Interested Article - Ордынский выход

Орды́нский вы́ход налог , дань , выплачивавшийся русскими землями Золотой Орде в XIII XV веках , включая и земли Южной Руси , вошедшие в XIV веке в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства .

Принцип сбора ордынского выхода

Активно действовавший при жизни Чингисхана и его преемнике Угедэе первый министр Елюй-Чуцай разработал общеимперские принципы обложения ордынским выходом ( данью ) покоренных земель. При этом ему пришлось преодолеть сопротивление консервативной части степной аристократии , призывавшей каана к поголовному истреблению покоренного населения и использования освободившихся после этого пространств для нужд кочевого скотоводства . С помощью цифровых выкладок Елюй-Чуцай доказал во много раз большую выгодность обложения завоеванных народов данью, а не их истребление. В результате был утвержден долевой принцип распределения дани с завоеванных территорий, согласно которому общее количество налоговых и даннических поступлений распределялось следующим образом. Строго определенная часть от общей суммы отчислялась в казну Монгольской империи и отправлялась в столицу Каракорум . Обоснованием такого решения являлось то, что в завоевательных походах участвовали имперские армейские соединения, возглавлявшиеся обычно несколькими чингизидами . Кампанию 1236 1240 годов по завоеванию Восточной Европы возглавляли 12 принцев-чингизидов, причем каждый из них привёл свои собственные войска, общее руководство которыми осуществлял хан Бату . В соответствии с этим каждый из принцев имел право претендовать на свою долю доходов с завоеванных территорий. Третьим претендентом на собранную дань выступал сам глава вновь образованного улуса (части империи), в который входили все завоеванные земли. В данном случае то был хан Бату и его наследники.

Согласно разработкам Елюй-Чуцая для определения общей суммы дани с покоренных земель и вычисления процентов, причитающихся каждому участнику, необходимо было провести полную перепись населения , облагаемого налогами. Из русских летописей следует, что монгольское правительство не доверяло осуществление этой процедуры улусным ханам, а присылало для переписи своих « численников ». Именно эти чиновники в полном соответствии с кочевническими традициями подразделяли всё население по привычной десятичной системе . Причём счет вёлся не по душам, а по семейно-хозяйственным единицам. В Центральной Азии такой единицей  являлся кочевой аул , а на Руси двор ( усадьба ).

Подразделение всего населения по десятичной системе было направлено в первую очередь на чисто практическую организацию сбора, подсчёта, доставки дани в определённый центр и предварительного исчисления ожидаемой общей суммы. Введение десятичной системы исчисления населения преследовало конкретные фискальные цели и сообщение о постановке десятников, сотников, тысячников и темников относилось не к созданию специальных военных отрядов, остающихся на покоренной территории, а к утверждению ответственных лиц за сбор дани с соответствующего населения. Надзирающие за этим процессом (десятники и т.д.) назначались из среды русского населения. Конечный пункт сбора всей дани мог находиться только в ведении великого владимирского баскака .

Первые « численники » на Руси появились лишь через 14 лет — в 1257 году после формального установления монгольской власти в 1243 году над завоеванными землями. Это было связано с проведением серьёзного упорядочивания налоговой системы, проводившегося кааном Мунке на всех завоеванных территориях.

В декабре 1240 года монголы взяли Киев , и Бату пошёл на Западную Европу . Гаюк и Мунке участвовавшие в походе, с ним не пошли и вернулись в Каракорум. Дальнейший поход хан Бату проводил практически лишь силами войск собственного улуса без поддержки других формирований. Создавшаяся ситуация давала ему право собирать дань с русских княжеств западнее Днепра исключительно в свою пользу, не отчисляя принятой доли в казну. Именно поэтому « численники » не появились на землях Юго-Западной Руси , хотя баскаки из местного населения здесь были, как улусные золотоордынские чиновники, а не представители Каракорума. Те русские княжества, которые были покорены общеимперской монгольской армией, в летописях отнесены к юрисдикции « Канови и Батыеве », что означало двойное политическое подчинение и распределение общей суммы собираемой дани между Каракорумом и Старым Сараем . Земли же, завоеванные войсками Бату, платили дань исключительно только Сараю. Их однозначная зависимость от хана Золотой Орды подтверждается и тем, что ни один князь Юго-Западной Руси не ездил в Каракорум для утверждения инвеституры на свою отчину.

Проведенная каракорумскими чиновниками в 1257 —1258 годах перепись населения позволила предварительно исчислять сумму ожидаемой дани с любого отдельно взятого населенного пункта или волости , что привело к неконтролируемому действий откупщиков . Система откупов строилась на предварительном внесении богатым ростовщиком, купцом или феодалом ожидаемой суммы дани с конкретного города или волости в ордынскую казну, после чего он получал право сбора этих денег с населения. При этом произвол откупщиков достигал крайних пределов, что позволяло им возвращать выплаченный в казну аванс с огромными процентами. Творимое насилие привело к взрыву возмущения населения сразу нескольких городов — Ростова , Владимира , Суздаля , Переяславля , Ярославля . Стихийно собравшееся вече постановило изгнать откупщиков из городов и это решение было выполнено доведенными до крайности жителями без участия княжеской администрации.

Одна из причин резкого взрыва недовольства городских низов населения Новгорода против « численников » состояла именно в принципе обложения данью по дворам. При таком раскладе ремесленник со своего двора мог выплачивать столько же, сколько и боярин с обширной усадьбы с многочисленной челядью.

Рассказ о деятельности « числеников » у В. Н. Татищева завершается сообщением о том, что они « вся урядивше » (приведя в нужный порядок), « возвратишася во Орду ».

Северо-Восточная Русь

Этой данью облагалось всё население, кроме духовенства . В XIII веке ордынский выход равнялся полугривне с сохи и собирался баскаками и откупщиками-мусульманами, а с начала XIV века — русскими князьями, причём каждый великий князь отправлял дань в Орду самостоятельно. В частности, известно о самостоятельной отправке дани пронскими князьями, после обособления от Рязани считавшимися великими (1340), и об отправке дани тверскими князьями через владимирских (1321) в период до обретения Тверским княжеством независимости от великого княжения Владимирского (1382). В последнем случае известен и размер дани — 2000 рублей. Когда же размер дани был снижен после соглашения Дмитрия Московского с Мамаем (1371) и стал рассчитываться как рубль с двух сох, то он стал составлять со всего великого княжения Владимирского 4500 рублей, в том числе с владений Дмитрия Московского 1000 руб. и с владений Владимира Серпуховского 320 руб., а с Новгорода Великого — 1500 руб. Причём периоды временной невыплаты дани князьями (1374—1382, 1396—1408) не означали прекращение её сбора с населения. При Василии Тёмном в условиях распада Золотой Орды на несколько ханств выход выплачивался сразу трём татарским ханам. Окончательно перестал выплачиваться в 1472 году при Иване Великом и хане Большой Орды Ахмате . В духовной грамоте Ивана III (не позднее 1504 года) упоминается сбор дани с московских владений « в выходы в ордынские, в Крым, Астрахань и Казань », в 1000 рублей. Впоследствии известно о выплате поминок в Крым с перерывами вплоть до 1700 года.

Литовская и Польская Русь

Земли юго-западных русских княжеств продолжали выплачивать выход Орде даже после вхождения в состав Великого княжества Литовского или Польского королевства. Ханы Золотой Орды выдавали литовским и польским правителям ярлыки с перечислением земель, с которых ожидали получать выход. В составе Великого княжества Литовского это касалось Киевской , Черниговской , Волынской и Подольской земли. Польский король Казимир III продолжал выплачивать выход с Галицкой земли , за что подвергался критике со стороны Папы Римского. Крымские ханы , заявлявшие себя наследниками Золотой Орды, получали с соответствующих земель выход вплоть до XVI века . Хотя польско-литовские монархи стремились снизить зависимость своих владений от Орды, долгое сохранение подобных отношений может быть объяснено тем, что вместо поисков соглашения с русскими княжествами против Орды правящая династия искала пути соглашения с Ордой против Московского великого княжества .

См. также

Примечания

  1. Флоря Б. Н. Литва и Русь перед битвой на Куликовом поле // Куликовская битва. — Москва, 1980. С. 142—173

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Горский А. Москва и Орда.
  • Александр Невский и история России: Материалы научно-практической конференции. Новгород. 1996 г.// В.Л. Егоров. Александр Невский и Золотая Орда.

Ссылки

Источник —

Same as Ордынский выход