Interested Article - Троицкая суббота
- 2021-03-02
- 1
Тро́ицкая суббо́та — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота перед Днём Святой Троицы ( Троицыным днём ).
В православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан . В годовом богослужебном круге Православных церквей — вселенская родительская суббота, когда совершается «вселенское», то есть всеобщее общецерковное поминовение усопших верных . В греческих церквях суббота перед Днём Святой Троицы входит в число пяти «дней всех душ» ( греч. Ψυχοσάββατο ) — пяти суббот в церковном календаре, выделенных для общего поминовения верных.
День общерусского поминовения усопших . В России и на юго-востоке Белоруссии считался самым большим и почитаемым поминальным днём .
В Православной церкви
В богослужебном уставе Православной церкви именуется Вселенской родительской субботой . Во время панихиды в этот день Православная церковь вспоминает всех когда-либо умерших христиан.
Поминовение всех усопших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что Сошествие Святого Духа завершило домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому христиане, молясь об оживотворении Духом Святым всех живущих, просят чтобы и для усопших благодать Святого Духа Утешителя, которой они сподобились ещё при жизни, была источником блаженства. День Святой Троицы — это день рождения Вселенской Апостольской церкви, в этом контексте Троицкая суббота представляет собой как бы последний день церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой. Поэтому канун праздника, субботу, христиане посвящают поминовению усопших, молитве о них — в церкви ли, дома или на кладбище . Василий Великий , составивший молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду » .
В славянской традиции
В славянской традиции это весенне-летний поминальный день .
Другие названия
рус. Семицкая суббота, Духовская суббота , Клечальная суббота , Задушные поминки, Духов день [ страница не указана 2729 дней ] (курск.), Родительская суббота, Троицкие родители , Пасха усопших , Маргостье (калуж.); белор. Стаўроўскія, Летнія, Траецкія, Сёмушные дзяды, Зялёная субота, Кляновая субота , укр. Зелена субота , полес. Микольские деды, Клён, Маевáя субота, Духова суббота, Духовная суббота , Маёвая суббота ; болг. Русална задушница , болг. Русалска задушница ; серб. Мртва субота , Русана субота , Троjичке, Духовске, Отворне задушнице, Пресветска задушница .
Сербское название «отворне задушнице» связано с убеждением, что в этот день «отворяются» (открываются) могилы, и можно говорить с душами усопших предков .
Традиции
В мифологических представлениях славян, на Семицко-Троицкие праздники предки временно покидали загробный мир и приходили в этот мир; местом их пребывания была свежая зелень — . Живые должны были встретить и помянуть их должным образом .
В этот день посещали кладбища, поминали своих усопших родственников, украшали зеленью их могилы, устраивали ритуальные трапезы и общались с душами покойных .
В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину, чтобы не боялась грозы . На Украине существовал следующий обычай. Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелёными, даже если завяли за ночь, — все в семье доживут до следующей Клечальной субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник .
В Карпатах с «клечаною суботою» связан обычай «просить прощения» у старших и самых младших членов семьи .
В западных областях Словении в субботу старались вернуться домой с поля пораньше: считалось, что в это время Святой Дух уже снизошёл на землю и «разливается по полю»; если он застанет кого-нибудь за работой, то «свернёт с пути» и не благословит посевы. В субботу же хозяева обходили поля и кропили посевы святой водой, «чтобы Святой Дух защитил их от града» ( хорв. da bi jih sv. Duh rešil toče ) .
Поверья
Существовало поверье что всю Троицкую субботу русалки выходят из реки, леса и раскачиваются на ветвях берёз, прячутся и катаются в цветущей ржи . А в полночь встревоженный водяной поднимал воду из реки так высоко, будто бы гора вырастала из воды, но, услышав народные песни, успокаивался, и вода опять входила в берега. Для защиты от него всю ночь вдоль берегов молодёжь жгла костры . Всю троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, с радостными кликами бегали по полям, «гоняя русалок» .
В Белоруссии ( Бобруйский уезд ) верили, что «около Троицына дня русалки выходят из рек на сушу, где остаются в течение всего лета» . По малорусскому представлению, в Троицкую субботу просыпаются мертвецы и русалки, которые весь год «держатся в заключении» — «выпускаются» . С этого дня девушки не выходили в поле одиночкою и не купаются всю неделю, «щоб мавки не залоскотали» .
Поговорки и приметы
- В семицкий четверг или в троицкую субботу сей ячмень .
- На седьмую субботу по Пасхе (клечальную) сеют коноплю (южн.) .
- С этого дня «три дня не метуть, на четвéртый — метуть» (полесье) .
См. также
Примечания
- , с. 584.
- 1 октября 2015 года.
- , p. 56.
- , с. 589.
- ↑ .
- , с. 609.
- , с. 278.
- . Дата обращения: 26 июня 2015. 24 сентября 2015 года.
- , с. 267.
- , с. 64.
- .
- . Дата обращения: 7 сентября 2014. 7 сентября 2014 года.
- , с. 66.
- , с. 65.
- , с. 635.
- , с. 18.
- ↑ , с. 541.
- ↑ , с. 248.
- , с. 268.
- , с. 122.
- , с. 27.
- , с. 120.
- , с. 67.
- , с. 143.
- .
- , с. 306.
- , с. 197.
- , с. 845.
- , с. 197.
- , с. 160.
- ↑ , с. 242.
- .
- , с. 131.
- , с. 117.
Литература
- Агапкина Т. А. . — М. : Индрик , 2002. — 816 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования).
- Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб. : Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5 .
- Задушницы / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 248. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- . — М. : Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с. — (Репринт изд. 1880 г. — М. : Книга принтшоп, 1990. ISBN 5-7160-0001-0 ).
- Зеленин Д. К. . — М. : Индрик , 1995. — 432 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Из истории изучения). — ISBN 5-85759-018-3 . от 23 февраля 2014 на Wayback Machine
- Зеленин Д. К. . — Пг. : Типография А. В. Орлова, 1916. от 23 февраля 2014 на Wayback Machine
- Зимина Т. А. . Русские праздники и обряды . Российский Этнографический музей.
- Катков М. Н. . — М. : Университетская типография, 1872. — Т. 100. — 1141 с. от 18 апреля 2017 на Wayback Machine
- Кашуба М. С. народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы . Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М. : Наука , 1977. — С. 243—273. — 360 с.
- Колесникова В. . — М. : Центрполиграф, 2002. — 588 с.
- / Л. Н. Виноградова , Е. Е. Левкиевская . — М. : Языки славянских культур, 2010. — Т. I: Люди со сверхъестественными свойствами. — 648 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-9551-0446-1 .
- Полевые исследования Института этнографии, 1978 / отв. ред. С. И. Вайнштейн ; АН СССР. ИЭ. — М. , 1980. — 264 с.
- / Рубан Ю. И. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 584. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1 .
- Сахаров И. П. . — СПб. : Издательство МГУ , 1885. — 245 с.
- / Гл. редактор: Ф. П. Сороколетов Редактор: О. Д. Кузнецова. — СПб. : Наука, 2008. — 336 с. — ISBN 5–02–026395–8.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X .
- Фурсова Е. Ф. . — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН , 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6 . от 29 мая 2007 на Wayback Machine
- Шейн П. В. . — СПб. , 1887. — Т. I, ч. 1. — 617 с.
- Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
- Виноградова Л. Н. Тројице // / Редактори Светлана M. Толстој , Љубинко Раденковић. — Београд: Zepter book world, 2001. — С. 541—542 . — ISBN 86-7494-025-0 . (сербохорв.)
- (неопр.) . — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с. (укр.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
- Календар српских народних обичаја и веровања : за просту 1994. — Ваљево: Ваљевац, 1994. — 230 с. (серб.)
- Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К. : Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9 . (укр.)
- Скуратівський В. Т. Дідух. — К. : Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0 . (укр.)
- Kuref N. Praznično leto Slovencev. Druga izdaja. Knj. 1-2. — Ljubljana, 1998. (словенск.)
- Danforth L. M. The Death Rituals of Rural Greece. — Princeton : Princeton University Press, 1982. (англ.)
Ссылки
- // Российский этнографический музей
- Троицкие поминные припевки в Устьянском районе Архангельской области (этнографические видеозаписи): ,
- 2021-03-02
- 1