Interested Article - Болотник (мифология)

Алексей Саврасов . Лунная ночь. Болото. 1870 год

Боло́тник ( белор. балотнік , укр. болотяник ) — злой дух-хозяин болота в восточнославянской мифологии . На Русском Севере обычно говорили о женском духе болота, его хозяйке — боло́тнице . Внешний вид болотника описывали по-разному: это то неподвижно сидящее на дне болота грязное толстое безглазое существо, то мохнатый человек с длинными руками и хвостом; болотница представлялась как девушка или как старуха. В основном считалось, что болотник относится к человеку агрессивно, стремится заманить в трясину и утопить. Сведения о болотниках и болотницах немногочисленны, их образы смешивались с образами лесных и водных персонажей и прочей нечистой силы . Между тем, болото в представлениях славян выступало местом обитания многочисленной нечисти, прежде всего чертей .

Названия

Другие названия: боло́тный , болотный дедко , шут болотный , болотный чёрт , болотный леший , царь болотный , боло́то ; а также анцыбал / анцибул / анцибалка / анциболит / анцибол / анчибал / анчибол , зы́бочник , ко́чечный , о́мутный ; белор. балотнік ; укр. болотя́ник , анцибол , нете́ча , очеретяник (от очерет — « тростник ») . Анцыбал — по одной версии является давним заимствованием из балтийских языков , сопоставляемым с лит. ančiabalis — «утиное болото»; по другой версии, это заимствование чешского ančibél , которое могло быть результатом контаминации слов antikrist — « антихрист », и d’abel — «чёрт», а сближение концевой части с болотом произошло позднее ; по третьей версии, это результат стягивания выражений антихрист болотный , антип болотный , антий болотный через промежуточное анциболотник и анциболот . На Русском Севере обычно говорили о женском духе болота, его хозяйке, хозяйке тундры боло́тнице , болотной бабе .

Впрочем, сведения о болотниках и болотницах немногочисленны . Нередко обитающего на болоте духа считали всего лишь разновидностью водяного , лешего или чёрта , а образ болотницы смешивался с образами лешачихи , «вольной старухи» , русалки , водянихи и кикиморы болотной .

Внешний облик

Образ болотного духа довольно неопределённый и расплывчатый . По представлениям Витебской губернии , болотные духи — это неподвижно сидящие на дне болота угрюмые неповоротливые безглазые толстые существа, покрытые грязью, водорослями, улитками, насекомыми и рыбьей чешуёй . По одному из русских описаний, это поросший серой шерстью человек с длинными руками и длинным закрученным хвостом . В современных записях из Гомельской области болотника описывают как грязное, маленькое, безглазое существо с гнилыми зубами; как толстого мужчину с большими глазами; как подвижный пень; как студнеобразное существо с красными глазами; как бесформенную живую болотную грязь; как чёрта .

В Витебской губернии выделяли несколько видов болотной нечисти. обитает в богатых железной рудой болотах (оржавинях), это существо с грязно-рыжей шерстью, толстым пузом и тонкими ногами. живёт в торфяных болотах (багнах), никогда не появляется на поверхности, а только хватает людей за ноги, заметить его можно по поднимающимся из глубины пузырькам и по иногда видимым на болоте бледным огонькам . На поверхности в зарослях лозняка живут — маленькие игривые существа цвета лозы, ради забавы запутывающие путников в кустах, а иногда и заводящие их в водяное оконце, после чего сами помогающие им выбраться; в связи с их малым размером и безвредностью, уничтожающие остальную нечисть молнии убивают их разве что случайно . Есть также виро́вник (вир — «глубокое место в болоте, реке») и просто болотник . В этой губернии считалось, что, в отличие от другой нечистой силы, болотные духи не способны менять свой облик и не боятся молний, так как, соприкасаясь с поверхностью болота, те якобы теряют свою силу .

В Вологодской губернии болотница могла представляться в виде старухи с головой «что » . Иногда считалось, что болотница любит петь . Современные жители Нижегородской области считают, что болотница косматая, страшная и зелёная, всё время сидит в болоте, выходя только ночью .

Образ жизни

Фёдор Васильев . Болото в лесу. 1872 год

Считалось, что болотник и болотница заманивают человека или животное в трясину, где тот погибает . Болотнику приписывали любые звуки болота: чтобы заманить человека, он крякает как утка, булькает как тетерев, ревёт как корова (голос выпи ), стонет или хохочет (голоса белой куропатки и бекаса на току ) . Также болотник с целью заманить путника зажигает на болоте огни по ночам ( Новгородская губерния ) , выращивает цветы с манящим ароматом ( Гомельская область ) . Когда человек уже окажется в трясине, болотник хватает его за ноги и медленно, но неотвратимо утаскивает на глубину . Чтобы не привлечь болотника, украинцы старались по ночам не играть на сопелке . В Витебской губернии предполагали, что болотники выращивают дурманящий багульник , пробивают болотные оконца, скрывая их растительностью, загоняют в них рыбу как приманку . Особенно опасен болотник для пьяных . В Череповецком уезде Новгородской губернии считалось, что болотные черти портят брёвна для постройки дома, когда их перевозят через болото, если из них построить дом, то в нём будут происходить несчастья .

Украинцы Воронежской губернии и современные белорусы Гомельской области рассказывали, что болотник приглашает к себе прохожих, заводит их в прекрасные комнаты, в которых играет музыка, угощает их, танцует с ними, дарит им подарки, однако, когда они приходят в себя, оказывается, что они всё это время сидели в болоте, а вместо подарков у них какой-то мусор . В истории из Лубенского уезда Полтавской губернии мужчина увидел издалека болотника, сидящего в глубокой луже на дороге, тот мял кожу и пел, а после начал шить ботинки; когда же человек подошёл поближе, болотник нырнул в болото и запретил человеку приближаться, если тот не хочет, чтобы с ним приключилась беда .

В Витебской губернии считалось, что у болотника нет семьи , а в Лубенском уезде Полтавской губернии напротив рассказывали о повитухах , помогавших при родах болотнице и щедро вознаграждённых за это . Происхождение болотников, согласно народным легендам, то же, что и у остальной нечистой силы : это скинутые Богом с неба падшие ангелы или создания Сатаны . Болотники погибают при замерзании болота зимой и при .

Другие болотные персонажи

Архип Куинджи . Лесное болото. 1898—1908 годы

Восточные и западные славяне относились к болотам как к опасным и «нечистым» местам, где обитают черти , бесы и другие демоны . Само происхождение болот в Витебской губернии связывали с землёй, которую во время создания Богом суши чёрт спрятал себе в рот, а потом выплюнул . В мифологических рассказах, на болота, в топи, человека заводят чёрт, болотные, водяные , лесные духи, заложные покойники , блуждающие огоньки и др. .

C болотом как местом обитания нечистой силы связаны такие славянские пословицы и поговорки : русские — «Было бы болото, а черти будут» , «Не ходи при болоте — чёрт уши обколотит» , «Всякий чёрт своё болото хвалит» , «Всякому чёрту вольно в своём болоте бродить» , «В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся» , «Навели на беса, как бес на болото», «Ходит чёрт по мхам, по борам, по болотам», «Иной ворочает в доме, как чёрт в болоте» ; украинские — « Сидит как чёрт на деньгах в болоте », « Правит, как чёрт болотом », «Ганя (бегает), як чорт по болоту», « Как в болоте не без чёрта, так в селе не без водки »; белорусские — « Одного болота черти », « Вытаращился как чёрт болотный »; польские — « Болото без чёрта не обойдётся », « Зачем, чёрт, в болоте сидишь? — Привык ». Болото часто фигурирует в проклятьях и брани: белорусские — « Чтоб тебя унесло в болото », «Чорт (ты) балотны!», « Собака с горелого болота! », « Чёрт палёный с бурого болота », « Иди ты в омут, в болото », « Иди ты к , к болотнику »; украинские — « Чтоб тебя понесло по дебрям, та по болотам! »; польские — « Иди, чёрт, иди за леса, за горы, на болото, на перекрёстки ». На болота в заговорах отсылали нечистую силу : белорусские — «Куры-кураницы, возьмите Йванковы начницы , несите на мха, на болота», «…на моховом болоте перебывайте»; украинские — « Иди себе на камыши, на болота », « Пускай плохое идёт на леса, на болота » .

Новгородская Кормчая книга XIII века упоминает, что восточные славяне — язычники приносили жертвы болотам . В XIX веке восточные славяне в ритуальных целях выбрасывали на болота «нечистые» предметы: старый веник, святочный мусор, вещи покойника, горшок с водой, которой его обмывали. На болотах в некоторых местах хоронили самоубийц и других заложных покойников , а на место могилы складывали ветки и камни .

В западнославянской традиции болото считалось местом обитания следующих представителей нечистой силы. В Силезии и Великой Польше болотным духом называли , принимавшего облик коня, мужика или блуждающего огня и заманивавшего путников в трясину. По кашубским поверьям, блотник — это злой дух, появляющийся в образе чёрного мужика с фонарём в руках, который, освещая дорогу путникам, сбивал их с пути и заводил в болото. На болоте обитали или скрывались польские * , похищающие младенцев . На болоте показывался польский latawiec в виде огненного шара. Жители Карпат верили, что заманивать человека в болото и сталкивать его в воду могли стригони . У южных славян мифологическое место болота занимают горы, лес и пустошь .

В художественных произведениях

Образы болотника и болотницы появляются в ряде произведений восточнославянской литературы. В романе « В лесах » П. И. Мельникова-Печерского болотница на основе поверий Нижегородской губернии изображена в виде красивой девушки, но вместо ног у неё покрытые чёрным пухом гусиные лапы , которые она прячет, поджимая под себя, когда сидит на большой кувшинке; у неё бледная кожа и красивые пышные тёмные волосы; завидев путников, болотница приманивает их, изображая утопление и обещая дары за освобождение, а подошедших топит . В цикле сказок « » (1907) Алексея Ремизова Болотница — это , выскакивающий с болотной кочки . В романе « » (1930) Александра Кондратьева Болотник является повелителем болота в услужении у которого находятся утопленники, это человекообразное пузатое существо с выпученными глазами . В новелле « Времена года » (1970) Владимира Дрозда Болотник не лишён положительных черт, так он помогает своему родичу Домовому .

Примечания

  1. Власова М. Н. Болотная баба; Болотник; Болотница // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — (Русские традиции). — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  2. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М. : Астрель, АСТ, 2000. — С. 153—154, 349—351, 501. — 528 с. — 10 000 экз. ISBN 5-271-00676-X , ISBN 5-17-002811-3 .
  3. Новичкова Т. А. Болотник // Русский демонологический словарь. — СПб. : Петербургский писатель, 1995. — С. 59. — 640 с. — 4100 экз. ISBN 5-265-02803-X .
  4. Зубов М. І. // Мовознавство. — 2010. — № 2—3 . — С. 120—121 . — ISSN . (укр.)
  5. . Дата обращения: 18 июля 2016. Архивировано 13 августа 2016 года. . Дата обращения: 18 июля 2016. Архивировано 13 августа 2016 года. (белор.)
  6. Гнатюк В. М. Останки передхристиянського релігійного світогляду наших предків: Болотяник (очеретяник) // . Т. XXXIII. Знадоби до української демонології, т. II, випуск 1. — Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка , 1912. — С. XXII—XXIII, 182. 11 апреля 2016 года. (укр.)
  7. Коротич Ю. П. // Актуальні проблеми української лінгвістики: теорія і практика. — 2005. — Вып. 11 . — С. 143 . (укр.)
  8. Болото / Н. И. Толстой // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 228—229. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  9. Любова Е. Ю. // Научный диалог. — 2015. — . — С. 112 . — ISSN . (недоступная ссылка)
  10. Никифоровский Н. Я. // . — Вильна: Н. Мац и К о , 1907. — С. 80—85.
  11. Brougher V. G. Appendix: Bolotnitsa // . — Peter Lang, 2004. — P. 214. — 227 p. — (Middlebury Studies in Russian Language and Literature. Vol. 28. ISSN 0888-8752). — ISBN 0-8204-6746-4 . 29 января 2012 года. (англ.)
  12. Виноградова Л. Н. / Отв. ред. С. М. Толстая . — М. : Индрик , 2000. — С. 128. — 432 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-110-4 . 8 декабря 2015 года.
  13. Мельников-Печерский П. И. Книга первая: Глава пятнадцатая // . — М. , 1976. — (Собр. соч. в 8 т.). 4 августа 2016 года.
  14. Апоненко И. Н. // Вісник Дніпропетровського університету . Сер.: Мовознавство. — 2014. — Т. 22 , вып. 20 (1) . — С. 9—17 .
  15. Кравцова В. А. Духи водного пространства в демонологическом романе А. А. Кондратьева «На берегах Ярыни» // / Редкол.: В. И. Коваль (отв. ред.) и др.. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины , 2015. — С. 150—153. — ISBN 978-985-577-079-5 . 17 августа 2016 года.
  16. Ясинецька О. // Науковий вісник Східноєвропейського національного університету імені Лесі Українки . Філологічні науки. Літературознавство. — 2014. — № 9 . — С. 154 . (укр.)

Литература

Обзорная литература

Подборки мифологических рассказов

  • Казки й оповідання, записані в Лубенщині / Уклад. . — Полтава, 1913. — С. 47—48. — 110 с. (укр.)
  • Балотнік // / Укладанне, сістэматызацыя, тэксталагічная праца, уступны артыкул, рэдагаванне . — Мн. : Права і эканоміка, 2010. — С. 9—13. — 533 с. — (Гуманітарныя навукі). — ISBN 9854428559 , ISBN 9789854428550 . от 4 марта 2016 на Wayback Machine (белор.)
  • Балотнік // Ніжэйшая міфалогія беларусаў у сучасных запісах / Аўтары-ўкладальнікі , А. А. Кастрыца, К. В. Паборцава. — 2014. — С. 16—18. — 97 с. — (Гуманітарныя навукі). — ISBN 9855523725 , ISBN 9789855523728 . (белор.)
  • Балотнік // / . — Мн. : Право и экономика, 2009. — С. 7—12. — 324 с. — (Гуманітарныя навукі). — ISBN 9854427161 , ISBN 9789854427164 . от 13 августа 2016 на Wayback Machine (белор.)
Источник —

Same as Болотник (мифология)