Доминис
- 1 year ago
- 0
- 0
Марк Антоний де Доминис ( хорв. Marko Antun Domnianić, Markantun Domnianić, Markantun de Dominis , Маркантун Домнианич, итал. Marco Antonio de Dominis , Марко Антонио де Доминис), родом из Далмации ( 1560 — 1624 ) — хорватский учёный, архиепископ, теолог и крупный деятель Западной церкви .
Родился на острове Раб , расположенном в Адриатическом море в северной части Хорватии , возле далматинского побережья . Его отец происходил из знатного хорватского рода, был юристом, сделал успешную карьеру в Венеции. Мать — по рождению венецианка . Получил образование в колледже иезуитов в Лорето и в Падуанском университете . Вступив в орден иезуитов , в течение некоторого времени был преподавателем в Вероне , профессором математики в Падуе и профессором риторики и философии в Брешии . В 1596 году вышел из состава ордена иезуитов. В том же году был назначен епископом города Сень в Далмации, а двумя годами позже стал архиепископом Сплита и Салоны и примасом Далмации .
В 1616 году, покинув Венецию, отправился в Англию, куда прибыл в декабре и где был встречен с большим уважением королём и духовенством англиканской церкви .
В 1622 году вернулся в Рим, где жил на пенсию, назначенную папой Григорием XV . После смерти Григория XV, последовавшей в июле 1623 года, был лишён пенсии, а затем объявлен инквизицией еретиком и заключён в замок Святого Ангела .
Скончался, находясь в заключении, 8 сентября 1624 года.
Сведения о причинах смерти де Доминиса, приводимые в литературе, противоречивы. Так, в «Католической энциклопедии» определённо утверждается, что его смерть наступила по естественным причинам . В то же время в других источниках сообщают, что он «умер при неизвестных обстоятельствах» , в третьих — высказывают подозрения об отравлении или ссылаются на слухи об этом . И, наконец, некоторые авторы прямо утверждают, что он «…умер в заточении, благочестиво отравленный в виде особой милости. Яд спас его от костра» .
В 1611 году в Венеции было издано сочинение де Доминиса «De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride» («О радуге зрения и света» ), написанное им за двадцать лет до опубликования и посвящённое исследованию ряда вопросов, связанных с оптическими приборами и оптическими явлениями в природе . Из изложенного в этой работе наибольшую известность получили его взгляды на формирование радуги.
В отличие от таких античных авторов, как Аристотель и Сенека , полагавших, что возникновение радуги обусловлено отражением солнечного света от передних поверхностей водяных капель, де Доминис пришёл к выводу о том, что радуга возникает в результате отражения света от задних поверхностей капель. То есть, он полагал, что солнечные лучи, падая на поверхность верхней части капли, сначала, испытав преломление , входят в каплю, и лишь затем отражаются от её задней поверхности. Далее отражённые лучи снова попадают на переднюю поверхность теперь уже нижней части капли и, выйдя после повторного преломления наружу, направляются к наблюдателю. Образование вторичной, внешней по отношению к основной, радуги объяснялось двумя преломлениями и двух отражениями между ними. Свои взгляды и выводы де Доминис доказывал и проверял на опыте. Для этого он использовал фиалы и стеклянные шары, наполненные водой, которые он подвешивал и освещал солнечным светом. Результатом теоретического и экспериментального рассмотрения стало объяснение дугообразной формы радуги, сохранившее свою силу до настоящего времени .
Для начала XVII века такое объяснение было значительным прогрессом в понимании физических механизмов формирования радуги, о чём, в частности, свидетельствует подробное изложение взглядов де Доминиса И. Ньютоном в его труде «Оптика», где он называет де Доминиса «знаменитым» .
Вопросу о цветах радуги Де Доминис также отвёл значительное место в своём сочинении. Данные своих наблюдений он интерпретировал в соответствии с традиционными для того времени представлениями о природе цвета .
Оценивая значение работы де Доминиса, высказывают мнение, что именно от неё ведёт своё начало теория дисперсии , а также, что самого́ де Доминиса следует считать одним из основоположников экспериментального метода, лежащего в основе всей современной физики .
Другим крупным трудом де Доминиса в области естествознания является изданная в 1624-м, последнем году его жизни, книга «Euripus, seu de fluxu et refluxu maris sententia». В ней он подробно обсуждает природу и особенности приливов и отливов, причины возникновения которых видит в действии Луны и Солнца. В этой книге де Доминис в основном придерживается тех же воззрений, что и другие античные и современные ему авторы . Кроме того, в этой работе он обсуждает форму Земли, считая её совершенной сферой .
Со временем придя к убеждению в необходимости многих реформ в управлении церковью , вышел из ордена, оставил сан архиепископа и, удалившись в Англию , напечатал в 1617 труд «De Republica ecclesiastica» («Церковная республика») о восстановлении единства западного христианства на основе демократизации культуры. Вот несколько выдержек из этого труда :
В этом же труде впервые появляется ставший впоследствии знаменитым афоризм: « в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь » .
Смерть де Доминиса, последовавшая в сентябре 1624 года, не остановила расследование, ведущееся против него инквизицией. Приговор, вынесенный по окончании расследования, был оглашён 20 декабря над телом де Доминиса в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва . По приговору инквизиции его тело извлекли из гроба, проволокли по улицам Рима и вместе с его книгами публично сожгли на площади Кампо деи Фиори .
Часть работ де Доминиса была внесена в Индекс запрещённых книг , где затем они находились более трёх столетий .