Янтарный проезд
- 1 year ago
- 0
- 0
Янта́рный путь ( Великий янтарный путь ) — древний торговый путь , по которому уже в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь . О нём упоминает «отец истории» Геродот .
Тацит в « Германии » описывает обитающий на востоке Свебского моря народ эстиев, которые
«обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом. Но вопросом о природе его и как он возникает, они, будучи варварами , не задавались и ничего об этом не знают; ведь он долгое время лежал вместе со всем, что выбрасывает море, пока ему не дала имени страсть к роскоши . У них самих он никак не используется; собирают они его в естественном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению, получают за него цену».
Маршрут, по которому янтарь-сукцинит поступал к Средиземному морю, первоначально пролегал из Ютланда по рекам Рейн и Одер , а затем из Самбии по Висле и Дунаю . Новый Вислинский янтарный путь начала нашей эры назван польскими археологами Великим, или Главным. В 2000 году учёному Ежи Веловейскому удалось реконструировать эту римскую янтарную дорогу по находкам янтарного сырья и изделий .
Пунктом доставки камня-сырца являлся южный город Римской империи – Аквилея (на границе Италии и Словении). Высокого развития в эпоху принципата достигла в Аквилее техника обработки янтаря, который поставляли в город с побережья Балтики через римскую провинцию Паннония . Из порта Аквилея янтарные товары уплывали в Грецию, Египет, Сирию, Индию и другие далёкие страны .
Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона (1400—1392 гг. до н. э.) : в Египетском музее Каира хранится корона Тутанхамона с жёлтым балтийским янтарём, окружённым бриллиантами , изумрудами и рубинами .
Уже к эпохе неолита сформировались центры добычи и обработки янтаря. Один из них располагался на северной части полуострова Ютланд ( Дания ). Ютландцы снабжали янтарём античные города-государства Средиземноморья до III века н.э., когда запасы оказались исчерпанными. Этому способствовал и подъём уровня вод Северного моря, которые затопили северную часть полуострова. Население стало искать новые земли для своего промысла. Археологи полагают, что часть ютландцев обрели новую родину в Самбии (часть Калининградской области), где находится крупное янтарное месторождение. Переселенцы принесли с собой черты материальной и духовной лужицкой культуры .
«…и я не верю в то, что Эриданом варварами называется река, впадающая в северное море, откуда, как говорят, происходит янтарь…»
В среднем неолите намечается ряд путей проникновения янтарных изделий к востоку и северо-востоку Европы: это приморский путь, внутриматериковый прибалтийский путь по рекам Западная Двина , Пярну , , Эмайыги , а также Волго-Окский путь и путь по озёрам и рекам северо-запада современной России и Карелии (III тыс. до н. э.). В Карелии по р. Выг , Онежскому озеру , р. Свирь , Ладожскому озеру , р. Волхов , Ильменскому озеру , рекам Ловать и Зап. Двине янтарь от побережья Прибалтики мог попасть к Белому морю . Картографирование янтарных находок поздненеолитических памятников указывает на некоторые изменения в направлении и соотношении янтарных путей: появляются также Днепровский и Днестровский пути распространения неолитического восточноприбалтийского янтаря .
С середины II тыс. до н. э. в ходе контактов между прибрежными племенами Балтики, янтарь и изделия из него распространялся в отдалённые районы. Его ввоз в Восточное Средиземноморье фиксируется по крайней мере с микенских гробниц XVI в. до н. э., где были найдены бусы из балтийского янтаря . Изготовленные из него украшения обнаружены и на других памятниках микено— минойской цивилизации .
С начала I тыс. до н. э. в результате трансальпийской торговли этрусков с племенами центральной Европы янтарь поступает в средиземноморский регион. Расцвет торговли пришёлся на XVIII—VII вв. до н. э. Через альпийские горные проходы этрусские товары перенаправлялись в долины Рейна и Эльбы. Археологи обнаружили их в Польше, Дании, Южной Скандинавии .
В Средней Азии определились два направления торговых путей: Сырдарьинское и Амударьинское: активизируется торговля янтарём с середины I тысячелетия до н. э., особенно в первые века н. э., вплоть до V в. н. э. Следуя вдоль Сырдарьи , янтарь проникает в Ферганскую долину , активно охватывая её западные и юго-западные районы, и далее на восток, к границам Китая. В раннем средневековье внутренние пути становятся более разветвлёнными. На северо-восток — это Чуйская долина . На юго-восток — Зеравшанская долина , крайней восточной точкой оказывается Западный Памир , верховья реки Пяндж .
Если уже в неолите прибалтийский янтарь доходил до Волги, то есть основания предположить, что Волжско-Каспийское направление могло осваиваться значительно раньше VIII в. для продвижения на восток. И не только для прибалтийского сукценита, но и для приднепровско—карпатских ископаемых смол (первые — светлые, известные под названием «скифские» , менее популярны, чем карпатские, более тёмных и сочных расцветок). Известно, что янтарные изделия часто встречаются в памятниках сарматского времени .
На античность пришлась эпоха рассвета Янтарного пути, который тогда шёл из Восточной Прибалтики в Северную Италию . Первоначально он проходил к Ютландии и далее по Эльбе к верхнему течению Дуная , оттуда по реке Инн через долину Адидже в порт на Адриатике — центр торговых контактов этрусков с греческим миром. Другое ответвление янтарного пути действовало с VI в. до н. э. Оно вело от Эльбы к истокам Рейна и затем через Восточную Галлию долиной Роны к греческой колонии Массалия ( Марсель ) .
Затем, в Римскую эпоху, согласно реконструкции, сделанной в 2000 году учёным Ежи Веловейски по находкам янтарного сырья и изделий, основным стал путь из Самбии по Висле и Дунаю. Новый Вислинский янтарный путь начала нашей эры назван польскими археологами Великим, или Главным. .
Импорты — это римские застёжки- фибулы для скрепления плаща ( лат. pallium ), поясные наборы и др. детали снаряжения, которые легионеры охотно обменивали на янтарь. Участники многосезонной Балтийской экспедиции Института археологии РАН подтвердили исток Великого янтарного пути на территории Калининградской области благодаря изучению таких находок.
Янтарная торговля, в значительной мере сосредоточившаяся в руках племенной аристократии эстиев , (балтов и германцев), а затем в V в. н. э. перешедшая в руки дружинных вождей, привела к появлению в земле юго-восточной Балтии редчайших даже на территории Империи изделий, вышедших из рук римских мастеров. Основной массив римских импортов, являвшихся средством «платежа» (точнее — обмена, иногда трофеями или дружескими/свадебными дарами) за янтарное сырьё, доставлявшееся по Великому янтарному пути по реке Висла (так называемый Висленский янтарный путь ), находится в арсенале эстиев, древних обитателей Янтарного края — . Эти предметы вышли из различных провинциально-римских мастерских, включали в свой состав как их массовую продукцию, так и уникальные изделия :
Торговые пути направления Восток — Запад ведут из двух конкурирующих торговых центров в , Трусо (в районе дельты Вислы ) и Каупа (в юго-западном углу Куршской лагуны ), вдоль Балтийского моря в Ютландию , а оттуда вверх по Слиенскому заливу в Хайтабу (Хедебю) , крупный торговый центр в Ютландии. Этот город, расположенный недалеко от современного города Шлезвиг , земля Шлезвиг-Гольштейн , был удобно расположен, его можно было достичь со всех четырёх сторон — по суше, а также с Северного и Балтийского моря.
Неманский торговый путь — трасса, связывавшая Центральную и Юго-Восточную Скандинавию , в частности о. Готланд , через ареалы пруссов , куршей и ряда иных балтских племён с Восточной Европой , с Каупом в качестве, вероятно, ключевого центра на балтийском побережье . Этот путь, в свою очередь, может представлять собой западный отрезок пути «из варяг в греки и из грек…» , на юге завершавшегося в Константинополе . В последнее время накапливается банк данных находок скандинавского происхождения, свидетельствующих об активности торговых и военных операций по рекам Преголь , Инструч и Неман ( Кулаков , Иов, 2001. с. 77), что позволяет предполагать серьёзную роль Неманского пути в системе межэтнических торговых контактов в Восточной Европе эпохи викингов .
С берегов Балтики солнечный камень поступал по Северному янтарному пути в Древнюю Русь: в янтарные мастерские Пскова , Великого Новгорода , Старой Ладоги , Владимира , Рязани и далее через Урал в Китай .
В конце двадцатого века в рамках охраны культурного наследия Европы возникла программа создания туристических янтарных маршрутов. Они повторяют древние торговые пути от Балтийского моря до стран Средиземноморья .