До середины
XX века
было распространено мнение, основанное на Библии, о Молохе как о
западносемитском
и
карфагенском
божестве, которому приносили в жертву людей (часто детей). Было распространено отождествление Молоха с
Мелькартом
и с аммонитским божеством
; существовала гипотеза, связывающая его с добиблейским
Яхве
, которому, предположительно, приносили человеческие жертвы
.
После публикации в 1935 немецким
семитологом
исследования
Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch
многие специалисты считают, что культа бога Молоха никогда не было
, а словом
mlk
в Библии обозначается западносемитский обряд человеческих жертвоприношений, известный как
молк
. Однако отрицание существования культа Молоха не получило полной поддержки исследователей
.
По мнению
, в Ветхом Завете речь скорее идёт об имени божества, а не о названии обряда, что подтверждается внебиблейскими источниками — ханаанский
MLK
упоминается в двух заклинаниях из
Угарита
. В обоих случаях он упоминается в связи с местом под названием
в северном
Заиорданье
, которое в других угаритских текстах связывается с
рефаимами
. Он также упоминается как
Malik
в списках богов из
Эблы
,
Мари
и Угарита, а в
аккадских
текстах
отождествляется с
Нергалом
— месопотамским богом подземного мира
. Возможно, Молох Библии — западносемитский бог
подземного мира
, а превращение его имени в название жертвоприношения — это явление карфагенского культурного ареала
.
В романе
Гюстава Флобера
«
Саламбо
» описано человеческое жертвоприношение Молоху. Один из главных героев романа напоминает воплощенное божество.
Во второй части поэмы
А. Гинзберга
«
Вопль
» образ Молоха использован автором для описания
капиталистического
города-государства, причиняющего людям ужасные страдания.
В романе
Джеффри Линдсея
«
» сюжет выстраивается вокруг расследования серии убийств, связанных с культом Молоха.
В цикле книг
А. Пехова
, Е. Бычковой, Н. Турчаниновой «Киндрэт» Молох является одним из первых созданий Основателя, в которого тот вложил дух, и которого затем убил
.
В 18 серии
12 сезона
(«Память жива») сериала «
Сверхъестественное
» герои охотятся на Молоха, которому семья местного шерифа долгие годы приносила человеческие жертвы ради обогащения.
Липински, Э.
Пантеон Карфагена //
ВДИ
. — 1992. — № 3 (202). — С. 29–51.
Фролов, Э. Д.
: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н. э. // Античное государство : Политические отношения и государственные формы в античном мире / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. —
СПб.
: Издательский дом СПбГУ, 2002. — С. 5—20. — ISBN
5-288-013125-8
(ошибоч.)
.
Шифман, И. Ш.
Ветхий Завет и его мир. —
М.
: Политиздат, 1987.