Interested Article - Власьев день

Вла́сьев день ( чеш. Blažejův den ) — день народного календаря у славян , приходящийся на 11 (24) февраля . Название дня происходит от имени святого Власия Севастийского . У славян Власьев день считается коровьим праздником .

Другие названия

рус. День св. Власия , Власий, Коровий праздник , Власий — скотий бог, Власий — сшиби рог с зимы , Коровий день (воронеж.) , укр. День святого Власа , белор. Аўлас, Улассе, Уласце, Улас, Мацей , Усевалад, Дзмітры , Конское свято , Бабский Влас , Властя ; полес. Власье ; серб. Власовдан , Говеђа слава , Празник за волове ; болг. Власовден, Муканица, Влас, Власувица , Свети Влас, Власин ден , Волов запор, Волски празник, Муковден .

Славянские обряды

Святому Власию молились о сбережении домашнего скота, о благополучии в семейной жизни и хозяйственных делах, об исцелении от болезней горла и опасности удавления костью . В XIX веке в этот день пригоняли коров к церкви, служили молебен , окропляли их святой водой и давали им есть пышки с молочной кашей, чтобы коровы были с хорошим удоем. В храм приносили коровье масло и клали в дар клиру перед иконой святого Власия. «У Власия и борода в масле», гласит народная поговорка .

Встречали [ где? ] [ когда? ] Власьев день блином на сковороде, пекли пышки .

В Воронежской губернии из теста пекли «копытца»: «Это копытца назывались. Хошь из сдобного, хошь из пресного, у кого что есть из того и пекли. Эти копытца сами ели и скотине давали, чтобы не хромали коровы» .

На Русском Севере в этот день в церкви после молебствия освящали ржаные караваи, которые затем скармливались скоту. «Власьев день — праздник по всем приходам на три дня и больше». За столом собирается родня как со своего села так и из соседних . Хозяйки старались коровам дать лучшего сена, да посытней пойла. При этом приговаривали: «Мамушка, голубушка, умница, добрая» — оделяли коров лаской, отчествовали Власьевными. Словом, «святой Власий, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли — играли, а с поля шли — скакали» .

В Болгарии парни совершали обходы домов односельчан, хозяевам пели песни с пожеланием благополучия, за что их одаривали .

В Российской империи существовала традиция с этого дня начинать торговлю скотом . Продавцы и покупатели считали, что под защитой «покровителя стад» выгодно совершать как покупку так и продажу скота: «Власий — не обманет, от всякой прорухи упасёт!». На «Власьевых торгах» при сделках клялись именем этого святого. Считалось, что того, кто обманет, побожившись именем святого, «скотий бог» отступается от него навсегда, и в дальнейшем его жизнь будет подвержена неудачам и болезням .

Ещё в начале XX века у русских существовал обычай [ где? ] для лучшего урожая «делать семенное»: после Власьева дня трижды выставлять семена на утренней заре семена на мороз, а потом подмешивать их в сеялку при посеве. Также поступали и с отборной пряжей и куделью . Считалось что от этого вся пряжа в дальнейшем станет ровнее, белее, тоньше и прочней .

У белорусов, если Власьев день совпадал с Масленицей , тогда про этот день говорили: белор. «На Аўласа бяры каўшом масла» , то есть «На Власа бери ковшом масла».

У восточных славян ещё в начале XX века считалось, что «Власий — скотий бог» «сшибает с зимы рог» , второй же рог сшибает Онисим Овчар 15 (28) февраля , и «зима становится безрогой» , то есть, теряет свою силу.

У неславянских народов

Праздник отмечался и финно-угорскими православными народами. В 1870-е годы в зырянских деревнях по верхней Вычегде на Власьев день в часовнях служились молебны святым Власию и Модесту ( коми Медос ). «В эти праздничные дни в жертву святым, то есть в пользу священника с причтом , окрестные жители сносят к часовням телячьи грудинки, ноги, головы, а иногда и целых телят» . По местному преданию, праздник стал особо почитаться после следующего события:

У одной женщины муж был колдун ( коми тöдысь ), по имени Клим. Незадолго перед смертью он сказал своей супруге, что, когда он умрет, его следует положить в гроб лицом вниз, чтобы он ни к кому не сделал зла, но она забыла о его просьбе. Когда он умер, колдуна обмыли и положили в гроб, как обычных людей. Ровно в полночь умерший колдун вдруг встал из гроба и стал подниматься к хозяйке на полати. Хозяйка сложила пальцы для крестного знамения и стала про себя творить молитву. Рядом с печкой, в загородке находился недавно родившийся телёнок. Тогда колдун стал грызть ногу телёнка. В это время открылась дверь и вошел седой мужчина в белой одежде. Он ударил колдуна, и тогда разверзлась земля, и колдун провалился под землю. Женщина слезла с печи, поклонилась вошедшему и сказала: «Спасибо, тебе, Господи, что выручил, спас». А седой мужчина отвечает: «Я ради своего создания сюда пришел», — и показал на телёнка. Вот с тех пор и стали в Жежиме почитать праздник святого Власия .

Образ Власия у славян

В народной традиции святой Власий — покровитель скота , «отмыкающий у коров молоко» в конце зимы .

Согласно житию, во время гонений на христиан при римском императоре Лицинии , святой Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. Покровителем скота, наряду со святыми Модестом, Мамантом и Тарасием, его считали уже в Греции . Мотив покровительства скоту отражён в иконографии святого Власия. Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота. В славянской народной традиции святого Власия звали «коровьим богом», а день его памяти — «коровьим праздником» . Домашнюю скотину обычно называли «Власьевым родом», а коров нередко звали «Власьевнами» .

По мнению ряда исследователей, традиционные представления о святом Власии частично восходят к образу славянского скотьего бога Волоса/Велеса . Соединение образов языческого божества и христианского святого в народном сознании вероятно способствовала звуковая близость их имён. По мнению Е. Л. Мадлевской на Руси с принятием христианства на местах языческого поклонения Волосу часто воздвигались церкви святого Власия .

Поговорки и приметы

  • Три утренника до Власия да три после Власия, а седьмой на день Власия .
  • До Прохора старушка охала, пришёл Прохор да Влас — скоро весна у нас .
  • Пролил Влас масла на дороги — пора зиме убирать ноги ( укр. Пролив Улас олії на дороги — пора зимі вбирати ноги ) .
  • У Власия и борода в масле .
  • «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) .

См. также

Примечания

  1. , с. 376.
  2. , с. 242.
  3. , с. 69.
  4. , с. 107.
  5. , с. 64.
  6. , с. 153.
  7. , с. 61.
  8. , с. 594.
  9. , с. 41.
  10. , с. 29.
  11. , с. 137.
  12. , с. 52.
  13. , с. 86.
  14. , с. 276.
  15. , с. 86–87.
  16. , с. 356.
  17. , с. 32.
  18. , с. 37.
  19. , с. 346.
  20. , с. 183.
  21. , с. 151–152.
  22. , с. 156.
  23. .
  24. Засодимский П. В. Лесное царство // В дебрях Севера. Сыктывкар, 1999. С. 36.
  25. Чувъюров А. А. Внехрамовые службы коми православного сельского населения: молебны, почитаемые сельские святыни, паломничества (традиции и новации) // от 11 января 2018 на Wayback Machine С. 290.
  26. , с. 383.
  27. , с. 197.
  28. Алмазов А. И. Святые — покровители сельскохозяйственных занятий (Из истории относящихся к ним греческих последований). Одесса, 1904. С. 40, 47.
  29. , с. 676.
  30. , с. 24.
  31. , с. 86.
  32. , с. 397.
  33. , с. 87.

Литература

  • Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. // / Отв. ред. Н. И. Толстой ; Институт славяноведения и балканистики РАН . — М. : Наука , 1994. — С. —208 . — ISBN 5-02-011499-5 .
  • Февраль / Агапкина Т. А. и др. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 396–398. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М. : Современный писатель, 1995. — Т. 1. — 1221 с. — ISBN 5857591420 .
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб. : Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5 .
  • Вопросы языкознания. Выпуски 1–3. — М. : Изд-во Академии наук СССР, 1997.
  • Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А. С. Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — ISBN 978-985-471-335-9 .
  • . Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.
  • Кляус В. Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. — М. , 1997. — 464 с.
  • Колева Т. А. Болгары // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы . Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М. : Наука , 1977. — С. 274–295. — 360 с.
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 149—156.
  • Колесникова В. С. Краткая энциклопедия православия : Путь к храму. — М. : Центрполиграф, 2002. — 588 с. — ISBN 5-227-01571-6 .
  • Коротаев В. И. . — Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 1998. — 192 с. — ISBN 5-88086-151-1 .
  • Лаврентьева Л. С , Смирнов Ю. И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. — СПб. : Паритет, 2004. — 448 с. — ISBN 5-93437-117-7 .
  • Мадлевская Е. Л. // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2005. — С. 660–674. — 784 с. — 5000 экз. ISBN 5-699-13535-6 .
  • Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 343—347.
  • Неверович В. В. // Памятная книжка Смоленской губернии на 1859. Вторая часть. — Смоленск: Типография Губернского Правления, 1860. — С. 123–254 .
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • Праздники скотьи / Плотникова А. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 241–243. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М. : Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8 .
  • Сахаров И. П. . — СПб. : Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Снегирёв И. М. Власьев праздник // . — 1-е изд. — М. : В унив. тип., 1838. — С. 154—160. — 214 с.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X .
  • Власий / Толстой H. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 383–384. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Аўлас // Этнаграфія Беларусi. Энцыклапедыя / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн. : БелСЭ, 1989. — С. 41 . — ISBN 5-85700-014-9 . (белор.)
  • / С. Санько, Т. Валодзіна, У. Васілевіч і інш. — Мінск: Беларусь, 2004. — 592 с. (недоступная ссылка) (белор.)
  • Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554-612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
  • Воропай О. (укр.) . — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 1. — 310 с. (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)

Ссылки

  • // Российский этнографический музей
  • // Pravoslavie.ru
Источник —

Same as Власьев день