Суражское гетто (Витебская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гетто в У́лле (декабрь 1941 — осень 1942) — еврейское гетто , место принудительного переселения евреев города Улла Бешенковичского района Витебской области и близлежащих населённых пунктов в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны .
Улла была занята немецкими войсками в июле 1941 года, и оккупация продлилась почти три года — до 26 июня 1944 года .
Перепись населения 1923 года установила, что в Улле проживало 1068 евреев — 54,2 % всех жителей, а перед Великой Отечественной войной — 516 евреев. Из них мужчины призывного возраста служили в Красной армии , а из оставшихся эвакуироваться успели только немногие .
ЧГК
.
Из протокола допроса Козика Ф. С., 1921 г.р.
:
«В 1942 году, я как раз в этот день был дома, из еврейского лагеря, где находилось человек 365, стали немцы выгонять людей на поля к „лисьим норам“, так называлось это место в народе. Когда все еврейское население: детей, стариков, женщин и мужчин, пригнали немцы к „лисьим норам“, вскоре послышались выстрелы. Выстрелы длились часов шесть, после чего начали взрывать яму, в которой лежало много трупов». |
Немцы, реализуя нацистскую программу уничтожения евреев , в декабре 1941 года организовали в посёлке гетто на месте нынешнего ПТУ № 3. В старое деревянное здание райисполкома, фактически в сарай, согнали всех евреев Уллы. Часть местных жителей мародерствовали в оставленных еврейских домах вместе с немцами .
Евреев принудили носить одежду с желтыми звездами , за их перемещениями постоянно следили белорусские полицаи , не позволяя без разрешения покидать гетто. Евреев выпускали только в поисках еды и на принудительные работы. Всех узников, в том числе стариков, женщин, детей и больных, заставляли трудиться на тяжёлых землеройных работах .
Немцы очень серьёзно относились к возможности еврейского сопротивления , и поэтому в первую очередь убивали в гетто или ещё до его создания евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет — несмотря на экономическую нецелесообразность, так как это были самые трудоспособные узники . Поэтому первые «акции» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) начались уже с 5 декабря 1941 года, когда были убиты те из евреев, кто мог организовать и оказать сопротивление оккупантам — большинство мужчин, интеллигенты и молодёжь. По воспоминаниям свидетелей, мучения оставшихся в живых евреев были так невыносимы, что они ждали смерти как избавления .
Улльское гетто просуществовало до осени 1942 года, и из его узников в живых остались единицы.
ЧГК
.
Из протокола допроса Шевяко А. Б., 1903 г.р.
:
«Немцы пригнали колонну еврейского населения, среди которого были дети и старики, которые сами не могли идти, и их привозили на повозках… Расстрелы были часа два, после чего нас выгнали с лопатами и заставили закапывать трупы. Когда мы пришли к яме, она была длинной шесть метров и шириной пять метров, яма уже была немного присыпана землей, но ещё видны были человечьи ноги и головы — все окровавленные». |
В 1948 году Евгения Григорьевна Розенблюм (Алуф) с сестрой привезли с еврейского кладбища безымянный надгробный камень на место братской могилы, поставили ограду и маленький обелиск. Григорий Пудель, чьи родители и сестра были убиты в Улльском гетто, в 1974 году привез из Ленинграда мраморные плиты для обелиска — одну с новым текстом и ещё одну для обрамления камня со старой надписью. В 1979 году захоронение было переоборудовано и обустроено местными властями .
На памятнике жертвам геноцида евреев в Улле написано: « Товарищ, обнажи голову перед памятью погибших. На этом месте покоятся 320 жителей Уллы: детей, женщин, стариков, зверски замученных и закопанных заживо немецко-фашистскими палачами ». По мнению местных жителей, свидетелей расстрелов, здесь захоронено более 360 человек .