ФРГ Трилогия
- 1 year ago
- 0
- 0
Трило́гия (через фр. trilogie , от греч. trilogia , от tri — «три» и logos — «слово, рассказ») — совокупность трёх произведений искусства или науки, объединённых преемственностью сюжета, либо общей идеей. Первоначально в греческой литературе — три трагедии , объединённые в одно целое единством фабулы или идейного содержания. Трилогии встречаются в литературе (в том числе в научной литературе и художественной литературе), киноискусстве, изобразительном искусстве , музыке, а также в компьютерных играх .
У древних греков состояла из трёх трагедий с мифологическим или историческим сюжетом; представлялись они на поэтических состязаниях в дни празднеств Дионисий. Первоначально отдельные части трилогии обязательно воспроизводились в течение одного дня; присоединение к трилогии так называемой «драмы сатиров», контрастирующей с ней по построению и назначению, создавало « тетралогию ». С это требование начинает нарушаться, а с IV в. до н. э. «драма сатиров» отделяется от трагической трилогии и ставится на особых состязаниях.
Античные трилогии дошли до нас в обломках; так из сохранившихся семи трагедий Эсхила четыре являются частями трилогий, посвящённых мифам о Данаидах, Эдипе , Прометее и историческому событию — поражению персов. Из этих трилогий только « Орестея » сохранилась полностью; утрачена лишь «драма сатиров» — «Протей».
В дальнейшем, уже у Софокла , трагедии приобретают самостоятельную законченность и отдельную значимость; так «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона», хотя и связанные единством сюжета, не объединялись поэтом в Т.
В драматическом творчестве нового времени встречаются попытки возродить Т.; таковы трилогии Иоган Фридрих Шиллера («Валленштейн»), Франца Грильпарцера («Золотое руно»), Рихарда Вагнера («Нибелунги»), Суинберна («Мария Стюарт») и другие.
В русской литературе известность получили трагическая трилогия А. К. Толстого (« Смерть Иоанна Грозного », « Царь Фёдор Иоаннович », « Царь Борис ») и трагикомическая трилогия « » Александра Сухово-Кобылина (« Свадьба Кречинского », « Дело », « Смерть Тарелкина »). Примером трилогии, отдельные части которой — комедии , а не трагедии, является трилогия Бомарше (« Севильский цирюльник », «Свадьба Фигаро», «Виновная мать»). Тем не менее в целом в драме нового времени трилогия не получает широкого развития.
Принцип трилогии применяется также в строении романа и повести . Таковы трилогии романов Дюма-отца (« Три мушкетёра », « Двадцать лет спустя », « Виконт де Бражелон »), Г. Сенкевича («Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский»), Э. Золя («Лурд», «Рим», «Париж»), Г. Манна («Богини»), « Космическая трилогия » К. С. Льюиса .
В русской литературе «Мёртвые души» Н. В. Гоголя были задуманы в форме трилогии. Трилогию представляют собой «Детство», «Отрочество» и «Юность» Льва Толстого , а также — «Детство», «В людях» и «Мои университеты» Максима Горького . Следует, однако, отметить, что эпическая полнота изображения, допуская расширение его за рамки отдельного романа, в то же время нередко нарушает стройность и чёткость трёхчленного строения; эпическая трилогия не представляет такого тесного единства, как трилогия драматическая, и легко перерастает в многотомный цикл романов (ср. цикл «Ругон-Маккаров» Золя , « Жан Кристоф » Р. Роллана и др.).
В лирике термин трилогия почти не применяется, несмотря на попытки некоторых поэтов ввести его ( Гёте «Trilogie der Leidenschaft», Гейне «Trilogie»).
Также следует отметить изначально кинотрилогию «Трилогия Сэма Рэйми о Человеке-пауке» :
получившую дальнейшее продолжение:
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .