художников. — СПб.: Герман Гоппе, 1896. — Ч. I. — С. 28, 32.

Литература

  • Аронова А. A. // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 8. / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 185—201. — ISSN 2312—2129.
  • Белозерская Н. // Русская мысль. — 1883. — Кн. 4. — С. 1—40; Кн. 5. — С. 1—48.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Протоиерей Александр Горский . . // Прибавления к Творениям Св. Отцов. — 1882. — Ч. 29. Кн. 1. — С. 117—151.
  • Думин С. В. История коронаций. — М.: Слово, 2013.
  • // Русская старина. — 1893. — Т. 80. — № 12. — С. 487—496.
  • Слюнькова И. Н . Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. — М.: Буксмарт, 2013. — 438 с. — ISBN 978-5-906190-07-9 .
  • Соколов Д., протоиерей. — 1908.
  • Ульянов О. Г. Инаугурационное миропомазание на Востоке и Западе (критика когнитивной метафоры в политических реалиях средневековья) // Церемония и ритуал в европейской истории. М.: РГГУ, 2019. С. 66-78.
  • Ульянов О. Г.
  • Ульянов О. Г. // Историк и общество. Исторический факт и политическая полемика. Сб. ст. / отв. ред. М. П. Айзенштат. — М.: ИВИ РАН, 2011. — С. 80—97.
  • Ульянов О. Г.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Венчание на царство