Interested Article - Байджу

Байджу или Бачу (также Байджу-нойон, Бачу-нойон, Бачу-хурчи ) — монгольский военачальник ( нойон ) середины XIII века, имперский наместник в северо-западном Иране , Закавказье и Малой Азии .

Биография

Происходил из племени йисут (бэсут) и был родственником знаменитого полководца Джэбэ . В 1228 году принимал участие в битве с Джелал ад-Дином при Исфахане , через год в качестве тысячника выступил в новый поход против хорезмшаха в составе 30-тысячной армии под началом нойона Чормагана . Позднее Байджу стал темником , а в 1242 году сменил Чормагана, разбитого параличом (или умершего ), на посту командующего местной группировкой монгольских войск, размещавшейся в Арране и Муганской степи . Сообщается, что он получил это назначение по жребию, так как монголы «руководствовались указаниями волхователей» .

Байджу сразу же начал активные действия против Конийского султаната . Он подступил к принадлежавшему сельджукам Эрзеруму и предложил жителям сдаться. В ответ на их отказ монголы осадили город и, применив осадные орудия , через два месяца взяли его. Эрзерум был разграблен и разрушен, жители убиты или обращены в рабство. Армянские летописцы сообщают , что монголы захватили в городе множество христианских книг — жития святых , богато украшенные Евангелия — и за бесценок продавали их служившим в войске христианам, а те раздаривали по церквям и монастырям. Байджу отошёл с войском на зимовку в Мугань.

На следующий год конийский султан Гийас ад-Дин Кей-Хосров II во главе значительной армии выступил против монголов. 26 июня сельджукское войско потерпело поражение при Кёсе-даге , близ Чманкатука, к западу от Эрзинджана . Развивая успех, Байджу взял Сивас и Дивриги (горожане не оказали сопротивления и были пощажены), а затем Кайсери , вторую столицу сельджуков, и Эрзинджан (здешние жители пытались защищаться и подверглись резне) . Кей-Хосров II не мог более противостоять монголам. По условиям мира, он должен был ежегодно отправлять в Каракорум около 12 миллионов либо местных серебряных монет, 500 кусков шёлка, 500 верблюдов и 5000 баранов . Однако султан, видимо, узнав о противоречиях между Байджу и правителем Улуса Джучи Бату , отправил своих послов с признанием зависимости именно к последнему. Послы Кей-Хосрова были благосклонно приняты, и правитель сельджуков стал вассалом Бату .

Царь Киликийской Армении Хетум I , благоразумно не оказавший поддержки Кей-Хосрову II в войне против монголов, теперь отправил к Байджу посольство во главе со своим отцом и братом Смбатом Спарапетом . Послы, прибыв в ставку военачальника «были представлены Бачу-ноину, жене Чармагуна Элтина-хатун и другим великим вельможам» . По договору, заключённому между сторонами, армяне обязались снабжать монгольское войско продовольствием и поставлять нужное количество войск для участия в походах; в свою очередь, монгольское командование признавало суверенитет Киликийского царства и обещало оказывать вооружённую помощь армянам в случае нападения на них соседних государств . Этот договор был выгоден как Киликии, так и Байджу, которому были необходимы союзники в регионе, весьма удалённом от Монголии. В качестве подтверждения дружественных намерений киликийцев Байджу потребовал от Хетума выдачи семьи султана Кей-Хосрова, нашедшей убежище в Киликийском царстве. Хетум был вынужден принять это условие.

В то время, как Байджу действовал в Малой Азии, отряды под командованием Ясавура совершили рейд в северную Сирию , на территории Дамаска , Халеба , Хамы и Хомса , айюбидские владетели которых смогли откупиться от монголов. От Боэмунда V , князя Антиохийского , также потребовали подчинения, но вскоре Ясавур вынужден был отвести войска, по-видимости, из-за летней жары, губительно действовавшей на лошадей.

Монгольское наступление заставило кочевавших в Сирии хорезмийцев — остатки войск Джелал ад-Дина — двинуться в Палестину , где они захватили Иерусалим ( 11 августа 1244 года ), а затем совместно с египетским султаном разгромили крестоносное войско , близ Газы ( 17 октября ) .

Под влиянием этих обстоятельств Папа Римский Иннокентий IV решил отправить к монгольским правителям несколько посольств. Одно из них, во главе с доминиканцем , 24 мая 1247 г. достигло ставки Байджу близ Сисиана . Асцелин и его спутники не проявили должного дипломатизма, отказавшись исполнить церемонию преклонения перед Байджу и потребовав от него принятия христианства; они также отказались проследовать по его приказу в Каракорум, имея от папы указание передать письма первому встреченному монгольскому военачальнику. Всё это чуть было не стоило им жизни; от казни Асцелина спасло заступничество советников Байджу , и прибытие в этот момент из Монголии Эльджигидея, которого новый хан Гуюк назначил вместо Байджу. 25 июля Асцелин покинул монгольский лагерь, с двумя документами на руках — ответом Байджу папе и эдиктом Гуюка, привезённым Эльджигидеем. Асцелина сопровождали два монгольских посла, Айбег и Сергис, тюрок и сирийский несторианин . 22 ноября Иннокентий IV передал Айбегу и Сергису свой ответ на послание Байджу .

После прихода к власти Мункэ ( 1251 г. ) положение Байджу в качестве командующего войсками в северо-западном Иране было подтверждено новым ханом, Эльджигидей был отозван и казнён. Байджу в своих донесениях центральному правительству «жаловался на еретиков и на багдадского халифа », в связи с чем на курултае 1253 года было решено отправить против иранских исмаилитов и Аббасидов Багдада армию во главе с Хулагу , младшим братом каана . Байджу было предписано заготовить для довольствия войск «по одному тагару муки и бурдюку вина» на каждого человека .

Хулагу, выступив в поход в начале 1256 года , к концу 1257 разгромил исмаилитские крепости в Иране и двинулся против Багдада. Байджу шёл к столице Аббасидов со стороны Ирбиля . Перейдя Тигр , его войско разбило халифских полководцев Фатх ад-Дина ибн Курда и Карасонкура, а затем заняло западные предместья Багдада. После взятия города (февраль 1258 г. ) монгольские войска расположились в Мугани. Затем, в сентябре 1259 года Хулагу вступил в Сирию; силы под командованием Байджу находились на правом крыле армии .

О дальнейшей судьбе Байджу имеются противоречивые данные. Рашид ад-Дин в одном месте « Сборника летописей » указывает, что «за особое рвение при завоевании Багдада» хан Хулагу дал ему хорошие кочевья и утвердил темником, а после смерти Байджу его сын Адак ведал десятитысячным отрядом отца ; в другом месте утверждается, что Хулагу обвинил и казнил Байджу, конфисковав половину его имущества. Тумен Байджу был передан сыну Чормагана Ширамуну. Адак, по этим сведениям, был командиром тысячи; , сын Адака, в правление ильхана Газана сделался темником , но восстал, был схвачен и казнён в 1299 году в Тебризе .

Образ в кинематографе

Примечания

  1. Хурчи, хорчи — стрелок, оруженосец, воин личной охраны.
  2. Jackson P. (англ.) . Encyclopædia Iranica . Дата обращения: 27 марта 2009. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 03-04-2011 [4710 дней])
  3. Рашид ад-Дин. . — М., Л., 1952. — Т. 1, кн. 1. — С. 195. (недоступная ссылка)
  4. Киракос Гандзакеци. . — М. : Наука, 1976. — С. 175, прим. 24. 9 ноября 2007 года.
  5. Рашид ад-Дин. . — М., Л., 1952. — Т. 1, кн. 1. — С. 99. (недоступная ссылка)
  6. Grousset R. . — Rutgers University Press, 1988. — P. 347. — 687 p. — ISBN 0813513049 .
  7. Киракос Гандзакеци. . — М. : Наука, 1976. — С. 175. 9 ноября 2007 года.
  8. Киракос Гандзакеци. . — М. : Наука, 1976. — С. 176. 9 ноября 2007 года.
  9. / Пер. М. Эмина. — М. , 1861. — С. 14. 24 мая 2011 года.
  10. Киракос Гандзакеци. . — М. : Наука, 1976. — С. 178. 9 ноября 2007 года.
  11. Kolbas J. . — Routledge, 2006. — P. 121—122. — ISBN 0700706674 .
  12. Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом. — М., СПб.: АСТ, Евразия, 2007. — С. 179. — ISBN 978-5-17-038377-1 .
  13. Смбат Спарапет. / Вступ. статья А. Галстяна. — Ереван: Айастан, 1974. — С. XIV—XV. 17 сентября 2016 года.
  14. Jackson P. . — Pearson Education, 2005. — P. 74—75. — ISBN 0582368960 .
  15. / Вступительная статья Я. М. Света . — М. : Наука, 1968. — С. 16. 29 октября 2008 года.
  16. De Rachewiltz I. . — Stanford University Press, 1971. — P. 116—118. — ISBN 0804707707 .
  17. „Еретики“ — мусульманское название исмаилитов .
  18. Рашид ад-Дин. . — М., Л., 1946. — Т. 3. — С. 22—23. 3 марта 2014 года.
  19. Рашид ад-Дин. . — М., Л., 1946. — Т. 3. — С. 40—49.
  20. Рашид ад-Дин. . — М., Л., 1946. — Т. 3. — С. 181—182.

Литература

  • / Пер. К. П. Патканова. — М. , 1871.
  • Киракос Гандзакеци . . — М. : Наука, 1976.
  • Рашид ад-Дин . / Пер. с персидского Л. А. Хетагурова, редакция и примечания проф. А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. — Т. 1, кн. 1. (недоступная ссылка)
  • Рашид ад-Дин. / Пер. с персидского Ю. П. Верховского, редакция проф. И. П. Петрушевского. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. — Т. 2. (недоступная ссылка)
  • Рашид ад-Дин. . — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1946. — Т. 3.
  • Смбат Спарапет . / Вступ. статья А. Галстяна. — Ереван: Айастан, 1974.

Ссылки

Источник —

Same as Байджу