Interested Article - Толока
- 2020-08-10
- 1
Толо́ка ( толока́ , новг.-псков. , твер. толо́ка ; юж.-рус. тало́ка ; новг., твер. по́мочи, помог(т)чи ; белор. талака́ , башк. өмә , лит. talka [ источник не указан 896 дней ] ) — изначально работа крестьян сообща, форма деревенской взаимопомощи в России , на Украине , в Белоруссии , Эстонии , Латвии и Литве . Её организовывали в деревне для выполнения срочных работ, требующих большого количества работников: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов и т. д. Иногда толоку использовали для проведения общественных работ (строительство церквей, школ, дорог, уборку мусора и т. п.).
Этимология и значение
В. Даль приводит значение для слова толока́ ( толо́к ) — расчищенное место для молотьбы, ток ; «потрава скотом на корню и вытолочение трав, полей, хлеба» . Толокой в украинском языке ранее называли вообще пастбище . В 11-томном толковом словаре украинского языка кроме значения совместных работ для слова «толока» зафиксированы значения: поле под паром , отведённое для выпаса скота; свободное место близ селения, используемое молодёжью для гуляний .
Славянский термин толока некоторые лингвисты считают заимствованием из балтийских языков (возможно, из литовского ) . Фасмер считает, что толока и толочь произошли от одного корня . В Историко-этимологическом словаре современного русского языка приводится следующая этимология: толочь < ст.‑слав. тлѣциі < о.-слав. *Tolkti < и.-е. *telek- (: *telk- ) — «толочь», «толкать». Представлено только балто-славянскими и кельтскими языками .
Описание
«Совместные помочи» или «толока» обычно проходили для достаточно больших работ, когда одному это долго делать или вообще невозможно. Обычно толокой делали: вырубку места под новый дом для погорельца; дожинки жита; мятие и трепание льна и конопли; вывоз в поле навоза («навозница»); подъём сруба («вздымки», «сдымки»); сооружение глинобитной печи («печебитье»), заготовку квашеной капусты на зиму (« капустки »); изготовление пряжи («супрядки»). На Полесье толоку обычно организовывали при уборке урожая, возведении мостов, мельниц, запруд, больших построек, при заготовке сена, вывозе деревьев из леса, навоза в поля, рытье прудов, колодцев и других крупных работах, для помощи вдовам, сиротам, солдаткам, безлошадникам . Начинались помочи с приглашения помочан хозяином. Вместо приглашения самим хозяином могло быть и решение общины о проведении помочей в пользу человека, нуждавшегося в коллективной поддержке. Продолжительность работы на помочах в одних районах была чётко определена обычаем, в других — менялась в зависимости от обстоятельств .
В толоке односельчане работали сообща, вместе, добровольно и бесплатно . Обычно тот, для которого работали, угощал работников. Также обычным делом было окончание толоки народными гуляньями с танцами и толочными песнями .
В период действия крепостного права толока использовалась как дополнительная повинность для крепостных крестьян. Как крепостная повинность была ликвидирована в Российской империи в 1847—1848 годах. Похожие обычаи общего труда существовали и существуют во многих народах мира, например, у представителей европейских народов, переселившихся в Америку ( англ. ).
Обычай являлся общим для славян — у белорусов и поляков он называется так же — талака́ и tłoka соответственно, а у великороссов, кроме собственно названия толока , используются в разных местностях и другие варианты: супря́дки, по́мочь и др. Слово «толока» имеет большое распространение на юге России, в Белоруссии и на Украине, тогда как на Русском Севере и в Сибири больше употребляют слово «помочь» .
В России у татар [ источник не указан 286 дней ] и башкир такая традиция называется «омэ» или «ума» ( тат. и башк. өмә ), у чувашей — «ниме» , у осетин — « зиу » .
Башкирский народный обычай коллективной взаимопомощи «ума» является одной из норм взаимоотношений в национальной общине . Наиболее значимой формой «ума» являлся коллективный труд по благоустройству селений, строительству дорог и мостов, возведению мечетей и др., в котором участвовали в основном мужчины. Решение по его организации принимало собрание аксакалов - (аҡһаҡалдар ҡоро). Важное значение в жизни башкирской махалли имела «ума» при пожаре и др. стихийных бедствиях, проведении свадебных и погребальных обрядов. На «ума» при заготовке леса, строительстве дома, бани, амбара, вспашке, сенокосе, жатве , обмолоте снопов с помощью лошадей и др. созывали мужчин. Женщины собирались для совместной домашней работы: кошмоделия , сукноделия (тула баҫыу өмәһе), ткачества, обработки шерсти, размягчения холстов , прядения шерстяных (орсоҡ иләүөмәһе), коноплянных (киндер иләүөмәһе) и льняных (етен иләү өмәһе) нитей и вязания , подготовки приданого и т.д. В ряде районов Башкортостана сложился обычай взаимопомощи «каз умахэ» . Заготовкой мяса , стрижкой овец, жатвой, молотьбой и др. видами работ занимались как мужчины так и женщины. Башкирский обычай «ума» частично сохранился и встречается у башкир в позднем видоизмененном варианте, когда отдельная семья для выполнения срочной работы (заготовка леса, строительство дома, сенокос, жатва, обмолот и др.) приглашает родственников и соседей .
В современной культуре слово толока употребляется для обозначения каких-либо гражданских или массовых проектов. В частности, на Первом национальном канале украинского телевидения так называлось социальное-политическое ток-шоу . Яндекс.Толока — мобильное приложение для выполнения пользователями по заказу простых видов работ за небольшую оплату.
См. также
Примечания
- . Словарь Онлайн . Дата обращения: 3 марта 2023. 2 июля 2019 года.
- ↑ , с. 73.
- .
- ↑ , с. 397.
- ↑ Шитова, С. Н. . Башкирская энциклопедия . Научно-издательский комплекс «Башкирская энциклопедия» (18 октября 2019). Дата обращения: 13 мая 2023. 25 мая 2023 года.
- .
- .
- , с. 603.
- (укр.) // Словник української мови / ред.: А. А. Бурячок, Г. М. Гнатюк. — К. : Наукова думка, 1979. — Т. 10 . — С. 180—181 . 24 мая 2022 года.
- Дата обращения: 6 сентября 2012. 19 октября 2012 года.
- , с. 248.
- , с. 249–250.
- ↑ , с. 43–50.
- , с. 120.
- . Дата обращения: 8 декабря 2010. 30 июня 2012 года.
- .
- Бай, Г. . . Prufy.ru (26 октября 2017). Дата обращения: 13 мая 2023. 12 мая 2023 года.
- . Дата обращения: 4 января 2019. 5 января 2019 года.
- Чибиров Л. А. . — Владикавказ: Ир, 1995. 23 января 2022 года.
- Фатыхова, Ф.Ф. . Башкирская энциклопедия . Научно-издательский комплекс «Башкирская энциклопедия» (18 октября 2019). Дата обращения: 25 мая 2023. 25 мая 2023 года.
- . Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано из 22 августа 2008 года.
Литература
- Сумцов Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1882. — Т. 4.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1882. — Т. 3.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1882. — Т. 4.
- Громыко М. М. . — М. : Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2 .
- Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. . — М. : Проспект, 2015. — 171 с. — ISBN 9785392168880 .
- Мелешко А. А. Современные и гражданские обряды и традиции. — Мн. : Полымя, 1985. — 143 с.
- // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 73.
- Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. — М. : Русский язык, 1999. — Т. 2. — 560 с. — ISBN 5-200-02686-5 .
- / редакционная коллегия: А. Вл. Гурко, И. В. Чаквин, Г. И. Касперович. — Мн. : Беларуская навука, 2010. — 466 с. — (Национальная академия наук Беларуси, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы).
- Талака (белор.) // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш.. — Мн. : БелЭн , 2002. — Т. 15 . — С. 397 . — ISBN 985-11-0251-2 .
- Короткий словник народознавчих термінів (гл) // Українське народознавство: Навчальний посібник / За ред. С. П. Павлюка, Г. Й. Горинь, Р. Ф. Кирчіва. — Львів : Фенікс, 1994. — С. 603 . — ISBN 5-87332-037-3 .
- Энциклопедия украиноведения (укр.)
Ссылки
- (culture.ru)
- 2020-08-10
- 1