Interested Article - Антисемитизм в Турции

Антисемити́зм в Ту́рции — проявления враждебности по отношению к евреям в связи с их этнической или религиозной принадлежностью на территории Турции .

На конец 2009 года в Турции проживала одна из самых многочисленных еврейских общин в мусульманском мире — 23 тысячи человек . Это составляет всего лишь чуть более 0,03 % населения страны . К сентябрю 2010 численность общины за счёт эмиграции в Израиль сократилась до 17 тысяч человек . Большинство из них живёт в Стамбуле . В Турции насчитывается 19 действующих синагог , в том числе 16 — в Стамбуле .

Несмотря на ничтожную долю еврейского населения в Турции, антисемитские настроения являются весьма распространёнными в турецком обществе. Особый всплеск таких настроений произошёл после войны в Ливане в 2006 году , проведения Израилем операции « Литой свинец » в Секторе Газа в декабре 2008 — январе 2009 года и в связи с конфликтом вокруг «Флотилии мира» в мае-июне 2010 года, когда израильским спецназом были убиты турецкие граждане. Одной из проблем является тот факт, что критика политики Израиля часто переходит в выражение враждебности к евреям вообще .

История

Евреи жили в Османской империи и на территории современной Турции более 2400 лет. Вначале это были романиоты , затем они были ассимилированы среди сефардов . С конца XV века в Османскую империю массово переселялись ашкеназы .

В Османской империи

Первый случай кровавого навета в Османской империи был зафиксирован во времена правления султана Мехмеда II в XV веке (по другим данным — в начале XVI века ). Впоследствии такого рода случаи, несмотря на массовое переселение евреев из Испании в 1492 году , происходили редко и обычно осуждались османскими властями . В частности, такие случаи отмечены в Иерусалиме в 1546 году и в городе Амасья (Центральная Анатолия ) между 1530 и 1540 годами. В Амасии армянская женщина заявила, что она свидетель убийства евреями армянского мальчика и использования его крови на Пасху, что привело к погромам, продолжавшимся несколько дней, а несколько евреев, включая раввина, под пытками признались в убийстве и были повешены. После того как мальчик был найден живым и здоровым, губернатор наказал армянских обвинителей, однако пострадавшим евреям это не помогло.

Впоследствии кровавые наветы на евреев со стороны христиан продолжились . В частности, еврейские источники отмечают такие случаи во время правления Мурада IV .

Мехмед II издал первый в Османской империи фирман о том, что все дела, связанные с кровавым наветом, должны рассматриваться в « диване » — центральном ведомстве в столице .

В целом переселение евреев из Западной Европы было встречено властями доброжелательно. В 1553 году , прислушавшись к мнению своего врача и советника, еврея Моисея Хамона, султан Сулейман I повторил приказ Мехмеда II, который запретил местным судам разбирать дела о еврейских ритуальных убийствах . Он же воспрепятствовал намерению папы Павла IV предать евреев Анконы в руки инквизиции .

Однако впоследствии отношение властей к евреям ухудшилось. Так, в 1579 году султан Мурад III , узнав, что еврейские женщины носят шёлковую одежду, украшенную драгоценными камнями , приказал уничтожить всех евреев в империи . Указ был отменён благодаря одному из советников великого визиря — еврею . Однако для евреев была введена особая одежда, в частности женщинам было запрещено носить шёлк, а мужчинам были предписаны особой формы шляпы .

Евреи в Османской империи находились в статусе зимми , который означал подчинённое положение по сравнению с мусульманами, однако гарантировал неприкосновенность и свободу вероисповедания .

Известны следующие случаи кровавого навета в XIX веке в этом регионе: Халеб (1810), Бейрут (1824), Антакья (Антиохия, 1826), Хама (1829), Триполи (1834), Иерусалим (1838), Родос и Дамаск (1840), Мармора (1843), Измир (Смирна, 1864), Корфу (1894) . Наиболее известны из них навет на Родосе и Дамасское дело 1840 года , поскольку оба они имели крупный международный резонанс.

Навет на Родосе произошёл в феврале 1840 года, когда греческая православная община острова Родос при активном участии консулов нескольких европейских государств обвинила евреев в похищении и убийстве христианского мальчика в ритуальных целях. Османский губернатор Родоса поддержал обвинение в ритуальном убийстве. Было арестовано несколько евреев, некоторые из которых сделали ложные признания под пытками , и весь еврейский квартал был заблокирован на двенадцать дней. В июле 1840 года еврейская община Родоса была официально признана невиновной .

В этом же году состоялось так называемое « Дамасское дело », в котором несколько евреев были обвинены в ритуальном убийстве капуцина с острова Сардиния отца Томаса и его слуги-грека Ибрагима Амары .

Известный британский политический деятель сэр Мозес Монтефиоре добился у султана Абдул-Меджида I указа от 6 ноября 1840 года, объявлявшего кровавый навет клеветой и запрещавший судебные преследования евреев по этому обвинению на всей территории Османской империи . В указе было сказано:

Мы не можем позволить, чтобы еврейский народ… мучили и пытали в связи с обвинениями, не имеющими ни малейшей реальной основы…

В 1866 году , в связи с возобновлением случаев кровавого навета, султан Абдул-Азиз издал фирман , согласно которому евреи находились под его защитой. Это заставило православное духовенство в Османской империи отказаться от распространения подобных обвинений .

Ещё один навет был возведён на евреев в 1875 году в Халебе , однако предполагаемая жертва убийства — армянский мальчик — был вскоре найден живым и здоровым .

Большая часть конфликтов и преследований евреев в империи была со стороны христиан , в первую очередь греков и армян . Мотивом к преследованиям нередко служило торговое соперничество .

Однако были конфликты и с мусульманами. В частности, в марте 1908 года произошёл крупный погром в Яффо . В погроме приняло участие арабское население, 13 человек были тяжело ранены, несколько из них умерли. Глава местной власти был отстранён от должности .

Во второй половине XIX века (с 1839 и до 1870-х годов) в империи осуществлялись государственные преобразования , направленные на выравнивание прав подданных вне зависимости от этнического происхождения и религии. Эти преобразования затронули и евреев, которые в итоге получили равноправие . Еврейская община достигла к началу XX века 400—500 тысяч человек, а в 1887 году в османском парламенте даже было пять депутатов-евреев . При этом реальное равноправие было достигнуто намного позднее. Так, например в конце XIX века, одновременно с массовым заселением Палестины мусульманами, был принят закон, запрещающий евреям селиться в Палестине и жить в Иерусалиме вне зависимости от того были они подданными империи или иностранцами .

Во время греко-турецкой войны в 1919—1921 годах еврейские общины Западной Анатолии и Восточной Фракии подвергались преследованиям со стороны греков, а в городе Чорлу произошёл погром .

В Турецкой Республике

К моменту провозглашения Турецкой Республики в 1923 году на её территории жило 200 тысяч евреев, в том числе 100 тысяч в Стамбуле . Евреи получили гражданское равенство, однако в дальнейшем погромы и преследования привели к массовой эмиграции, в результате чего численность еврейской общины сократилась в 10 раз .

В 1920-е годы противники режима Ататюрка развернули антисемитскую кампанию, в ходе которой использовались как стандартные юдофобские клише, так и местные обвинения, в частности в том, что евреи якобы во время войны поддерживали греков и незаконно присваивали оставленное ими и армянами имущество вследствие их геноцида . Кампания не нашла широкого отклика и завершилась со стабилизацией политического режима. В этот же период в нарушение Лозаннского договора правительство принудило еврейскую общину отказаться от культурной автономии , предоставленной для национальных меньшинств .

2 июля 1934 года пронацистская группировка во главе с организовала погромы в ряде городов Восточной Фракии . Власти решительно пресекли антиеврейские беспорядки, ввели в Восточной Фракии чрезвычайное положение, погромщиков арестовали и предали суду . В то же время некоторые источники пишут о насильственном выселении евреев из Восточной Фракии в соответствии с «Законом о переселении» (№ 2510) . По этому закону министр внутренних дел получил право переселять те или иные национальные общины в другие районы страны в зависимости от того, насколько они «адаптировались к турецкой культуре» . В частности, евреи были выселены турецкими властями из города Эдирне .

1939—1942 годах в Турции вновь развернулась антисемитская пропаганда, поддержанная нацистской Германией , а турецкое руководство не препятствовало ей. После прихода к власти правых в Турции в июле 1942 года был введён налог на имущество ( Варлык вергиси ), закон был ратифицирован парламентом 11 ноября. Величина налога для евреев и христиан была в пять раз больше, чем для мусульман. Около 1500 евреев в связи с неуплатой непосильных налогов были отправлены в «трудовые лагеря». Закон был отменён 15 марта 1944 года . Однако при этом в период с 1933 по 1945 годы Турция приняла множество еврейских беженцев , а турецкие дипломаты в Европе способствовали их спасению от Холокоста .

С 1948 по 1955 годы примерно 37 тысяч турецких евреев переселились в Израиль. Одной из причин эмиграции было давление властей с требованием перехода на турецкий язык , в том числе в быту .

В 1950-е годы Атилхан и некоторые другие турецкие правые публиковали в СМИ и в книгах антисемитские материалы, часть из которых была конфискована властями . Нападения на евреев и антисемитские инциденты были зарегистрированы также в 1955 , 1964 и 1967 годах. Власть принимала меры по защите еврейского населения .

В 1970-е 1980-е годы антисемитские настроения в Турции усилились. Антиеврейские тезисы появлялись даже в программах некоторых политических партий .

В современной Турции

Источники антисемитизма

Основными идеологическими источниками антисемитизма в Турции являются исламизм , левый антисионизм и турецкий национализм . Турецкие интеллектуалы всегда занимали пропалестинскую и антиизраильскую позицию. Обсуждение ближневосточного конфликта в Турции часто переходит в антисемитскую пропаганду .

Исламистский антисемитизм

Специалист по межнациональным и межрелигиозным отношениям в Турции . Рифат Бали ( англ. Rifat N. Bali ) и другие источники пишут, что евреи, перешедшие в ислам , преподносятся турецкими исламистами как чужеродная группа, а их лояльность подвергается сомнению. « Саббатианцами » исламисты называют не только евреев, принявших ислам, но также либералов, демократов, антиклерикалов и социалистов . Например, созданная в 1984 году радикальная исламистская террористическая организация выступает за изгнание из турецкой политической жизни всякого еврейского и христианского «присутствия» .

По данным исследователей Тель-Авивского университета , до 1997 года исламская Партия Благоденствия была основным источником антисемитизма в Турции. Согласно источнику, её руководители, включая бывшего премьер-министра Эрбакана , выражали крайне негативное отношение к Израилю и использовали антисемитские выражения. В феврале 1997 года у турецкого посольства в Вашингтоне состоялся пикет с протестом против антисемитских заявлений турецких официальных лиц и СМИ, в особенности в связи со статьёй, опубликованной в газете Партии Благоденствия Milli Gazete . В статье, в частности, говорилось :

Реджеп Эрдоган покидает Всемирный экономический форум в Давосе после перепалки с президентом Израиля Шимоном Пересом , 29 января 2009

Как змея была создана для выделения яда, так же и еврей был создан чтобы приносить беды

После 1997 года к власти в Турции пришли светские партии и влияние Партии Благоденствия существенно сократилось .

Однако с момента избрания премьер-министром Турции лидера Партии справедливости и развития Реджепа Эрдогана в 2003 году отмечается стремительная исламизация Турции одновременно с усилением антиизраильской риторики . После израильской операции Литой свинец в Секторе Газа и с назначением в 2009 году нового министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в этом же направлении пошла внешняя политика .

Ряд источников считает, что конфликт с захватом «Флотилии свободы» 31 мая 2010 года был спровоцирован именно турецкими политиками, намеренно обостряющими отношения с Израилем ради внутри- и внешнеполитических целей .

Антиизраильские и антисионистские настроения среди левых

Представители левой турецкой интеллигенции склонны рассматривать Израиль как инструмент экспансии США на Ближнем Востоке . Ближневосточный конфликт рассматривается ими через призму поддержки «угнетённых империализмом », а именно палестинцев . Эта традиция осталась с 1970-х годов, когда часть крайне левых турок вступала в ряды Организации освобождения Палестины или получала там военную подготовку, некоторые из них погибли в результате противоборства с Израилем в рядах этой организации, другие позже вернулись в Турцию.

По оценке Рифата Бали, для турецких левых сионизм — это агрессивная идеология, способствующая антисемитизму. В особом выпуске левого журнала «Birikim» в 2004 году утверждалось, что антисемитизм и сионизм — это две стороны одной медали, «еврейское самосознание захвачено Израилем» и всем следует прилагать усилия для уничтожения государства Израиль в его нынешнем виде .

Националистический антисемитизм и неонацизм

В конце марта 2005 года внимание западных медиа к Турции было привлечено в связи с тем, что книга Адольфа Гитлера « Моя борьба » ( тур. Kavgam ), по данным сети D&R, за два первых месяца 2005 года заняла 4-е место среди самых продаваемых в Турции книг. Её низкая цена (4,5 доллара США ) обеспечила общий уровень продаж по разным данным от 50 до 100 тысяч экземпляров. Власти отреагировали изъятием книги из продажи . Политолог сказал по этому поводу, что «нацизм, похороненный в Европе, начинает возрождаться в Турции» .

О «новом» (националистическом, а не религиозном) турецком антисемитизме писал также в феврале 2009 года обозреватель стамбульской газеты Hürriyet .

Турецкие националисты подвергли яростной критике правительственный план предоставить в долгосрочную аренду израильской компании участок турецкой земли на границе с Сирией , взамен на проведение дорогостоящей операции по его разминированию (которое, после присоединения к Оттавскому договору , Турция обязана была провести до 2014 г.). Аргументы оппозиции о недопустимости инвестирования «еврейских финансов» расценивались самим премьер-министром Эрдоганом, как «фашистские» и как « фобия по отношению к меньшинствам и иностранцам» .

В июне 2010 года во время одной из антиизраильских демонстраций митингующие использовали нацистскую символику и плакаты с прославлением Адольфа Гитлера . Во время и после проведения операции « Нерушимая скала » летом 2014 года в сети было опубликовано более 30 000 твитов на турецком языке, в которых положительно оценивался Гитлер и его действия в отношении евреев. Популярная турецкая поп-исполнительница с более чем 500 000 подписчиков Йылдыз Тильбе написала в Твиттере сообщение «Да благословит Аллах Гитлера» .

Антисемитская пропаганда

Антисемитизм в книгах и печатных СМИ

До начала израильской операции « Литой свинец » в Газе большая часть антисемитских проявлений в Турции были в печатных СМИ и книгах . Исследователи Тель-Авивского университета отмечают, что у многих молодых и образованных турок под влиянием этой пропаганды формируется негативное отношение к евреям и Израилю, хотя они никогда с ними не сталкивались .

Исследователи отмечают множество антисемитских публикаций в исламистских изданиях и « Milli Gazete » а также ультранационалистических и « Yeniçağ ». Например, известного турецкого писателя Орхана Памука , преследовавшегося за публичное признание геноцида армян в Турции, газета «Yeniçağ» назвала «любителем евреев», «лучшим другом евреев» и «слугой евреев». Также «Ortadoğu» и «Yeniçağ» утверждали, что известные лидеры курдов Мустафа Барзани и Джалал Талабани — евреи по происхождению и хотят создать « Великий Израиль » под видом курдского государства . Журнал «Vakit» писал, что « Моссад » и Израиль несут ответственность за установку мин на юго-востоке Турции, в результате чего погибли турецкие солдаты . В «Vakit» и «Milli Gazete» публиковались восхваления Гитлера и отрицался факт Холокоста .

«Vakit» писал, что главный раввин Турции должен покинуть страну, поскольку он не осуждает израильскую операцию «Литой свинец». В публикациях этих изданий Израиль сравнивается с нацистской Германией , операция в Газе с Холокостом , ставился знак равенства между словами «еврей» и «террорист». Обозреватель Milli Gazete выражал желание никогда не видеть больше евреев на улицах турецких городов .

В Турции издаются и свободно распространяются антисемитские книги, например « Протоколы сионских мудрецов », « Международное еврейство » Генри Форда и множество других, включая книги турецких авторов, в которых утверждается, что евреи и Израиль хотят захватить власть над миром .

Антисемитизм на кино- и телеэкранах

В 2006 году на экраны вышел фильм Долина волков: Ирак Множество критиков расценило его как антиамериканский и антисемитский . Последнее обвинение базируется на том, что в фильме есть сцена, где еврейский врач, служащий в армии США, торгует органами узников тюрьмы Абу-Грейб .

Кадры из турецкого телешоу («Расставание»), показывающего историю любви на фоне операции «Литой свинец», стали поводом для вызова временного поверенного в делах Турции в Израиле Д. Озена в октябре 2009 года в МИД Израиля для дачи объяснений. Недовольство, в частности, вызвали показанные в шоу сцены, где актёры, изображающие израильских солдат, расстреливают палестинцев, «солдат» убивает палестинскую девочку, и ряд других сцен, оценённых официальными лицами МИД Израиля как «сцены, не имеющие даже отдалённой связи с реальностью и показывающие солдат Армии Израиля как убийц невинных детей» . В Израиле отмечают, что это не частная инициатива, так как сериал был показан по государственному каналу .

В январе 2010 года после показа очередной части сериала « Долина Волков: Западня » турецкий посол в Израиле Ахмет Огуз Челиккол ( англ. Ahmet Oguz Celikkol ) был вызван в МИД Израиля для объяснений. Недовольство Израиля вызвали сцены, где агенты « Моссада » в исполнении турецких актёров похищают турецких детей и берут в заложники турецкого посла вместе с семьёй . Заместитель министра иностранных дел Израиля Дани Аялон в беседе с послом высказал мнение, что «сцены, похожие на показанные в сериале, делают небезопасной жизнь евреев в Турции» . На этой встрече Аялоном был демонстративно нарушен ряд норм дипломатического этикета, что привело в дальнейшем к дипломатическому скандалу . Сам Огуз Челиккол также осудил возобновление показа сериала турецким телевидением .

Нападки на евреев звучат также на турецком телевидении . Представители еврейской общины Турции в начале 2009 года выразили беспокойство в связи с антисемитскими высказываниями, прозвучавшими в ряде телепередач .

Листовки, плакаты и вандализм

В январе 2009 года были отмечены следующие антиеврейские акции :

  • На антиизральской пресс-конференции Федерации объединения культуры имени Османа Гази в Эскишехире демонстрировались плакаты с надписями: «Собакам вход открыт. Евреям и армянам вход закрыт» .
  • В Стамбуле были расклеены листовки с призывами не покупать в еврейских магазинах и не обслуживать евреев .
  • В Стамбуле распространялись билборды со следующими текстами «Ты не можешь быть сыном Моисея» и «Этого нет в твоей Книге», цитатами из Торы с осуждением убийств и изображением окровавленной детской обуви .
  • В Измире и Стамбуле ряд синагог были осквернены оскорбительными и угрожающими надписями .
  • Распространялись списки имён известных еврейских врачей с пропагандой убийства их в качестве мести за операцию в Газе .
  • Составлялись и распространялись списки «еврейских компаний» — как местных, так и международных с целью организации бойкота .

В июне 2010 года в турецких магазинах появились плакаты с надписью «Мы не принимаем собак и израильтян» .

Насилие против евреев

Синагога Неве Шалом в Стамбуле

В конце XX — начале XXI веков в Турции произошли три антиеврейские террористические акции. Во всех трёх случаях боевики атаковали главную синагогу Стамбула — « Неве Шалом » .

6 сентября 1986 года террорист из палестинской организации Абу Нидаля расстрелял из автомата посетителей стамбульской синагоги «Неве Шалом» во время субботней молитвы. Было убито 22 и ранено 6 евреев .

1 марта 1992 года террорист ливанской организации « Хезболла » бросил ручную гранату в синагогу «Неве Шалом». Погибших не было, один прохожий был ранен .

15 ноября 2003 года с помощью заминированных автомобилей, которые вели смертники, были осуществлены взрывы возле двух синагог в Стамбуле . 25 человек были убиты и более 300 ранены . Исламисты объяснили свои действия тем, что в синагогах «работали израильские агенты». Ответственность взяли на себя одновременно « Аль-Каеда » и турецкая исламистская организация . За организацию взрыва турецким судом было осуждено 48 человек, связанных с «Аль-Каедой» .

21 августа 2003 года Йосеф Яхья, 35-летний стоматолог из Стамбула, был обнаружен мёртвым в своей клинике. Убийца был задержан в марте 2004 года и признался, что убил Яхья из антисемитских побуждений .

6 января 2009 года турецкими болельщиками был сорван баскетбольный матч на Кубок Европы между командами «Бней Ха-Шарон» и «Турк Телеком». Болельщики выкрикивали оскорбительные лозунги и пытались забрасывать израильских спортсменов попавшимися под руку предметами. Полиция защитила израильтян от нападения .

Также в январе 2009 года зафиксировано нападение на еврейского солдата в турецкой армии . Нападавший был немедленно наказан командиром базы. В этот же период несколько еврейских студентов подверглись словесным оскорблениям и физическим нападениям .

В июне 2010 года исламисты угрожали насилием турецким евреям в связи с турецко-израильским конфликтом вокруг «Флотилии свободы» .

Противодействие антисемитизму

Прямые антисемитские акции в Турции преследуются правительством. Так, в 2009 году владелец магазина, вывесивший на дверях плакат с надписью «Евреям и армянам вход воспрещён!», был приговорён к пяти месяцам тюремного заключения . Однако в отчёте Всемирного еврейского конгресса отмечается, что в период операции в Газе турецкая юстиция не преследовала участников антисемитских акций и не препятствовала антисемитскому подстрекательству .

В октябре 2004 года в социалистическом турецком журнале «Birikim» было опубликовано заявление под названием «Нет терпимости к антисемитизму!» Оно было подписано 113 известными турецкими мусульманскими и немусульманскими интеллектуалами .

Во время проведения операции «Литой свинец», в связи с вызванным операцией особо враждебным отношением к Израилю и евреям, турецкая полиция приняла меры для защиты еврейских учреждений в Турции . Многие либеральные журналисты в газетах Hürriyet , Milliyet и Vatan делали взвешенные заявления, отмечая, что критика политики Израиля не должна переходить во враждебность по отношению к евреям . Охрана еврейских учреждений в Турции была усилена также в июне 2010 года после инцидента с «Флотилией свободы». Министр внутренних дел Турции сказал, что власти не допустят чтобы турецкие евреи пострадали от антиизраильских выступлений .

Выступая с критикой Израиля в связи с операцией в Газе, премьер-министр Турции Эрдоган подчеркнул, что «Антисемитизм является преступлением против человечества» . 27 января 2010 года в Международный день памяти жертв Холокоста министерство иностранных дел Турции заявило, что Турция будет продолжать политику, направленную против антисемитизма, расизма , ксенофобии и дискриминации .

Настроения в турецком обществе

Согласно опросам общественного мнения, проведённым в 2007—2009 годах, в турецком обществе наблюдается высокий уровень ксенофобии . 64 % турок не хотели бы видеть своими соседями евреев, 76 % относится к евреям отрицательно и лишь 7 % относится положительно .

Обозреватель лево-либеральной турецкой газеты Мурат Арман ещё в 2005 году писал, что ситуация в Турции напоминает ему 1930-е годы в Германии , когда в СМИ часто обсуждалось доминирование евреев в экономике, предположение об их тайной деятельности против Германии, вредное влияние на немецкое общество и так далее. Он полагал, что это чрезвычайно опасная тенденция и что такой массовой агитации против немусульманского населения в Турции не было уже много лет .

В январе 2010 года в газете « Гаарец » был опубликован доклад Международного центра политических исследований при Министерстве иностранных дел Израиля, в котором утверждается, что антиизраильские выступления турецкого премьер-министра Эрдогана способствовали росту антисемитских настроений в турецком обществе .

В Турции в частных магазинах систематически появляются надписи типа «Евреям вход воспрещён». Беспокойство по этому поводу выражают американские еврейские организации .

Некоторые эксперты полагают, что роста антисемитизма в Турции не наблюдается , но большинство отмечают ряд опасных явлений, в частности, появление антисемитских плакатов и попытки антисемитской пропаганды в турецких школах . Профессор IDC считает, что открытая пропаганда антисемитизма в Турции «далеко превосходит всё, что происходит в Европе» .

После захвата Израилем «Флотилии свободы» у берегов Газы 31 мая 2010 года , повлёкшего гибель девяти турецких граждан, премьер-министр Турции Эрдоган сказал, что «Израиль должен положить конец спекуляции антисемитизмом во всем мире» , а турецкие демонстранты на антиизраильских митингах использовали антисемитские лозунги, включая «Смерть евреям!» .

Глава еврейской общины Турции заявил, что «любое антиизраильское заявление может легко превратиться в осуждение евреев. Всякий раз, когда начинается война на Ближнем Востоке, в мире растёт антисемитизм». Он полагает, что многие люди не способны различить израильтян и евреев и переносят критическое отношение к политике Израиля на граждан Турции еврейского происхождения . Рифат Бали полагает, что любые попытки противостоять росту антисемитских настроений приведут к ухудшению ситуации и турецким евреям нужно либо уезжать, либо быть готовыми жить в массовом антисемитском окружении .

В отчёте «Центра изучения современного европейского еврейства» Тель-Авивского университета по состоянию конец 2019 — начало 2020 гг. утверждается, что евреи входят в число пяти групп турецкого общества, которые в основном подвергаются нападкам ненависти — наряду с сирийцами , киприотами , греками и армянами .

Резкое обострение антиизраильских и антисемитских настроений в Турции произошло после 7 октября 2023 года — вслед за нападением ХАМАС на Израиль и последовавшей ответной военной операции в секторе Газа . Ещё 7 октября в день вторжения ХАМАС президент Турции Реджеп Эрдоган выступил в поддержку ХАМАС, а Израиль отозвал из Турции всех своих дипломатов. В дальнейшем антиизраильские баннеры и граффити, а также палестинские флаги стали обычным явлением в Стамбуле, а один из книжных магазинов вывесил объявление «Евреям вход воспрещен». Синагога в Измире была осквернена надписью «Израиль убийца». Член правящей партии ПСР Сулейман Сезен заявил на публичных слушаниях, что он молится за душу Гитлера, что мир следует очистить от евреев и что Холокост остался «незавершенным». Крайне правая газета Yeni Akit призвала лишить турецких евреев гражданства утверждая, что у них у всех есть гражданство Израиля .

Примечания

  1. Рубина, Дина (2009-10-23). . Международное французское радио . из оригинала 3 ноября 2018 . Дата обращения: 15 марта 2010 .
  2. Department of Economic and Social Affairs Population Division. (неопр.) . — United Nations, 2009. — Т. 2008 revision . 18 марта 2009 года.
  3. Ковалевич П. . Jewish.ru . ФЕОР (1 сентября 2010). Дата обращения: 3 сентября 2010. Архивировано из 5 сентября 2010 года.
  4. Сокол Л. . Jewish.ru . Федерация еврейских общин России (12 апреля 2001). Дата обращения: 9 мая 2010. 15 марта 2012 года.
  5. Güleryüz N. A. (англ.) . Jewish Virtual Library . American-Israeli Cooperative Enterprise . Дата обращения: 30 октября 2022. 17 января 2017 года.
  6. IzRus (14 января 2010). Дата обращения: 7 июня 2010. 20 февраля 2010 года.
  7. (англ.) // MEMRI . — 2005. 9 октября 2015 года.
  8. Гут А. . The First News (14 марта 2009). Дата обращения: 9 мая 2010. 14 июля 2015 года.
  9. // . — 1971. — Т. 16 . 29 сентября 2011 года.
  10. Lewis B. . — Princeton: Princeton University Press, 1984. — P. 158. — 245 p. — ISBN 978-0-691-00807-3 .
  11. (англ.) . Journal of Turkish Weekly (JTW) (6 сентября 2007). Дата обращения: 2 ноября 2010. 2 апреля 2015 года.
  12. Фадеева И. // Лехаим : журнал. — Федерация еврейских общин России , ноябрь 2005. — Вып. 11 (163) . 21 сентября 2013 года.
  13. Shmuelevitz A. . — Brill Archive, 1984. — P. 63. — 207 p. — ISBN 978-90-04-07071-4 . 20 июля 2014 года.
  14. (англ.) . Jewish Virtual Library . AICE. Дата обращения: 24 мая 2010. 4 марта 2016 года.
  15. Harry Ojalvo. (англ.) (1999). Дата обращения: 24 мая 2010. 29 декабря 2015 года.
  16. Фадеева И. // Лехаим : журнал. — Федерация еврейских общин России , ноябрь 2004. — Вып. 11 (151) . 4 апреля 2012 года.
  17. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  18. Marvin Perry, Frederick M. Schweitzer. . — NY: Palgrave MacMillan, 2002. — P. 60—61. — 309 p. — (Antisemitism). — ISBN 978-0-312-16561-1 . 30 октября 2022 года.
  19. Frankel J. The Damascus Affair: «Ritual Murder», Politics, and the Jews in 1840. Cambridge University Press, 1997. ISBN 978-0-521-48396-4
  20. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  21. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  22. Джонсон П. Эмансипация // = A History of the Jews / пер. с англ. Зотов И. Л.. — М. : Вече, 2001. — С. 369. — 672 с. — 7000 экз. ISBN 978-5-7838-0668-1 .
  23. Isaiah Friedman. . — 2-е изд.. — New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1998. — P. 29. — 461 p. — ISBN 978-0-7658-0407-5 . 30 октября 2022 года.
  24. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  25. Фадеева И. // Лехаим : журнал. — Федерация еврейских общин России , январь 2005. — Вып. 1 (153) . 4 апреля 2012 года.
  26. Вишневецкий А. // Новости недели : газета. — Израиль, 7 октября 2008. 4 марта 2016 года.
  27. Арарат Н. Часть IV. Сионистское решение проблемы евреев диаспоры // / Перевод с иврита: Елена Константиновская, научная редакция: Илья Лурье. — Иерусалим: Амана. 13 января 2016 года.
  28. (4 апреля 1908). — из газеты «Русское слово». — «ОДЕССА, 21, III. На пароходе «Русского» общества «Царь» сегодня прибыло в Одессу несколько еврейских семейств из Яффы, пострадавших во время погрома. Беглецы передают, что из числа тяжело раненых евреев несколько человек умерло». Дата обращения: 25 мая 2010. 15 марта 2016 года.
  29. Авдосьев Д. . Федерация еврейских общин России (30 января 2009). Дата обращения: 17 мая 2010. 4 марта 2016 года.
  30. Бат Йеор . от 16 июля 2011 на Wayback Machine
  31. Дудаков С. Ю. Россия и Иерусалим // Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России / Под общей редакцией Д. А. Черняховского. Редактор О. Б. Константинова. — М. : Российский государственный гуманитарный университет , 2000. — С. 502. — ISBN 978-5-7281-0441-4 .
  32. Демоян Г. // «Голос Армении» : Газета. — 21 апреля 2005. 4 марта 2016 года.
  33. , . Minorities and the Politics of Homogenezation // . — Columbia University Press, 2008. — P. 168. — 220 p. — ISBN 978-0-231-70052-8 . 20 июля 2014 года.
  34. Шлейфер И. . Sem40 (21 февраля 2005). Дата обращения: 25 мая 2010. 17 декабря 2013 года.
  35. Murat Metin Hakki. (англ.) // Chronicon. — Center for Middle Eastern Studies, Harvard University. — Vol. 3 . — ISSN . 3 марта 2016 года.
  36. Sait Çetinoğlu. (тур.) . HyeTert (26 декабря 2008). Дата обращения: 25 мая 2010. 12 июля 2011 года.
  37. Irem Güney. (англ.) // Dilek Aydemir Journal of Turkish Weekly. — Ankara. 16 октября 2014 года.
  38. (англ.) . Jewish Virtual Library . American-Israeli Cooperative Enterprise. Дата обращения: 25 мая 2010. 4 марта 2016 года.
  39. Rifat N. Bali. (англ.) . Jerusalem Center for Public Affairs (июль 2009). Дата обращения: 27 мая 2010. 18 марта 2012 года.
  40. (англ.) . — Биография Рифата Бали. — «Since 1996 he has been researching and publishing in the field of non-Muslim minorities of Turkey, antisemitism, conspiracy theories, the social and cultural transformation of the Turkish society and Doenmes (Crypto Jews)». Дата обращения: 26 мая 2010. Архивировано из 25 марта 2016 года.
  41. Rifat N. Bali. (нем.) (10 марта 2004). — Об отношении к дёнме в Турции. Дата обращения: 26 мая 2010. 4 марта 2016 года.
  42. (англ.) . Study of Antisemitism and Racism . The Stephen Roth Institute, Tel Aviv University . Дата обращения: 27 мая 2010. Архивировано из 11 января 2012 года.
  43. Jacob M. Landau. (англ.) . Jerusalem Center for Public Affairs (март 2007). Дата обращения: 27 мая 2010. Архивировано из 13 ноября 2011 года.
  44. Разливаев А. А. // Известия Алтайского государственного университета : журнал. — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2008. — Вып. 4—3 . — С. 219—220 . — ISSN .
  45. (англ.) . Study of Antisemitism and Racism . The Stephen Roth Institute, Tel Aviv University . Дата обращения: 27 мая 2010. Архивировано из 19 ноября 2012 года.
  46. Яковина И. . Lenta.ru (30 января 2009). Дата обращения: 27 мая 2010. 30 августа 2011 года.
  47. . Корреспондент.net (18 мая 2009). Дата обращения: 27 мая 2010. 21 мая 2009 года.
  48. Испирян А. . analitika.at.ua (февраль 2010). Дата обращения: 27 мая 2010. 11 августа 2011 года.
  49. Пайпс Д. (8 июня 2010). Дата обращения: 18 июня 2010. 25 июля 2011 года.
  50. . Эхо Москвы (31 мая 2010). — «Все это стандартно политтехнологическая игра, не имеющая никакого отношения к реальности, правам человека, Сектору Газа. По слухам за ней стоит готовый к разрыву дипломатических отношений с Израилем премьер-министр Турции, министр иностранных дел и поддерживающая их группа парламентариев». Дата обращения: 3 июня 2010. 12 июля 2015 года.
  51. . REGNUM (2 июня 2010). Дата обращения: 3 июня 2010. 4 марта 2016 года.
  52. . Курсор (2 июня 2010). — «В Израиле комментаторы отмечают, что углубление кризиса вызвано не операцией ВМФ ЦАХАЛа, а напротив, организация провокационной флотилии призвана была обеспечить пропагандистское прикрытие попыткам Эрдогана (которому предстоят в следующем году выборы) полностью исламизировать Турецкую республику». Дата обращения: 7 июня 2010. 5 апреля 2015 года.
  53. (англ.) . BBC (18 марта 2005). Дата обращения: 27 мая 2010. 26 августа 2011 года.
  54. Smith H. (англ.) // Guardian . — Athens , 29 March 2005. 19 октября 2012 года.
  55. Петров В. // Российская газета . — М. , 28 сентября 2005. — Вып. 3885 . — С. 8 . 4 марта 2016 года.
  56. (англ.) . MEMRI (28 апреля 2005). Дата обращения: 15 июня 2010. 24 августа 2015 года.
  57. . REGNUM (18 марта 2005). Дата обращения: 28 мая 2010. 9 июля 2015 года.
  58. (англ.) . Journal of Turkish Weekly (JTW) (7 февраля 2009). Дата обращения: 11 июня 2010. 2 апреля 2015 года.
  59. Akyol M. (англ.) // Hürriyet Daily News. — May 31, 2009. 24 сентября 2016 года.
  60. Mouradian K. (англ.) // Armenian Weekly. — 2010. 1 июля 2016 года.
  61. (тур.) . Milliyet (10 июля 2014). Дата обращения: 18 августа 2023. 18 августа 2023 года.
  62. (англ.) . Study of Antisemitism and Racism . The Stephen Roth Institute, Tel Aviv University . Дата обращения: 27 мая 2010. Архивировано из 16 ноября 2011 года.
  63. (англ.) . Study of Antisemitism and Racism . The Stephen Roth Institute, Tel Aviv University . Дата обращения: 27 мая 2010. Архивировано из 19 ноября 2012 года.
  64. (англ.) . Press information . Simon Wiesenthal Center (23 августа 2004). Дата обращения: 24 мая 2010. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  65. (англ.) . World Jewish Congress (2009). Дата обращения: 25 мая 2010. Архивировано из 3 июня 2013 года.
  66. (англ.) . Study of Antisemitism and Racism . The Stephen Roth Institute, Tel Aviv University . Дата обращения: 27 мая 2010. Архивировано из 26 июля 2011 года.
  67. Akyol M. The Protocols of the Elders of Turkey (англ.) // Washington Post . — NY, October 7, 2007. — P. B02 .
  68. (англ.) . Anti-Defamation League (13 января 2010). Дата обращения: 26 мая 2010. Архивировано из 6 октября 2012 года.
  69. Cem Özdemir. (англ.) // Spiegel Online. — Spiegel , 22 Feb 2006. 27 апреля 2012 года.
  70. Майнхам А., Солнцева Е. . Радио Свобода (10 марта 2006). Дата обращения: 1 июня 2010. 30 марта 2012 года.
  71. Flower K., Medding S. (англ.) . CNN (12 января 2010). Дата обращения: 1 июня 2010. 23 мая 2012 года.
  72. Свистунов И. А. . Институт Ближнего Востока (25 октября 2009). Дата обращения: 17 мая 2010. 6 мая 2010 года.
  73. Реутов А. // Коммерсант : газета. — 16.10.2009. — Вып. 193 (4248) . — С. 6 . 13 августа 2022 года.
  74. . Курсор (20 марта 2010). Дата обращения: 1 июня 2010. 26 мая 2010 года.
  75. Herb Keinon. (англ.) // Journal of Turkish Weekly. — Ankara , 12 January 2010. 16 января 2010 года.
  76. Barak Ravid. (англ.) // Haaretz . — 12.01.2010. 4 марта 2016 года.
  77. (англ.) . BBC (12 января 2010). Дата обращения: 5 июня 2010. 12 ноября 2011 года.
  78. Gil Ronen. (англ.) . IsraelNationalNews.com . Arutz Sheva Syndication (11 января 2010). Дата обращения: 5 июня 2010. 4 марта 2016 года.
  79. Березинцева О. // Коммерсант : газета. — 13.01.2010. — Вып. № 3 (4303) . — С. 5 . 13 августа 2022 года.
  80. . РИАН (12 января 2010). Дата обращения: 6 июня 2010. 31 января 2012 года.
  81. . Коммерсант (13 января 2010). Дата обращения: 6 июня 2010. 31 января 2012 года.
  82. . Newsru.com (12 января 2010). Дата обращения: 6 июня 2010. 3 марта 2016 года.
  83. . Newsru.com (3 февраля 2009). Дата обращения: 10 мая 2010. 21 июля 2011 года.
  84. (тур.) // Radikal. — Ankara, 7.01.2009.
  85. . Дата обращения: 30 апреля 2010. 14 июля 2011 года.
  86. Harut Sassounian. (англ.) . The Huffington Post (29 января 2009). Дата обращения: 6 июня 2010. 3 марта 2016 года.
  87. . (англ.) . Global Politician (12 января 2009). Дата обращения: 6 июня 2010. 17 октября 2012 года.
  88. Zagury L. (англ.) . Aish.com (19 июня 2010). Дата обращения: 16 июля 2010. 4 марта 2016 года.
  89. (англ.) . Fox Broadcasting Company (16 ноября 2003). — «Security has been tight at Neve Shalom since a 1986 attack when gunmen killed 22 worshippers and wounded six during a Sabbath service. That attack was blamed on the radical Palestinian militant Abu Nidal. The Iranian-backed Shiite Muslim group Hezbollah carried out a bomb attack against the synagogue in 1992, but no one was injured». Дата обращения: 24 апреля 2010. 5 июня 2010 года.
  90. (англ.) . Istanbul Metropolitan Municipality (2008). Дата обращения: 6 июня 2010. Архивировано из 3 марта 2016 года.
  91. Reeves P. (англ.) // The Independent : newspaper. — Jerusalem, 20 August 2002. 2 сентября 2011 года.
  92. Arsu S., Filkins D. (англ.) // The New York Times . — Istanbul, Bahdad, November 16, 2003. — P. 15 . 18 июня 2012 года.
  93. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  94. . Newsru.com (18 ноября 2003). Дата обращения: 7 июня 2010. 4 марта 2016 года.
  95. Большая часть пострадавших были турецкими прохожими
  96. . Newsru.com (15 ноября 2003). Дата обращения: 7 июня 2010. 3 марта 2016 года.
  97. (англ.) . BBC (17 ноября 2003). Дата обращения: 7 июня 2010. 5 марта 2016 года.
  98. (англ.) . ABC New Online (17 февраля 2007). Дата обращения: 7 июня 2010. 13 января 2009 года.
  99. (англ.) . Anti-Defamation League . Дата обращения: 7 июня 2010. 4 января 2013 года.
  100. . MIGsport.com . Mignews (7 января 2009). Дата обращения: 7 июня 2010. Архивировано из 21 августа 2011 года.
  101. (англ.) . CBC/Radio-Canada (7 января 2009). Дата обращения: 7 июня 2010. 10 ноября 2012 года.
  102. 23 марта 2011 года. (тур.)
  103. Гольд М. Jewish News (2 июня 2009). Дата обращения: 7 июня 2010. Архивировано из 19 августа 2011 года.
  104. (англ.) // MEMRI . — 2005. 11 октября 2013 года.
  105. . Федерация еврейских общин России (4 июня 2010). Дата обращения: 9 июня 2010. 4 марта 2016 года.
  106. (англ.) . Hurriyet Daily News and Economic Review (2 июня 2010). Дата обращения: 11 июня 2010. 6 июня 2010 года.
  107. . REGNUM (28 февраля 2010). Дата обращения: 7 июня 2010. 3 марта 2016 года.
  108. (англ.) . Journal of Turkish Weekly (JTW) (27 января 2010). Дата обращения: 11 июня 2010. 13 августа 2011 года.
  109. // Труд : газета. — Молодая гвардия , 26 Января 2010. 2 июня 2015 года.
  110. . TREND (26 января 2010). — «Несмотря на то, что на международных форумах Эрдоган постоянно заявляет, что антисемитизм является преступлением против человечности, он по-прежнему «косвенно подстрекает или поощряет» антисемитизм в Турции». Дата обращения: 8 июня 2010. 28 июля 2011 года.
  111. . PanArmenian.Net (23 января 2009). Дата обращения: 8 июня 2010. 5 марта 2016 года.
  112. . TREND (28 января 2010). Дата обращения: 8 июня 2010. 28 июля 2011 года.
  113. Mouradian K. (англ.) . Jewcy (15 ноября 2007). Дата обращения: 24 мая 2010. 20 июня 2010 года.
  114. . Росбалт (1 июня 2010). Дата обращения: 9 июня 2010. 18 февраля 2011 года.
  115. . Международное французское радио (2 июня 2010). Дата обращения: 9 июня 2010. 6 января 2014 года.
  116. . ZMAN.com (3 июня 2010). Дата обращения: 11 июня 2010. Архивировано из 8 мая 2013 года.
  117. (англ.) (pdf) 42. Tel Aviv University . Дата обращения: 30 октября 2022. 17 августа 2021 года.
  118. David I. Klein, Matt Hanson. (англ.) . Jewish Telegraphic Agency (30 октября 2023). Дата обращения: 2024-2-12. 25 января 2024 года.

Литература

  • Rifat N. Bali. A scapegoat for all seasons: the Dönmes or Crypto-Jews of Turkey / translate Paul Bessemer. — Istanbul: Isis Press, 2008. — 416 p. — ISBN 978-975-428-363-1 .
  • Gülnihal Bozkurt. An Overview on the Ottoman Empire-Jewish Relations (англ.) // Der Islam. — 1994. — Vol. Volume 71, Issue 2 . — P. 255—279 . — ISSN .
  • Stanford J. Shaw. . — New York: New York University Press, 1991.

См. также

Ссылки

  • Rifat N. Bali. (нем.)
  • (англ.) . Intelligence and Terrorism Information Center (17 января 2008). Дата обращения: 10 июня 2010.
  • . (англ.) // . — September 04, 2007. 13 октября 2011 года.
  • . Under Turkish Rule (англ.) // . — 2007. , , .
  • Joey Kurtzman. (англ.) . Jewcy (16 ноября 2007). Дата обращения: 24 мая 2010.
  • Strittmatter K. (англ.) . Qantara.de (23 октября 2008). Дата обращения: 11 июня 2010.
  • Antisemitism in the Turkish Media (англ.) // MEMRI . — 2005. , , .
Источник —

Same as Антисемитизм в Турции