Zivert
- 1 year ago
- 0
- 0
Янша́о ( кит. 仰韶文化 , пиньинь Yǎngsháo wénhuà ) — устоявшееся в прошлом название группы неолитических археологических культур , существовавших на территории Китая (долина средней части реки Хуанхэ ) в 5 — 3-м тысячелетии до н. э.
В октябре 1921 года шведский учёный вместе с китайским учёным и другими начал раскопки в деревне Яншао, расположенной в уезде Мяньчи городского округа Саньмэнься провинции Хэнань Китая , ныне это место называется ( кит. упр. 仰韶村遗址 ) . В течение 36 суток на 17 участках работ было обнаружено множество изделий из камня, кости, раковин , керамика. На материале раскопок была выделена древняя культура, которая получила название по месту обнаружения: Яншао . Раскопки в деревне Яншао октября 1921 года считаются отправным пунктом изучения культур неолита Китая и временем зарождения современной китайской археологии .
Одной из отличительных характеристик является .
Понятие «Яншао» используется для обозначения периода (средний неолит) в центральной и восточной частях бассейна Хуанхэ или группы отдельных средненеолитических культур ( Баньпо 1, , Баньпо 2, , 2, 1 и др.), которые ранее считались подвидами Яншао. Эти культуры сложились на базе местного раннего неолита и сосуществовали с культурами среднего неолита западной части бассейна Хуанхэ Мацзяяо и бассейна Янцзы , например, Хэмуду или Даси (4400—2700 до н. э.).
Ареал яншаоских культур — среднее течение реки Хуанхэ и её главного притока реки Вэйхэ (полностью или частично на территории современных провинций Шаньдун , Хэбэй , Хэнань , Шаньси , Шэньси , Нинся и Ганьсу ). Некоторые ученые считают, что яншаосцы пришли на Хуанхэ с юга. Предполагается, что они говорили на одном из сино-тибетских языков.
Наиболее развитыми ремеслами были производство орудий из камня и кости и гончарное ремесло. Каменные и костяные изделия тщательно полировались, зачастую имели аккуратно просверленные отверстия. Также распространено было ткацкое ремесло.
В конце III тыс. до н. э. группе культур Яншао на смену пришла группа поздненеолитических культур чёрной керамики , которую принято называть Луншань ( кит. трад. 龍山 , упр. 龙山 , пиньинь Lóngshān ).
Гончарная посуда, изготовлявшаяся в расположенных за пределами поселений мастерских, оборудованных печами для обжига, отличается изяществом форм, мастерством изготовления, окраской от ярко-красных до оранжево-лимонных тонов, сложным геометрическим и зооморфным орнаментом. Каждому из поселений были присущи собственные зооморфные орнаменты. В отличие от культуры Мацзяяо (пров. Ганьсу ), яншаосцы расписывали посуду до обжига, что делало окраску более прочной. Некоторые сосуды культуры Яншао практически невозможно отличить от трипольских
Яншаосцы жили небольшими общинами. Поселение обычно состояло из центрального четырёхугольного здания площадью свыше 100 м², вокруг которого располагались несколько углубленные в землю круглые либо квадратные хижины каркасно-столбовой конструкции со стенами из шестов, обмазанных с внешней стороны смесью глины и соломы, и очажной ямой посередине помещения. Они служили жилищем одной — двум брачным парам. Большое центральное здание, по мнению археологов, могло быть либо зданием для общественных нужд всей общины, либо , в котором жили юноши общины. Все поселение было окружено рвом.
Население культуры Яншао некоторые ученые связывает с племенами , которые по гипотезе Старостина говорили на языках сино-кавказской группы и по-видимому мигрировали сюда с запада через Синьцзян и Ганьсу . В VI—V тыс. до н. э. бассейн Хуанхэ и Янцзы , как и более южные районы, был заселён племенами аустрической группы (родственными современным вьетнамцам и малайцам ) — создателям хоабиньской культуры . Потомками этих аборигенов являются племена мяо-яо .
На кладбищах, которые располагались вне поселений, хоронили только взрослых членов общины. Детей хоронили в больших глиняных сосудах возле жилищ, в крышках сосудов было отверстие с тем, чтобы душа ребёнка могла покидать свой посмертный дом и возвращаться в него. Взрослых хоронили в грунтовых ямах, в которые клали глиняную посуду и другую утварь. В размерах ям и количестве помещенных в погребения предметов особой разницы не наблюдается, что свидетельствует об отсутствии ярко выраженной имущественной и социальной дифференциации.
Admixture и F4-анализ показывают, что население культуры Луншань имеет некоторую примесь с юга по сравнению с культурой Яншао. В Яншао есть небольшое количество того, что похоже на западноевразийское происхождение .
Культуры Яншао характеризуется . Главной сельскохозяйственной культурой была чумиза (сорт проса ), выращиваемая на плодородных лёссовых почвах без искусственного орошения в связи с тем, что в период Яншао климат был более теплым и влажным. Для вскапывания земли использовались каменные и деревянные орудия, для сбора урожая — плоские каменные или керамические прямоугольные ножи с отверстиями для ременной или веревочной петли.
В Яншао занимались охотой и рыболовством. Охотились на оленей , кабаргу , тапиров , . Для рыболовства применялись сети с каменными грузилами, костяные крючки и остроги. В качестве домашних животных яншаосцы разводили свиней и собак.