История евреев Палестины
- 1 year ago
- 0
- 0
История евреев в Италии — история еврейской общины на территории современной Италии с древности до настоящего времени.
Ядром еврейской общины на территории Италии стали евреи, обращенные в рабство при завоевании Помпеем в 63 г. до н. э. Иудеи , а затем освобожденные купившими их римлянами или выкупленные единоверцами. Численность еврейского населения Италии значительно возросла в результате новых захватов пленников во время Иудейской войны .
Главным центром еврейской жизни в Италии стал Рим , откуда евреи постепенно распространились по всем римским владениям. Главным занятием римских евреев продолжала быть торговля, особенно мелкая; имелись также ремесленники; наиболее состоятельными евреями являлись банкиры; кроме того, были также мимы (артисты) и живописцы (ζώγραφος, рисовальщик животных).
Римские императоры, кроме редких случаев, не вмешивались в вопросы, касающиеся иудейской религии . Но после введения христианства Константином I как государственной религии положение евреев начало постепенно ухудшаться. Соответствующее течение наметилось уже, хотя и не вполне определенно, в правление самого Константина (307—37); он воспретил евреям совершать обряд обрезания над своими рабами (еврей предавался смертной казни, его имущество конфисковалось, а раб получал свободу); евреи были лишены права держать рабов-христиан. Констанций II (337—61) воспретил браки евреев с неевреями. В декретах Констанция впервые официально к евреям были применены обидные эпитеты. В 429 году евреев лишили права быть адвокатами, а в 438 году — занимать общественные должности. Однако хотя и с некоторыми ограничениями, им было разрешено держать христианских рабов, так как осуществить этот запрет оказалось невозможным.
Остготский король Теодорих , который с 493 года контролировал Италию, был арианцем , чем объясняется его терпимость в вопросах веры. Он не отменил, правда, старых законов, и в его правление евреи не могли строить новые синагоги, а только реставрировать уже существующие, но он все же объявил, что нельзя насильственно заставить человека верить (ut credat invitas); он постановил, чтобы в тяжбах между евреями применялось талмудическое право; он решил дело в пользу евреев, когда миланские священники восстали против некоторых прав синагоги. Когда в Риме возникли антиеврейские беспорядки по поводу приговора христианским рабам, убившими своего еврейского хозяина, Теодорих распорядился снарядить следствие против виновников бесчинств; по просьбе евреев, он приказал вновь отстроить сожженную синагогу.
Когда византийский император Юстиниан начал войну против остготов с целью отнять у них Италию, евреи из благодарности к веротерпимым остготам и опасаясь Юстиниана, притеснявшего евреев своей империи, дружно поддержали остготов и в 536 году мужественно защищали Неаполь против византийского полководца Велизария .
Затем господствующие положение в Италии заняли римские папы . Папа Григорий Великий (590—604), желая привлечь евреев к христианству, решил достигнуть этого не жестокостью, а добротой и убеждением; так, он поручил своему викарию в Сицилии освободить там еврейских колонов , которые примут христианскую религию, от третьей части податей. Нападения на синагоги происходили, однако, и в его время. Евреи жаловались папе, что епископ занял их синагогу. Такие же жалобы ему представили евреи Палермо , которые добились благоприятного результата. Григорий вступился также в пользу евреев Кальяри ( Сардиния ) против одного крещеного еврея, ворвавшегося в синагогу и воздвигнувшего здесь крест.
В Италии почти никогда не происходило жестоких гонений на евреев. Даже преследования евреев в эпоху Крестовых походов не нашли здесь отклика; наоборот, многократно евреи из отдаленных стран отправляли в Италию депутации, чтобы просить у папы заступничества. Папа Каликст II (1113—24) издал важную покровительственную буллу , которая была подтверждена и возобновлена многими его преемниками. Известная под названием «Sicut judaeis», она гарантировала евреям защиту, воспретила насильственные крещения, посягательства на жизнь и имущество евреев и осквернение их могил.
Евреи Италии продолжали заниматься торговлей (в том числе и работорговлей, несмотря на разные запретительные законы). Они также занимались ростовщичеством . В Южной Италии многие евреи занимались красильным делом (окраской тканей). Были среди евреев также земледельцы, колоны и моряки. Наконец, очень заметной была врачебная деятельность евреев.
При папе Иннокентии III (1198—1216) притеснения евреев со стороны католической церкви были возведены в систему. Особенно известны постановления IV Латеранского собора (1215), потребовавшего, между прочим, чтобы евреи носили отличительный знак.
Однако итальянские евреи все же пользовались сравнительным покоем, который нарушался лишь местными и временными гонениями, как, например, в конце XII века в Неаполе, когда король Карл Анжуйский заставил многих евреев креститься. В 1320 году евреи были изгнаны из Милана; вскоре после этого произошли антиеврейские беспорядки в папских владениях (1321—22); в Сицилии евреи были ограничены в правах после народных волнений. Ужасные преследования, связанные с Черной смертью (чумой) в 1349 году, нашли в Италии лишь слабый отголосок в Парме и Мантуе .
В начале XV века евреи Италии, опасаясь гонений, устроили съезд делегатов общин в Болонье в 1416 году и в Форли в 1418 году и добились от папы Мартина V покровительственных булл (1421 и 1422 годов); когда этот папа скончался, то съезд во Флоренции в 1428 году выхлопотал новую буллу в 1429 году. Таким образом, положение евреев Италии продолжало быть сравнительно благоприятным. Когда же оно было нарушено жестокой буллой Евгения IV в 1442 году, еврейские депутаты, собравшись в Тиволи и Равенне , добились отмены этой буллы.
В конце XV века положение евреев Италии стало ухудшаться не в силу законодательных мер, а вследствие агитации священников-проповедников, которые разжигали народные страсти против евреев, выдвигая против них ложные обвинения в ритуальных убийствах и обличая их за занятие ростовщичеством. С Сицилии и Сардинии, находившихся под испанским владычеством, евреи были изгнаны на основании эдикта 1492 года об изгнании евреев из Испании . Они эмигрировали большей частью в Османскую империю .
В первой половине XVI века положение евреев Италии было сравнительно благоприятным, лишь изредка вспыхивали народные волнения и проявлялось недоброжелательство правительств. Евреи Неаполитанского королевства , находившегося с 1504 года под испанским владычеством, изгонялись в 1510 и 1511 годах; позже вновь допущенные, они окончательно были выселены в 1540 году. В 1527 году Венеция изгнала еврейских заимодавцев, и их допустили вновь в 1534 году; из Флоренции их изгнали в 1495 году, вновь призвали в 1514 году, а в 1527 году опять выселили. В 1547 году евреи города Асоло были почти поголовно перебиты, однако правительство строго наказало погромщиков. Вследствие агитации монахов евреи были изгнаны из Генуи в 1550 году.
Сравнительный покой, которым пользовались итальянские евреи, привлекал в Италию большое число евреев из тех стран, где они подвергались гонениям. Значительнее всех была иммиграция евреев из Испании. Уже во второй половине XV века, после введения там инквизиции , преследуемые ею мараны искали убежища в Италии. Они расселились по разным общинам, особенно в Риме. После изгнания из Испании в 1492 году новые толпы евреев направились в Италию, преимущественно в Рим и Неаполь . Некоторые испанские и португальские евреи переселились в Италию, прожив некоторое время в Османской империи; так, например, герцог Козимо I вызвал их во Флоренцию в 1551 году. В каждом городе евреи из данной страны обычно образовывали отдельные общины; позже общины одного города соединялись в административном отношении, сохраняя каждая свою синагогу.
Евреи торговали, чаще всего сукном и драгоценными камнями, порою встречая сильную конкуренцию со стороны христиан. Среди наиболее бедных евреев была распространена тряпичная торговля. В Риме существовало большое число еврейских портных и встречались евреи-ювелиры. Весьма многочисленны были врачи-евреи, к услугам которых прибегали папы и коронованные особы. Они пользовались разными почестями и часто освобождались от податей и сборов, взимаемых с остальных евреев.
Постоянное, систематическое притеснение евреев Италии началось со второй половины XVI века под влиянием католической реакции . В 1553 году по приказанию папы Юлия III конфисковались и сжигались экземпляры Талмуда ; это распоряжение приводилось в исполнение не только в папских владениях , но по всей Италии. Булла папы Павла IV в 1555 году потребовала, чтобы в каждом городе Папской области евреи жили в определенном месте, отдельно от христиан; они могли владеть лишь одной синагогой, им было также предписано продать недвижимое имущество и носить отличительный знак; евреям были запрещены торговля (кроме тряпичной), равно как врачебная практика среди христиан. Все это строго исполнялось.
Пий IV (1560—65) относился довольно благожелательно к евреям, но Пий V в 1566 году подтвердил распоряжения Павла IV и в 1569 году изгнал евреев из всей Папской области, за исключением самого Рима и Анконы . При Сиксте V (1585—90) евреи вернулись обратно, однако уже Климент VIII (1592—1605) возобновил распоряжения Павла IV и Пия V и изгнал евреев отовсюду, кроме Рима, Анконы и Авиньона . Таким образом, началась эпоха « гетто » ( в Венеции гетто было введено еще в 1516 году; во Флоренции — в 1571 году, Сиене — 1572, в Падуе — в 1603 году, в Вероне — в 1604 году, в Мантуе — в 1610—12 годах, и т. д., во всех городах Италии, где жили евреи). Евреи герцогства Миланского , находившегося под испанским владычеством, были изгнаны в 1597 году; такая же участь постигла евреев Генуи.
В XVII веке и в большей части XVIII века жизнь итальянских евреев протекала однообразно, без крупных перемен. Они были заключены в стенах гетто, где влачили жалкое существование. Итальянские гетто, иногда устраивавшиеся в кварталах, уже занятых преимущественно евреями, состояли из некоторого числа домов, соединенных между собою стенами, которые образовывали ограду с большими воротами, закрывавшимися на ночь, когда евреям запрещено было входить и выходить, за исключением экстренных случаев. Хуже всего евреям жилось в Папской области; лишь в короткие промежутки евреи могли здесь дышать свободнее, как, например, в эпоху пап Иннокентия X (1644—55), Александра VII (1655—67), Климента IX (1667—69; этот папа упразднил обычай, в силу которого евреи должны были во время карнавала устраивать для народа состязания в беге). Особенное облегчение почувствовали евреи во время Климента XIV (1769—74), при других же папах они подвергались разным ограничениям и тяжким поборам. Стеснения были доведены до того, что евреям запретили ставить памятники на еврейских могилах.
Отделение евреев от окружающего населения повело к возникновению среди них особого рода наречия .
Последствием тяжелых условий жизни евреев были их частые переходы в христианство; всюду учреждались «Дома для новообращенных» и вырабатывались специальные правила для акта обращения.
Новая эра для евреев Италии началась с Великой французской революции . Уже во второй половине XVIII века отдельные просвещенные правители улучшали условия жизни итальянских евреев. Так, император Иосиф II ввел реформы, общие для евреев всей Габсбургской монархии , в том числе и для габсбургских владений в Италии; тосканский герцог Леопольд I (1769—90) также принял меры в пользу евреев, разрешив им в 1778 году участвовать даже в городских магистратах . Но народ еще не созрел для признания за евреями прав, о чем свидетельствуют антиеврейские беспорядки во Флоренции и Ливорно в 1790 году.
Евреи Италии с интересом следили за развитием французской революции, от которой ждали улучшения своего положения. Это даже вызвало беспорядки против евреев в Риме в 1793 году.
Приход наполеоновской армии в 1796—1797 годах принес итальянским евреям свободу. В каждом городе, где проходили войска, ворота гетто разрушались или раскрывались навсегда; очень часто евреев стали избирать в качестве членов муниципальных советов. Однако эта свобода была эфемерной и скоро исчезла после реставрации старых правительств в 1799 году ; тогда в разных местах вспыхнули кровавые беспорядки, особенно в Тоскане, где банды фанатиков убили многих евреев (в Монте-Сан-Савино , Питильяно и Сиене ).
Когда в 1800 году французское влияние опять стало доминирующим в Италии , евреи получили вновь свободу и гражданские права. Это продолжалось до падения Наполеона в 1814 году.
В Сардинском королевстве король Виктор Эммануил I (1814—1821) восстановил почти целиком все ограничительные меры для евреев (за исключением ношения особого отличительного знака). Еще хуже было положение евреев в Папской области, где им ставились на каждом шагу всевозможные затруднения. Уже папа Пий VII (1814—1823) снова устроил в Риме гетто и заставил всех евреев, имевших лавки вне пределов гетто, немедленно закрыть их. Лев XII (1823—1829) возобновил все средневековые предписания пап о евреях. Евреи были подчинены суду католического духовенства, им запретили не только держать христианскую прислугу, но и поручать христианину тушить в еврейском доме свечу в субботу ; евреям нельзя было владеть никакой недвижимой собственностью. Лев XII расширил пределы римского гетто с тем, чтобы временно проживающие в Риме провинциальные евреи также жили в нем, потому что он лишил их права останавливаться где-либо за его пределами. В 1827 году он восстановил давно забытую обязанность евреев присутствовать при произнесении монахами проповедей во время обращения какого-либо еврея в христианство. Политика Льва XII вызвала сильную эмиграцию евреев из Рима, и наиболее богатые из них поселились в тосканских и ломбардо-венецианских городах , где положение евреев было сравнительно благоприятно.
Однако нельзя утверждать, чтобы временное уравнение евреев Италии в правах прошло совершенно бесследно. Как правительства отдельных государств, так и народные массы, на опыте убедившись в полной возможности предоставления евреям всех прав без всякого ущерба для интересов государства, стали считать, что вопрос об уравнении евреев в правах должен быть поставлен на повестку дня.
Влияние общественного мнения отразилось на политике папы Пия IX (1846—1878), который в начале своего правления обнаружил значительную толерантность по отношению к евреям. Он отменил ряд ограничений, разрешил наиболее видным членам римской общины проживать вне стен гетто и собирался даже совершенно уничтожить особый еврейский участок. В 1847 году, в виде опыта отмены гетто, он разрешил всем евреям жить в некоторых участках, расположенных недалеко от гетто; в то же время евреи были допущены в гражданскую гвардию и были освобождены от особой еврейской присяги. Широкие круги общества с большим сочувствием встретили мероприятия Пия IX, и евреи в Папской области, не говоря уже о других итальянских государствах, принимались в члены всяких общественных клубов и казино; правда, простой народ не всегда доброжелательно относился к тем евреям, которым удавалось занять более или менее видное положение либо в национальной гвардии, либо в других учреждениях, и даже нередко выражал свое неодобрение путем нападений на отдельных евреев.
17 апреля 1848 года папа Пий IX распорядился о снесении стен римского гетто. Когда в 1849 году в Риме была провозглашена республика , евреи получили все права, и два еврея заседали в учредительном собрании. В Тосканском великом герцогстве Леопольд II опубликовал 17 февраля 1848 года «основной статут», коим евреям было даровано равноправие. В опубликованном сардинским королем Карлом-Альбертом 4 марта 1848 года «основном статуте» говорилось, что помимо католической государственной религии, и остальные религии допустимы (tolerées) в стране, но о гражданских и политических правах евреев в этом законе ничего не говорилось. Однако вскоре права евреев стали все более и более расширяться: 29 марта 1848 года королевский декрет предоставил им гражданские права, а также возможность приобретения всех академических титулов; 15 апреля того же года они были допущены к военной службе, а 8 июня им были предоставлены и все политические права.
Евреи с большим воодушевлением вступали в ряды итальянских войск, боровшихся за свободу Италии против Австрии . Их избирали на ответственные должности.
Но после подавления революций 1848—1849 годов принявшие участие в освободительном движении евреи были либо изгнаны папой Пием IX из пределов Папской области, либо приговорены к тяжким наказаниям. Вернувшийся благодаря поддержке австрийских войск тосканский великий герцог отменил уже дарованный «основной статут», и вернул евреев в положение, которое евреи занимали до его опубликования. Единственным итальянским государством, где равноправие евреев сохранилось, было Сардинское королевство.
Когда началась война 1859 года , евреи опять с большим воодушевлением взялись за оружие в защиту свободы Италии; народное движение, возникшее в связи с войной и вылившееся во многих местах в форму образования временных правительств, везде поддерживало, наряду с другими требованиями либерализма, и равноправие евреев. Когда сардинский король Виктор Эммануил II был провозглашен 14 марта 1861 года королем Италии (правда, еще не всей), то уже во всех вновь присоединенных к его короне провинциях была объявлено полное равноправие евреев. Таким образом, за исключением Папской области, во всей Италии евреи обрели все права.
Но в Риме евреям жилось по-прежнему тяжело: гетто с трудом вмещало живших в нем евреев, улицы его были грязны и узки, дома напоминали жалкие избушки, доступ света и воздуха в эти хижины был крайне ограничен, и запрещение заниматься ремеслами, науками и искусством делало жизнь евреев еще более печальной, обрекая большинство их на самое жалкое существование. В 1861 году было возобновлено запрещение держать христианскую прислугу, причем самые строгие наказания налагались за нарушение именно этого запрещения. Нередко в пределах Папской области происходили насильственные обращения евреев в христианскую религию. Большой резонанс вызвало дело Мортара , когда в 1858 году еврейский ребенок, обращенный прислугой в христианство, был уведен жандармами из дома своих родителей под тем предлогом, что он, как христианин, не должен оставаться в еврейском доме. Лишь со вступлением итальянской армии в папский Рим в 1870 году был положен конец угнетенному положению в нем евреев.
После получения евреями Италии полного равноправия из их среды выдвинулись многие видные политики, ученые, писатели, художники. Почти 20 лет был министром финансов, а в 1910 году стал премьер-министром Л. Луццатти (он был вторым премьер-министром еврейского происхождения в Италии после Сиднея Соннино , ставшего премьер-министром в 1906 году). Получили известность криминолог Ч. Ломброзо , лингвист Г. Асколи , математик Т. Леви-Чивита , художник А. Модильяни , писатель Итало Звево .
После прихода к власти в Италии в 1922 году фашистов положение евреев Италии сначала не ухудшилось, несмотря на то, что некоторые лидеры фашистской партии (в том числе и Б. Муссолини ) утверждали, что «чужаки»-евреи угрожают национальному единству. Многие евреи сами были членами фашистской партии.
Однако после установления тесных связей фашистской Италии с нацистской Германией в конце 1936 года ситуация изменилась. 14 июля 1938 года был опубликован «Расовый манифест» , под которым подписались многие учёные и преподаватели Италии. Составители манифеста декларировали заботу о чистоте итальянской расы и утверждали, что евреи представляют для неё опасность. В том же году был принят « Закон о защите расы » и другие антиеврейские законы, которые вводили различные правовые ограничения для евреев, в том числе запрещали браки между евреями и « арийцами », службу евреев в армии и на флоте, в государственных, муниципальных и общественных учреждениях; евреям было запрещено нанимать «арийских слуг»; еврейское имущество подлежало конфискации. Затем эти ограничения стали еще более жесткими.
Вступление Италии во Вторую мировую войну на стороне Германии с 10 июля 1940 года в отношении к еврейскому населению сначала ничего принципиально не изменило, кроме появления в самой Италии и итальянских зонах оккупации еврейских беженцев , поскольку из усташской Хорватии от угрозы уничтожения бежало множество евреев. Несколько тысяч иностранных и около двухсот итальянских евреев были интернированы , но условия их жизни в лагерях для интернированных были сравнительно терпимыми.
25 июля 1943 года Муссолини был арестован, 3 сентября 1943 года новое итальянское правительство заключило перемирие с США и Великобританией . Сразу же после этого Германия оккупировала Северную и Центральную Италию. 23 сентября 1943 года немцы приступили к массовому уничтожению евреев Италии. Нацисты проводили депортацию евреев в лагеря смерти и уничтожали их в рамках программы «окончательного решения еврейского вопроса» . Из 44 500 евреев, живших в Италии в период её оккупации немцами, 12 000 до конца войны были депортированы в Освенцим .
Многим итальянским евреям удалось скрыться от депортации с помощью итальянского населения, которое, как правило, охотно помогало евреям, несмотря на тяжелые наказания, которым оккупанты подвергали тех, кто прятал евреев. Части итальянских евреев удалось бежать в Швейцарию . Около двух тысяч евреев ушли в партизаны и приняли участие в движении Сопротивления .
К концу войны в Италии оставалось около 29 тысяч итальянских евреев и туда прибыло около 26 тысяч еврейских беженцев из Центральной и Восточной Европы.
В 1967 году в Италию прибыли 8 тысяч евреев из Ливии .
В 1982 году в Италии насчитывалось около 32 тыс. евреев, в основном в Риме, Милане, Флоренции, и Триесте .
В 2000 году еврейское население Италии составляло 32 тысячи человек, из них 15 тыс. жило в Риме и 10 тыс. — в Милане. В современной Италии активно действуют разные еврейские организации, работает система еврейского образования, выходит ряд еврейских периодических изданий. Имеется ряд еврейских музеев, были реставрированы старинные синагоги в Риме и Венеции.