Interested Article - Гродненское дело
- 2020-10-04
- 1
Гродненское дело — ложное обвинение евреев в Гродненской губернии в похищении и убийстве христианской девочки в ритуальных целях в 1816 году . В результате расследования этого дела император Александр I издал распоряжение, запрещающее кровавый навет на евреев .
Историческая подоплёка
XIX век в России был ознаменован массовыми обвинениями в адрес евреев в употреблении христианской крови в ритуальных целях . Первая серия таких обвинений после войны 1812 года имела, по мнению историка Савелия Дудакова , политическую подоплёку. Он отмечает, что во время движения армии Наполеона на восток поляки и евреи сражались по разные стороны фронта: евреи за русских, а поляки за французов. И именно по коридору движения французской армии впоследствии прошла волна ритуальных наветов на евреев со стороны поляков .
Дудаков указывает также, что русский комиссар при правительстве Царства Польского сенатор граф Николай Новосильцев в 1815 году представил проект, по которому потребовал предоставления евреям гражданских прав без всяких ограничений для развития ремёсел и земледелия. Проект был подержан министром духовных дел князем Александром Голицыным . Проекту оппонировала местная элита в лице князей Адама Чарторыйского , Франциска Друцкого-Любецкого и Иосифа Зайончека , а также ксёндза Станислава Сташица . Они утверждали, что такое решение ущербно, аргументируя это общей «вредностью евреев» . После этого, по выражению Семёна Дубнова , пронеслась «эпидемия» подготовленных сверху ритуальных процессов, а 1816 год стал в Западном крае и Царстве Польском годом «ритуальной вакханалии» .
Ход событий
31 марта 1816 года накануне еврейской Пасхи гродненский мещанин Адамович заявил в полицию об исчезновении своей 14-летней дочери Марианны. 23 апреля её труп был найден на пахотном поле в окрестностях города. Он был исколот, одежда разорвана, правая рука вырезана из локтевого сустава. Среди христианского населения распространялись слухи, что девочку убили евреи в ритуальных целях .
Власти арестовали одного из руководителей гродненского кагала Шолома Лапина, чей дом примыкал к дому семьи Адамович и чьи дети дружили с покойной Марианной. При обыске у Лапина нашли молоток и копьецо, которым он, по его показаниям, чистил бумаги, так как руководил кагальной канцелярией. При этом, согласно вторичному врачебному освидетельствованию, было установлено, что ребёнок умер «от апоплексического удара или прострела» и что «у оного ребёнка кровь не источена» .
Тем не менее, следственная комиссия занялась выяснением не употребляют ли евреи христианскую кровь. Экспертом был выбран выкрест унтер-офицер Павел Савицкий. Он заявил, что христианская кровь нужна евреям для обмазывания притолок перед пасхой и что в каждом кагале прежде хранилась особая бочка для умерщвления христианского ребёнка. Движимый жадностью и честолюбием, он заявил, что готов доказать свои утверждения, если власти окажут ему помощь .
В феврале 1817 года благодаря графу Николаю Новосильцеву , имевшему с евреями в губернии общие экономические интересы, и министру духовных дел князю Александру Голицыну дело было прекращено. Осип Пржецлавский вспоминал, что Зундель Зонненберг «жаловался на такую оскорбительную для единоверцев клевету» и приписывал её «ненависти поляков к евреям за их преданность правительству» .
Императорский запрет на кровавый навет
Ложность обвинения была столь очевидной, что 28 февраля 1817 года по поводу гродненского дела последовало распоряжение императора Александра I , направленное против возбуждения подобных дел . Губернатору князю Друцкому-Любецкому было сделано высочайшее замечание за ведение судебного разбирательства по «кровавому навету» .
6 марта 1817 года князь Александр Голицын обратился к начальникам губерний с соответствующим предписанием, отметив, что уже польский король Сигизмунд II Август в XVI веке запретил обвинять евреев в употреблении крови и что папский престол также не нашел доказательств в пользу предрассудка . Циркуляр гласил:
По поводу оказывающихся и ныне в некоторых от Польши к России присоединенных губерниях изветов на евреев об умерщвлении ими христианских детей, якобы для той же надобности, его императорское величество, приемля во внимание, что таковые изветы и прежде неоднократно опровергаемы были беспристрастными следствиями и королевскими грамотами, высочайше повелеть мне соизволил объявить всем г-дам управляющим губерниями монаршую волю, чтоб впредь евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей без всяких улик, по единому предрассудку, что якобы они имеют нужду в христианской крови, но если бы где случилось смертоубийство и подозрение падало на евреев, без предубеждения, однако ж, что они сделали сие для получения христианской крови, то было бы производимо следствие на законном основании по доказательствам, к самому происшествию относящимся, наравне с людьми прочих вероисповеданий, которые уличались бы в преступлении смертоубийства
Сигизмунд II Август усматривал причину обвинений в стремлении «некоторых подданных королевских под вымышленными предлогами искоренить евреев из королевских городов». Подобно Сигизмунду Августу, и Стефан Баторий выступил против обвинений евреев в ритуальных убийствах .
Последующие события
Несмотря на это распоряжение, через 10 лет местные власти дело возобновили, опять арестовав Лапина и его дочь, но в итоге после ещё 4 лет расследования в отсутствие каких-либо доказательств постановили «предать дело забвению» . Виновный в убийстве найден не был.
Кроме этого, в 1823 году возникло так называемое « велижское дело » и ряд других позднее.
Материалы Гродненского дела в 1886 году были опубликованы в одном из первых в исторической науке трудов по российской иудаике — монографии Николая Голицына «История русского законодательства о евреях» .
Примечания
- , с. 51—52.
- , с. 47.
- , с. 47—48.
- ↑ , с. 48.
- ↑ , с. 235.
- , p. 73.
- Кандель Ф. С. Очерк 5. // / Науч. ред. Марк Кипнис. — Иерусалим: Тарбут, 1988. — Т. 2. 15 июля 2014 года.
- Басин Я. З. . yazib.org. Дата обращения: 2 марта 2013. Архивировано из 14 мая 2013 года.
- Миндлин А. // Корни : журнал. — М. , 2004. — № 23 . 14 июля 2014 года.
- , стб. 870-871.
- , стб. 871.
- , стб. 867.
- , с. 236.
Литература
- Гессен Ю. И. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1911. — Т. 11. — Стб. 856—872.
- Дудаков С. Ю. Ритуальные процессы // История одного мифа: Очерки русской литературы XIX—XX вв. — М. : Наука , 1993. — 282 с. — ISBN 5-02-009738-1 .
- Соболевская О.А., Гончаров В.В. . — Донецк: Норд-Пресс, 2005. — 375 с. — ISBN 966-380-013-5 . 6 ноября 2022 года.
- Dubnov S. M. // History of the Jews in Russia and Poland: From the Earliest Times Until the Present Day (англ.) / transl. . — Jewish Publication Society of America, 1918. — Vol. 2. — 429 p.
- 2020-10-04
- 1