«Восьмерик на четверике»
— тип архитектурной композиции
церковного здания
: верхний объём октагональной конфигурации («
восьмерик
») поставлен на
четверик
(как правило, более низкий).
Изначально это архитектурное решение получило распространение в русском деревянном храмовом зодчестве. В конце XVII века прочно вошло в арсенал приёмов
московского барокко
. Сочетание контрастных форм придаёт храму устремлённость ввысь (динамизм — характерная черта стиля
барокко
).
Церкви этого типа продолжали возводиться в российской провинции вплоть до конца XVIII века.
Содержание
Эволюция московского барокко
Применительно к московскому барокко различаются несколько типов каменных церквей «восьмерик на четверике». Основной — отдельно стоящие многоярусные церкви, строившиеся в основном дворянами в своих подмосковных усадьбах. Для церквей этого типа характерно свободное расположение, широкие круговые обходы-гульбища. Неотъемлемым атрибутом зданий этого типа является совмещение церкви и колокольни в единой центрической композиции «
иже под колоколы
»: непосредственно над восьмериком устраивался открытый ярус звона. Церкви этой группы являются исходными для всех остальных вариантов композиции. Ниже представлены классические образцы, которые служили, вероятно, эталоном.
Перестроена из церкви 1678—1679 гг. Принципиальным нововведением является появление хорошо видимого четверика, в ранних памятниках скрытого объёмами притворов по периметру здания. Не сохранилась.
Существует два варианта датировки: 1690—1695 и 1698—1703. Обильные украшения, особенности профилировки деталей позволяют говорить о более поздней датировке здания.
Строилась по образцу Успенской церкви в Петровском-Дальнем, но в процессе строительства (в 1694 г.) была торжественно освящена церковь в Филях, поэтому заказчик потребовал изменения композиции — возведения четверика в духе филёвской церкви.
С 1693 г. Я. Г. Бухвостов был занят на строительстве собора в Рязани (до 1699), поэтому передал подряд своим помощникам. Для церкви характерен высокий четверик с большими окнами, придающий церкви башнеобразный облик.
В 1680-х гг. перестроена — пробиты большие окна в восьмерике и
экседрах
, фасад украшен росписью, в настоящее время возвращён первоначальный облик. В перестроенном виде послужила прообразом церкви в Перове.