Interested Article - Изобразительное искусство Белоруссии

Изобразительное искусство Белоруссии разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные произведения белорусской живописи , гравюры и скульптуры различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны.

Крупнейшим собранием произведений искусства обладает Национальный художественный музей Белоруссии . Он активно пропагандирует национальное искусство. Здесь постоянно проходят выставки произведений белорусских художников.

Интересные коллекции произведений белорусского искусства находятся в Витебском областном художественном музее, Могилевском областном художественном музее, Полоцкой художественной галерее.

Во многих районных центрах Белоруссии есть художественные галереи, где можно увидеть работы местных художников.

Графика

Франциск Скорина

В Белоруссии графика известна с XI—XII веков, когда гравюрами украшали религиозные рукописные книги ( Оршанское Евангелие , Полоцкое Евангелие , Туровское Евангелие и др.). В связи с началом и расширением книгоиздательской дела (деятельность Ф. Скорины и его последователей) возникла печатная графика. В XVII—XVIII в. расширился диапазон графики в книжном искусстве Белоруссии.

Минск, Троицкая гора, Язеп Дроздович , 1919

С XIX в. графика начала использоваться в газетно-журнальных изданиях. В первой трети XX в. быстро и плодотворно развивались издательская (ее известные представители — Я. Дроздович , А. Ахола-Вало , М. Филиппович , Б. Малкин и др.). и станковая графика ( А. Астапович , Е. Минин , и др.). В 1927 г. лучшие образцы белорусской книжной графики демонстрировались на международной выставке в Лейпциге . С 1930-х гг. искусство графики находилась в упадке.

В 1960 - 1970-е гг. мастера белорусской графики ( А. Кашкуревич , В. Шарангович , Г. Поплавский , Е. Кулик , , В. Басалыга , ) заинтересовались традициями народного искусства, начали уделять больше внимания историко-культурному наследию белорусского народа. В 1980—1990-е года наибольших успехов белорусская графика достигла в оформлении книг для детей и юношества ( , Н. Селещук , , , Т. Березенская и др.).

В XXI веке белорусскую графику успешно представляют такие молодые художники, как Юрий Яковенко , , Роман Сустов, Андрей Ярошевич, Тамара Шелест и др.

Живопись

В Белоруссии живопись как самостоятельный вид искусства начала формироваться в XI—XII в. Развивалась под значительным влиянием византийского изобразительного искусства (фрески Полоцкой Спасо-Ефросиниевской церкви и др.).

Монументальной живописи периода феодализма сохранилось очень мало, но из архивных и литературных источников известно, что многие дворцы и храмы этого периода были украшены фресковой росписью, например, княжеские дворцы в Вильне , Троках , Полоцке , Гродно , Витебске ; церкви в Мурованке , Сынковичах , Супрасле , костел в Ишкольди , стены, своды и столбы которого были украшены фигурами различных святых особ, орнаментом.

Святой Георгий. Фреска из Благовещенской церкви в Супрасле
Росписи люблинской

В то же время сохранились многие созданные белорусскими мастерами фрески в сооружениях, которые в наше время оказались на территории Польши. В первые годы правления Ягайло в Польское королевство были приглашены мастера из русских земель. Так, например, из Вильна Ягайло привез 11 русских мастеров, а по преданию его придворным живописцем был Якуб Венджык из Белоруси. Польский историк Ян Длугош писал, что король Владислав перед латинским языком и искусствами отдавал предпочтение русскому. Византийская традиция XV—XVI в. представлена циклами раскрасок в храмах на территории современной восточной Польши: (1430-е г.), в Люблинском замке (1418), костелов в (1430-е г.), Благовещенской церкви Супрасля (художник Некторый Сербин?, 1557). Эти ансамбли отличаются от романо-готических памятников наличием полного комплекса фресок, которые покрывают, по византийскому канону, своды и стены храмов.

Белорусская монументальная живопись XIV - XVI вв. является естественным продолжением традиций живописи Киевской Руси и сохраняет черты византийского искусства: монументальность, изысканный колорит, гармоничные пропорции и точный рисунок. Но наряду с этим направлением широкое развитие получает живопись, тесно связанная с демократическими художественными идеалами, созданная под непосредственным воздействием фольклорно-поэтических представлений о красоте.

Общим для искусства этого периода является идейно-образное начало, где главное место принадлежит духовному мира человека, что оказывает влияние на эволюцию и самой художественной речи, которая становится более доходчивой. Усиливается экспрессия, нарастает драматизм. Образы святых разделяются реалистичными, нередко массивными чертами, высокими морально-этическими качествами.

В XVI—XVIII в. имел место расцвет портретного жанра (например, портреты князей, митрополитов и др.). На протяжении XVIII—XIX в. в белорусской живописи проявились черты классицизма , реализма , романтизма (произведения Ю. Олешкевича , В. Ваньковича , Я. Дамеля , Я. Суходольского ). Патриотические идеи, социальные мотивы отразились в близком к реализму творчестве К. Альхимовича (картины «На этапе», «Похороны Гедимина»), Н. Силивановича («Солдат с мальчиком»), Я. Сухадольскага («Битва при Грюнвальде») и др. В начале XX в. творчество М. Шагала и К. Малевича положило начало искусству авангарда в Витебске. Традиции национальной истории и культуры нашли отражение в творчестве Я. Дроздовича , М. Филипповича , П. Сергиевича , М. Севрука и др. На протяжении 1950 80-х годов главную тематическую линию белорусской живописи составляло осмысление сущности и последствий бывшей войны (партизанский цикл и серия «Цифры на сердце» М. Савицкого , «3 июля 1944 года» В. Волкова , «Защитники Брестской крепости» И. Ахремчика , «Партизаны в разведке» и др.). С 1960-х годов в живописи преобладали обобщенность форм, символичность и монументальность образов, так называемый «суровый стиль» (произведения М. Савицкого , В. Стельмашонка , Г. Ващенко , и др.). Важное место в живописи занимала тема духовного и историко-культурного наследия Белоруссии («Кастусь Калиновский» и , произведения Л. Щемелева , , Г. Ващенко и др.). В 1970—1990-е годы в живописи активизировались творческие поиски, эксперименты художников, расширился абстрактно-ассоциативный метод, усилилась художественная экспрессия (произведения , , , , и др.), усложнился изобразительный язык монументального и монументально-декоративного искусства. Современная белорусская живопись представлена такими персоналиями, как , Василий Пяшкун, , , Андрей Савич и др.

Акварель

Рыночная площадь Витебска на акварели Ю. Пешки , XIX в.

Есть мнение, что на территории Белоруссии акварель использовалась с XV в. в миниатюрах Радзивиловской летописи , в XVII - XVIII в. — для раскраски гравюр (например, иллюстрации к «Брашна духовного», 1639 , Кутеинская типография ). С XIX века приобрели широкую известность акварельные изображения памятников белорусского зодчества , выполненные Ф. Смуглевичом , Н. Львовым , М. Ивановым. В XIX — нач. XX в. в технике акварели изображали жанровые сцены и пейзажи Л. Альперович , , Г. Вейсенгоф , Я. Дамель , К. Костровицкий (Карусь Каганец), М. Кулеша , Н. Орда , Ю. Пешка , Ф. Рущиц . В 1920—1930-е годы акварель активно использовали А. Астапович . В. Волков , , М. Лебедева, Л. Леятман, М. Малевич, М. Севрук , М. Филиппович , и др. В годы Великой Отечественной войны средства акварели очень широко использовали художники, которые рисовали карикатуры и плакаты . В 1950—1960-е значительно расширились изобразительные приемы, техника акварели, а вместе с этим стали известны произведения В. Цвирко , В. Стельмашонка , Л. Марченко, , В. Павловца, Т. Ващенко, и других.

Иконопись

Илья , 1668

Белорусская иконописная школа — один из уникальных составляющих мировой художественной культуры. Процесс ее становления и процветания в своей самобытности растягивается на несколько веков .

Скульптура в Белоруссии

, Полоцк

На территории Белоруссии наиболее ранние памятники скульптуры, найденные при раскопках на стоянке Осовец и связанные с культом предков, относятся к каменному веку . В начале X в. были созданы миниатюрные костяные фигурки птиц и животных, а также шкловский идол . В XII—XIII в. были сделаны найденные в Полоцке , Минске , Турове , Пинске каменные и шиферные иконки с рельефными изображениями святых.

В последующие века произведения скульптуры определялись монументальной трактовкой формы, вытянутыми пропорциями фигур. Много мастеров-резчиков — выходцев из Белоруссии — в XVII в. работали в Российской государстве, где они украшали дворцы и храмы по дереву . Сохранилось немало образцов культовой скульптуры стиля барокко XVII—XVIII в. в костелах и униатских храмах Белоруссии. В XVII—XVIII в. возникла светская скульптура (бюсты магнатов, исторических деятелей). С конца XVIII в. начал развиваться классицизм (черты которого заметны в творчестве К. Ельского ), позже реализм ( В. Смоковский , Р. Слизень). Черты модернизма присущи произведениям Я. Тышинского, И. Богушевского, и др. В советский период скульпторы создавали портреты, памятники деятелям революционного движения, истории и культуры, партийным руководителям, партизанам и др.

В монументальной скульптуры выделяются многофигурные горельефы для Монумента Победы в Минске ( З. Азгур , А. Бембель , А. Глебов , С. Селиханов ), рельефы на Кургане Славы , в комплексах Брестская крепость-герой ( А. Бембель , А. Кибальников), ( С. Селиханов ). В Минске созданы памятники Я. Купале ( А. Аникейчик , Л. Гумилевский , А. 3аспицкий ), Я. Коласу ( З. Азгур ), а в Полоцке Ф. Скорине ( А. Глебов ) и др.

Декоративно-прикладное искусство

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 марта 2021. 24 января 2021 года.
  2. от 18 апреля 2011 на Wayback Machine (рус.)

Литература

  • Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. — Мінск: Навука і тэхніка, 1987—1990.
  • Дробаў, Л. М. Беларускія мастакі XIX стагоддзя / Л. М. Дробаў. — Мінск: Беларусь, 1971. — 112 с.
  • Харэўскі, С.В. Гісторыя мастацтва і дойлідства Беларусі / С. В. Харэўскі. — Вільня: ЕГУ, 2007. — 240 с.

Ссылки

Источник —

Same as Изобразительное искусство Белоруссии