Interested Article - Русалии

Руса́лии ( русальные дни ) — праздник в память умерших у древних славян , поминальные дни с одноимённым поминальным обрядом .

Обычаи

Группа русалиев в Скопье , Македония. 1930-е годы.
Проведение обряда для излечения от «русальской болезни» в Сербии. Деревня , община Кучево , 1901 год.

Праздник Русалий, будучи чисто языческим по содержанию, носит христианское название, или, по крайней мере, отпечаток греко-римского влияния. Праздник Русалий отмечался не только восточными славянами , но и южными — в Сербии и Болгарии , и само название Русалии появилось именно на Балканах . Считается, что слово Русалия ( ст.‑слав. рѹсалиѩ , др.-серб. и др.-рус. русаліа , болг. русалия , сербохорв. русаље ) образовано путём заимствования из лат. rosālia — « Розалии , праздник роз» — языческого праздника древних римлян, обряда поминовения предков . Слово русалка произошло от названия праздника . В то же время Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования древнеримской обрядности восточными славянами . Сам образ русалки исконно славянский и сложился в глубокой древности .

У восточных славян

Древнейшее упоминание русалий — граффити № 23 (по А. А. Медынцевой) в Новгородской Софии , датируемое серединой XI века . Первое летописное упоминание о русалиях содержится в Лаврентьевской летописи (под 1068 г.). В контексте осуждения языческого обычая призывания «дьявола» для предотвращения засухи: «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы , гусльми и русальи» . В более поздних памятниках [ каких? ] Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием », песнями , с ряжением в маски животных и т. п. В « Слове о злых женах » по списку «Златой Матицы», датируемому по водяным знакам второй половиной 1470-х — началом 1480-х годов, участницы русалий названы русалками .

Считается, что на Семик или в Троицын день (в иных местах с Вознесенья ) русалки выходят из воды и пребывают на земле . А на Семик , то есть в мае-июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек и озёр, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина : «Русалка на ветвях сидит» ). В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт . С Семика действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, опасались ходить в лес, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься ткачеством, шитьём, рукоделием . Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь . Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе .

Русалии на Руси отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после Троицы ( Русальная неделя ) или в летний Иванов день ( Иван Купала ) . Словом русалия/русалии в древнерусских источниках называли праздник Пятидесятницы .

Во время Русалий песни и гуляния затягивались далеко за полночь. Церковь к подобным праздникам относилась крайне отрицательно: к примеру, Стоглавый собор 1551 года резко осуждал такие гуляния:

Русальи о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и Крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки беси, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания .

У южных славян

У южных славян Русалии отмечали на Святки (от Рождества до Крещения), на святую Пасху , со Спасова дня (Вознесенья) и, особенно, на Русальной неделе , когда приходят «русали» (или «русалки»). Болгары считали, что в среду на Преполовение (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу» .

В Македонии с Рождества до Крещения ходили по дворам мужские дружины — «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их. Члены этих дружин на весь праздничный период соблюдали строгие запреты: они не должны были креститься перед едой и на ночь, здороваться при входе в дом и при встрече с односельчанами, обязаны были хранить молчание; ночевали всей группой в чужих домах, не возвращаясь на ночлег домой и не общались со своими родственниками, Русалиев встречали в домах с большими почестями. Считалось, что сам их приход в дом способствовал сохранению здоровья и изгнанию духов болезней .

На севере Болгарии и северо-востоке Сербии группы «русалиев» или «калушар» ходили по сёлам на Троицкой неделе с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали русалки или самодивы , которые появлялись на земле с Вознесения. Группа мужчин (обычно — 5, 7, 9 человек), одетых в меховые шапки с цветочными венками, на ногах кожаные лапти , на поясе погремушки и колокольчики, в руках — большие палки, ходила по сельским домам. «Русалии» исполняли возле больного (которого выносили и укладывали во двор или на поляну) обрядовые танцы с кружением и подскоками, иногда доводя себя до экстатического состояния и конвульсий, что обеспечивало — по народным представлениям — наиболее эффективное исцеляющее воздействие. Таким способом изгонялись из больного зловредные духи .

См. также

Примечания

  1. .
  2. , с. 501.
  3. , с. 41.
  4. .
  5. , с. 520.
  6. , с. 128.
  7. , с. 220.
  8. , с. 394.
  9. .
  10. , с. 88.
  11. .
  12. , с. 89—90.
  13. , с. 44.
  14. , с. 40.
  15. , с. 492.
  16. , с. 350, 352.
  17. , с. 196.
  18. , с. 141.
  19. , с. 494.
  20. , с. 336.
  21. , с. 258.
  22. . Дата обращения: 7 января 2015. 20 декабря 2012 года.
  23. .
  24. , с. 244.
  25. .

Литература

  • Русальная неделя / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 501—503. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб. : Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5 .
  • Вин Ю. Я. // Вестник Волгоградского государственного университета . Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения Выпуск № 2 / 2014. — Волгоград: ВолГУ , 2014. — Вып. 2 . — С. 32—45 . — ISSN .
  • Виноградова Л. Н. . — М. : Индрик, 2000. — 432 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-110-4 .
  • Русалии / Л. Н. Виноградова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 494—495. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Виноградова Л. Н. // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М. : Эллис Лак, 1995. — С. 336—337 . — ISBN 5-7195-0057-X . 20 марта 2016 года.
  • Виноградова Л. Н. // Балканские чтения — 2: Симпозиум по структуре текста. — М. , 1992. — С. 59—64 .
  • Зеленин Д. К. / Под ред. А. Л. Топоркова. — М. : Индрик, 1994. — С. . — 400 с. — ISBN 5-85759-007-8 .
  • Златковская Т. Д. // VIII Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. — М. , 1978. — С. 210—226 .
  • Ковалов А. И. // Международная научная конференция «Сохранение культурного наследия в странах Европы» (г. Кишинёв, 25–26 сентября 2008 г.). — Chişinău: "Busines-Elita" SRL, 2009. — С. 244—248 .
  • Левкиевская Е. Е. // . — М. : Астрель, Аст, 2000. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X .
  • Мадлевская Е. Л. Мороз // [royallib.com/book/madlevskaya_e/russkaya_mifologiya_entsiklopediya.html Русская мифология. Энциклопедия]. — М. : Мидгард, Эксмо, 2005. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9 .
  • Медынцева А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. XI–XIV века. — М. , 1978.
  • Пропп В. Я. . — СПб. : Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7 .
  • : [ 7 декабря 2022 ] // Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 41. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8 .
  • Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А. В. Копылова. — М. : Рипол классик, 2003. — 384 с. — (Ваша тайна). — ISBN 5-7905-1756-0 .
  • Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова . — М. : ОГИЗ, 1935—1940.
  • / гл. ред. В. Б. Крысько. — М. : Наука, 1997. — С. 258. — 298 с. — ( Российская академия наук . Институт русского языка ). — ISBN 5-02-011266-6 .
  • // Библиотека литературы Древней Руси ИРЛИ . Том 7 (Вторая половина XV века) / Подготовка текста, перевод и комментарии . — СПб. : Наука , 1999.
  • Сумцов Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Сухомлинов М. И. Исследования по древнерусской литературе // Сборник ОРЯС. — СПб. , 1908. — Т. 85 № 1 .
  • // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 31.
  • Черных П. Я. // Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М. : Русский язык , 1999. — Т. 2 . — С. 128 . — ISBN 5-200-02686-5 .

Ссылки

  • . Архивировано из 20 марта 2016 года. (pagan.ru)
  • (moldovenii.md)
  • (aboutvarna.ru)
Источник —

Same as Русалии