Interested Article - Адашев, Алексей Фёдорович
- 2021-06-05
- 1
Алексе́й Фёдорович Ада́шев ( 1510 — 1561 , Юрьев-Ливонский ) — окольничий , воевода , приближённый царя Ивана Грозного . Также являлся начальником Челобитного приказа , постельничим и хранителем личного архива царя вместе с печатью «для скорых и тайных дел» .
Биография
Отец — боярин , окольничий Адашев, Фёдор Григорьевич .
Впервые Адашев упоминается 3 февраля 1547 года вместе с братом Даниилом на свадьбе царя Ивана Грозного в должности ложничего и , то есть он стелил брачную постель государя и сопровождал новобрачного в баню.
Большим влиянием на царя Адашев стал пользоваться вместе со знаменитым благовещенским священником Сильвестром после страшных московских пожаров (в апреле и в июне 1547 г.) и убиения возмутившимся народом царского дяди князя Юрия Васильевича Глинского .
Эти события, рассматриваемые как кара Божия за грехи, произвели нравственный переворот в молодом впечатлительном царе. Вот что говорит он сам: «Вошёл страх в душу мою и трепет в кости мои, смирился дух мой, умилился я и познал свои согрешения».
С этого времени царь, нерасположенный к знатным боярам, приблизил к себе двух неродовитых, но лучших людей своего времени, Сильвестра и Адашева . Иван нашёл в них, а также в царице Анастасии Романовне и в митрополите Макарии нравственную опору и поддержку.
Время так называемого правления Сильвестра и Адашева было временем широкой и благотворной государственной деятельности (созыв 1-го земского собора для утверждения Судебника в 1550 году , созыв церковного собора Стоглава в 1551 году, покорение Казани в 1552 году и Астрахани ( 1556 год ); дарование уставных грамот, определивших самостоятельные суды общин; большое разверстание поместий, упрочившее содержание служилых людей (в 1553 году ).
В 1550 году Иван IV пожаловал Адашева в окольничие .
А. Ф. Адашев руководил работами по составлению официальной «разрядной книги» и «государева родословца», редактировал материалы официальной летописи — «Летописи начала царствования» .
Выделялась и дипломатическая деятельность Адашева по ведению множества возлагавшихся на него переговоров: с казанским царём Шиг-Алеем ( 1551 и 1552 ), ногайцами ( 1553 ), Ливонией ( 1554 , 1557 , 1558 ), Польшей ( 1558 , 1560 ), Данией ( 1559 ). Значение Сильвестра и Адашева при дворе создало им и врагов, из коих главными были Захарьины , родственники царицы Анастасии. Его враги особенно воспользовались неблагоприятно для Адашева сложившимися обстоятельствами во время болезни царя в 1553 году .
Опасно заболев, царь написал духовную и потребовал, чтобы двоюродный брат его князь Владимир Андреевич Старицкий и бояре присягнули его сыну, младенцу Дмитрию . Но Владимир Андреевич отказался присягать, выставляя собственные права на престол по смерти Иоанна и стараясь составить себе партию.
Сильвестр, видимо, склонялся на сторону Владимира Андреевича. Алексей Адашев, правда, присягнул беспрекословно Дмитрию, но отец его, окольничий Фёдор Адашев , прямо объявил больному царю, что они не хотят повиноваться Романовым, которые будут управлять за малолетством Дмитрия.
Иоанн выздоровел и уже другими глазами стал смотреть на предавших его друзей. Равным образом сторонники Сильвестра потеряли теперь расположение царицы Анастасии, которая могла подозревать их в нежелании видеть её сына на престоле. Однако царь в первое время не обнаруживал враждебного чувства или под радостным впечатлением выздоровления, или из боязни затронуть могущественную партию и порвать старые отношения, а в 1553 году пожаловал Фёдора Адашева боярской шапкой.
Поездка царя в Кирилло-Белозерский монастырь , предпринятая в 1553 году с царицей и сыном Дмитрием, сопровождалась обстоятельствами, также неблагоприятными для Адашева: во-первых, дорогой скончался (утонул) царевич Дмитрий, и тем исполнилось предсказание Максима Грека , переданное царю Адашевым, во-вторых, Иоанн увиделся во время этой поездки с бывшим коломенским владыкой Вассианом Топорковым , любимцем отца Ивана IV, и, конечно, беседа Вассиана была не в пользу Сильвестра и его партии.
С того времени царь стал тяготиться своими прежними советниками и поступал по-своему: Ливонская война была начата вопреки Сильвестру, который советовал завоевать Крым . Болезненная подозрительность Ивана IV, усиливаемая наговорами враждебных партии Сильвестра людей, вражда сторонников Сильвестра к Анастасии и её родным, неумелое старание Сильвестра сохранить влияние на царя постепенно привели к полному разрыву Иоанна с его прежними советниками.
До опалы в 1560 году заведовал Царским архивом .
В мае 1560 года отношение царя к Адашеву было таково, что последний нашёл неудобным оставаться при дворе и отправился в почётную ссылку в Ливонию 3-м воеводой Большого полка, предводимого князем Мстиславским и Морозовым. По смерти царицы Анастасии († 7 августа 1560 года ) нерасположение Ивана IV к Адашеву усилилось; царь приказал перевести его в Дерпт и посадить под стражу. Здесь Адашев заболел горячкой и через два месяца скончался. Естественная смерть спасла его от царской расправы, так как в ближайшие годы все родственники Адашева были казнены . Так и закончилась династия Адашевых.
Приёмный Адашева == В дореволюционной исторической литературе было довольно широко распространено мнение о происхождении А. Ф. Адашева из среды «бедных дворян» . Н. П. Лихачёв , впервые привлёкший генеалогические данные, показал, что Адашевы были богатыми костромскими вотчинниками, происходивших из рода костромских бояр Ольговых . Советский исследователь С. О. Шмидт , также пришёл к выводу о том, что Алексей Адашев происходил из рода богатых землевладельцев и был связан с боярством и остальными служилыми людьми .
В 1590 г. возникло дело по челобитью новгородских помещиков С. Е. Парского и О. С. Молотеинова, об отделе им в Бежецкой пятине порозжих земель в додачу к их поместным окладам . В данном деле помещена выпись из отдельных книг Е. С. Белкина-Отяева и подьячего Ш. Баучарова 7069 (1560-1561 г.) с сообщением об отведении в Топальской волости земель А. Ф. Адашева и Д. Ф. Адашева « в вотчину против их вотчины и купель, и матери их вотчины приданные переславские, и Даниловы приданные вотчины». В данном случае это была « опальная дача » А. Ф. и Д. Ф. Адашевых « за опалу зачитали по четвертем, мерили мох и болота, и отделяли им тот мох и болота в пашни место». Из выписи следует, что С. Е. Парскому в 1571-1572 г. было отделено поместье в 190 четей в Топальской волости « из Настасьина поместья Олексеевы жены Адашева ». Общие размеры владений Адашевых в Топальской волости Бежецкой пятины, составили 265 обеж в одном поле, а в трёх полях 795 обеж, то есть 3975 десятин, взамен имевшихся вотчин. Сохранилвсь жалованная грамота И. В. Шереметьеву от 9 октября 1560 года, по которой ему передавалась костромская вотчина А. Ф. Адашева — село Борисоглебское со слободою Бошаровою, 55 деревнями и сельцом, насчитывающая по писцовым книгам А. Дашкова 1551-1552 г. середней и худой земли 1534 десятины в трёх полях .
Топальская волость была избрана Иваном Грозным для «опальной дачи» Адашевым не случайно. Эта волость в прошлом принадлежала И. В. Ляцкому , активному участнику заговора Михаила Глинского в 1534 г. против правительства матери Ивана IV Елены Глинской . После бегства в Литву И. В. Ляцкого эта волость была передана И. П. Головину, тому самому Головину, который на глазах у малолетнего Грозного драл на митрополите Макарии мантию, о чём царь не мог забыть спустя много лет . И. В. Ляцкого и И. П. Головина связывали к тому же с Адашевыми и родственные узы. И. В. Ляцкий по отцу являлся двоюродным братом И. Ю. Захарьина, а исследователями уже давно отмечен факт родственной близости между Захарьиными и Адашевыми, сыгравший большую роль в возвышении Адашевых при дворе Ивана Грозного . И. П. Головин был женат на дочери А. Ф. Адашева — Анне .
Таким образом, «пожалование» Топальской волости в 1560 г. Адашевым было сделано совершенно в духе грозного царя. «Собаке-изменнику» Адашеву давалась волость, бывшая прежде за «изменниками» И. В. Ляцким и И. П. Головиным, находившимся к тому же в родственных отношениях с Адашевыми.
Жизнь А. Ф. Адашева в опале
« Пискарёвский летописец » говорит о царской опале на Адашевых как о времени, когда « почал множитца грех земской и опришнина зачинатися » . В этой части «Пискарёвского летописца» относительно жизни А. Ф. Адашева в опале в Юрьеве-Ливонском сказано следующее: « А житие его было: всегда пост и молитва безспрестани, по одной просвире ел на день. И посла его убити князь велики. Пригнал гонец убити, а он преставился за день и лежит в гробу » . Иван IV имел основания придерживаться противоположного мнения о поведении А. Ф. Адашева и его сторонников после крушения так называемой «Избранной рады». В своём первом послании к князю А. М. Курбскому он писал: « исперва же убо казнью конечною ни единому коснухомся; всем же убо, иже к ним не приставшим, повелехом от них отлучатися, и к ним не пристаяти, и сию убо заповедь положивше и крестным целованием утвердихом; и понеже убо от нарицаемых тобою мучеников и согласных им наша заповедь ни во что же положися и крестное целование преступивше, не токмо осташа от тех изменников, но и болми начаша им помогати и всячески промышляти, дабы их на первый чин возвратити и на нас лютейшее составити умышления… сего ради повинныя по своей вине тако суть прияли » .
Из этих слов Ивана IV Грозного следует, что борьба группировок внутри господствующего класса после отстранения от власти А. Ф. Адашева и Сильвестра не только не утихла, а, наоборот, обострилась. А. Ф. Адашев и Сильвестр не оставляли надежды вернуть первенствующее положение в управлении Русским государством. Их сторонники вели интриги и собирали силы « дабы их на первый чин возвратити ».
Семья
- Отец: Адашев, Фёдор Григорьевич (ум. 1556)
- Брат: Адашев, Даниил Фёдорович (ум. 1561)
- Жена: Анастасия Захаровна Сатина .
- № дочь единственная дочь Анна Алексеевна была женой окольничего Ивана (большого) Петровича Головина .
В синодике Московского Чудова монастыря на стр. 115 имеется запись: «род Алексея Фёдоровича Адашева: Григория. Агрипину. Схимника Евсигнея. Конана. Оулианию. Данила. Петра. Тарха. Иноку Александру»
См. также
Примечания
- Aleksej Adašev //
- Исторический иллюстрированный словарь «Древняя Русь. Рюриковичи», 2009 год, стр. 10.
- В сохранившейся расходной книге Софийского дома помещена запись о пасхальных подарках, отправленных в Москву в марте 1548 г. новгородским архиепископом Феодосием. В списке получивших подарки (включавшем наиболее влиятельных лиц из окружении царя) фигурировали отец и сын Адашевы и не было Сильвестра. Включение в список говорило о высоком статусе Адашевых (Е. Е. Голубинский «История русской церкви». 1900 г. Т.2. Ч.1. стр. 770)
- В «Русской родословной книге» князя А. Б. Лобанов-Ростовский пожалование в окольничий указан 1533 г.
- Исторический словарь. «Древняя Русь. Рюриковичи».
- runivers.ru . Дата обращения: 11 декабря 2021. 31 марта 2018 года.
- «Письма Курбского царю Ивану IV Грозному».
- Н. М. Карамзин. «История государства Российского». Т.VIII. С. М. Соловьёв. «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». 1847 г. стр. 632—633.
- Н. П. Лихачёв. «Происхождение А. Ф. Адашева, любимца Ивана Грозного». Исторический вестник. 1890 г. Май. стр. 392.
- С. О. Шмидт. «Правительственная деятельность А. Ф. Адашева». Учёные заметки МГУ. Кафедра истории СССР. Вып. 167. стр. 32-35.
- ЦГАДА. Новгородская приказная изба. Стб. № 42743. Дело из 37 листов.
- Прим: Обеж — пахотная площадь, которую мог вспахать крестьянин на лошади за один день.
- А. П. Барсуков. «Род Шереметьевых». Т.1. СПб. 1881 г. стр. 255.
- И. И. Смирнов. «Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов XVI века». стр. 33-44. Заговор Михаила Глинского и об участии в нём И. В. Ляцкого.
- «Послание Ивана Грозного». стр. 34. ПСРЛ, Т. XIII. стр. 443—444.
- Н. П. Лихачёв.
- А. А. Зимин. «И. С. Пересветов и его современники». 1958 г. стр. 31.
- О. А. Яковлев. «Пискарёвский летописец». Материалы по истории СССР. Т.2. 1955 г. стр. 56.
- Там же.
- «Послания Ивана Грозного». стр. 41-42.
- . Дата обращения: 17 января 2014. 22 февраля 2014 года.
- «Русская родословная книга». Т.1. Изд.2. СПб. 1895 г. стр. 1.
- Н. П. Лихачёв. «Государев родословец и род Адашевых». стр. 4. Упоминание о дочери Алексея Фёдоровича, автор производит на основании оригинала родословца Ф. П. Пните .
- «Русская родословная книга» князя А. Б. Лобанов-Ростовский. 1894 г. Адашевы. стр. 1.
- Разрядные дьяки XVI века. Н. П. Лихачёв. С-Петербург. Типография В. С. Балашева. 1888 г. стр. 136—137.
- Рукопись Императорской Публичной Библиотеки Ф. 4. № 194. из собрания графа Ф. А. толстого. Отд. 1. № 146.
Источники
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Н. П. Лихачёв. «Государев родословец и род Адашевых». СПб. 1897 г.
- Исторический вестник. «О происхождении Алексея Фёдоровича Адешева, любимца царя Ивана Грозного». 1890 г.
- «Сказания князя Курбского», изд. Н. Г. Устряловым
- И. В. Курукин. «Жизнь и труды Сильвестра, наставника царя Ивана Грозного». 2015 г.
- Карамзин Н. М. История государства Российского. — Т. VIII
- Соловьёв С. М. История России. — Т. VI.
- Бестужев-Рюмин «Русская история», т. II
- Энциклопедический словарь 1861 года. — Т. I.
- Костомаров «Русская история в биографиях», т. I, XVIII.
Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский . — Москва: Олма-пресс, 2001. — Т. . — С. 11. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-02249-5 .
- Усачёв А. С. Летописец начала царства и митрополичья кафедра в середине XVI в. // Проблемы отечественной истории и историографии XVII—XX веков: сборник статей, посвящённый 60-летию Я. Г. Солодкина. Нижневартовск, 2011. С. 5-21.
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- 2021-06-05
- 1