Влахи (цыгане)
- 1 year ago
- 0
- 0
Цыгане на Украине ( укр. Цигани в Україні ) — цыганское этническое меньшинство, проживающее на территории Украины. Общая численность диаспоры (по данным переписи населения 2001 года ) 47 587 человек , большая часть которых проживает в Закарпатской (14 004 человек), Донецкой (4106 человек), Днепропетровской (4067 человек) и Одесской (4035 человек) областях. На Украине, по последним данным , проживает 15 этнических групп цыган, среди которых сэрвы , влахи , кэлдэрары , ловари , крымские цыгане , синти , , , русские цыгане , кишинёвцы , урсары и другие .
По мнению зарубежных специалистов, традиционный кочевой образ жизни делает цыганские общины на Украине лёгкой мишенью для маргинализации, полицейского произвола и ксенофобских проявлений со стороны местного населения (см. ксенофобия на Украине ) . При этом украинская полиция сознательно отслеживает цыган, дежурит у мест их проживания, зная, что у многих из них нет документов; отправляет их в места заключения, где они подвергаются вымогательствам денег за освобождение .
Этноним «цигане» ( укр. цигани ) появился в украинском языке в конце XVI века , его этимология не установлена и является экзонимом . Самоназвание, эндоним большинства европейских групп — рома́ , ро́мы . В современной украинской деловой речи и в официальных документах употребляется этноним «ромы» ( укр. роми ).
Слово цыган считается неприятным, хотя часто используется и самими цыганами. .
Первые упоминания о появлении цыган на территории современной Украины датируются XV веком (в охранной грамоте, выданной великим литовским князем Александром, цыганскому вождю Василию), а их первые поселения были в районе Ужгорода , в Бессарабии и в Крыму . Упоминаются они в саноцких летописях за 1428 и 1436, а также в львовских — за 1428 и 1455 годы. На территорию Украины цыгане попадают из Валахии и Молдовы и в XVI веке они кочевали уже по всей Украине.
Впоследствии в Центральную Украину перемещаются польские цыгане, были вынуждены переезжать из-за введения Сеймом Речи Посполитой законов, о выселении цыган в отдаленные области. Они расселяются в районах, где во времена Богдана Хмельницкого был большой спрос на кузнечный и оружейный промыслы.
Расселившись на разных территориях цыгане образовали несколько этнических групп: цыгане, поселившиеся на Волыни , Полесье и частично на Полтавщине , принадлежат к балтийской группе; влахи , близкие к бессарабским и румынским цыганам, заселили территорию Подолья ; сэрвы (бывшие выходцы из Сербии), самая большая группа цыган, расселились по всей Украине. Впоследствии на Украине поселились и венгерские цыгане.
Польские короли после 1624 года вводят у цыган суд «цыганских королей», которые избирались из среды цыган и получали при назначении королевскую грамоту. Их резиденция находилась в городе Мир Минской губернии . Последними цыганскими королями были ( 1780 год ) и (1788 год) .
Налогообложение цыган осуществлялось пошатрово , оброк уплачивался в Военную казну Малороссии .
Известно об участии цыган в освободительной борьбе украинского народа — В «реестрах всего войска Запорожского» были указаны следующие фамилии казаков: Валько Цыган, Федор Цыганский, Степан Цыганчук, Дмитрий Циганчик.
В 1765 году кочевые цыгане впервые была объявлены вне закона — каждый из цыган должен был выбрать себе постоянное место жительства.
Власти Российской империи также пыталась «осадить» цыган, заставить их поселиться на постоянное место проживания. Чтобы принудить цыган к оседлому образу жизни, Киевская военная комиссия ( XVII век ) предоставляла им летний срок для избрания постоянного места жительства, а по его окончании их считали бродячими и преследовали. Постановления против бродяжничества выходили в 1809, 1811 и 1818 годах.
Согласно указу о «Правилах для поселения цыган» 1800 года оседлые цыгане земледельцы в течение 4 лет освобождались от рекрутской повинности и всех податей. по указу 1818 года им разрешалось вступать в мещанские городские общества.
Появление сел Цыгановка, Цыгане, Каменецкого уезда и Червоноградского уезда, соответственно, в Подольской губернии было вызвано переходом цыган на оседлый образ жизни. В 1836 году было утверждено положение о «поселения коренных цыган в Бессарабии на прежней основе», а в 1839 году вышел закон «О поселении цыган на вольных казенных землях». Согласно последнему закону в Бессарабии 782 семьи получили 9902 десятин земли, основав села Каир и Фараоновка . Однако особых успехов эти меры не дали. В украинской части Российской Империи в году жило примерно 8800 цыган, большинство (5,6 тыс., 64 %) — в степных юго-восточных губерниях.
Одна из крупнейших волн кочевки приходится на первое и второе десятилетия XX века большинство таборов проходило с юга Подолья в Россию и на Слобожанщину.
Во время Второй мировой войны было уничтожено 80 % всего цыганского населения стран Европы. На территории России, Украины и Крыма, по данным директора Варшавского музея борцов гетто Мириам Нович, жертвами геноцида стали 300 тысяч цыган. В ночь на 24 декабря 1941 в Симферополе было расстреляно 800 мужчин, женщин и детей.
8 октября 2004 Верховной Радой Украины принято Постановление «Об отмечании Международного дня Холокоста ромов».
Колонна цыганских кибиток, движущихся
в направлении Львова (20 августа 1941 года) |
Группа цыган в истребительном лагере
Белжец
на границе Украины |
В советское время власти пытались заставить всех цыган жить оседло, активно привлекали к вступлению в колхозы . ВУЦИК РН УССР 23 февраля 1927 года издал постановление о помощи кочующим, изъявившим желание перейти к оседлости. Для выполнения этого постановления была разработана специальная «Инструкция о проведении мероприятий экономического и организационно-административного порядка для помощи перехода кочующих цыганам для оседлой жизни и втягивания их в трудовые процессы», которая предусматривала их привлечение к трудовому процессу, работе в кустарных артелях в сельском хозяйстве, предлагалось давать переселенцам кредиты , наделять их землей из государственных фондов. Такая политика сначала давала результат и в 1920-х годах 81,3 % цыган Украины были уже оседлыми. На свободных землях в 1927 году поселились 500 кочевых семей . Однако насильственная коллективизация начала 1930-х годов, под которую попадали и цыгане, прекратила процесс оседания.
В конце 1920-х годов печатались журналы на цыганском языке «Романи зоря» («Цыганская звезда») и «Небо дром» («Новый путь»), которые в начале 1930-х годов были закрыты.
5 октября 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О привлечении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», запрещающий кочевой образ жизни и приравнивающий его к тунеядству. По законам СССР за «кочевание и паразитический образ жизни» цыган лишали свободы до 5 лет.
Согласно переписи населения 1926 года в УССР проживало 13 000 цыган (в том числе 2 500 оседло); в Крыму — 1300. Всего цыган на украинской территории (по данным на 1926 год) проживало около 20 000 человек.
Динамика численности цыган по данным переписей:
Цыгане проживают во всех регионах Украины, но больше всего их в Закарпатье , и Южной Бессарабии . Почти половина их живёт в городах. В Закарпатье проживают следующие группы цыган: словацкие цыгане (потомки переселенцев начала XX века), кэлдэрары, венгерские цыгане (выходцы из Венгрии), проживающие компактными группами. Наибольшее количество цыган находится в Мукачево (1,4 %), в Виноградовском (0,8 %), Береговском (4,1 %) и Ужгородском (4,1 %) районах Закарпатской области . Русские цыгане (выходцы с юга России в начале XX века), ловари и сервы живут в украинском Полесье. Основными местами компактного проживания являются Прилуки , Нежин , Чернигов и Остёр . Среди цыган Житомирщины больше всего представителей группы ловарей, которые имеют свои компактные поселения в Житомире (район Богуния), селе Тетеревка Житомирского района и в городе Малин . Сервы живут рассеянно небольшими группами среди представителей других этногрупп. Для них характерно проживание в крупных городах Житомирской и Черниговской областей (города Чернигов, Житомир, Коростень , Малин).
Многостраничный отчёт, совместно подготовленный организациями Equal Rights Trust и правозащитным ЛГБТ-центром «Наш мир», указывает, что цыгане на Украине часто подвергаются дискриминации несмотря на то, что они проживали на её территории ещё в XV веке. Многие украинские исследователи обращают внимание, что в последние годы цыгане заняли место самой дискриминируемой группы украинского населения .
Цыгане проживают в общинах с высоким уровнем бедности, плохими условиями жизни, образования и здравоохранения, они систематически встречают трудности при оформлении удостоверений личности и обеспечении долгосрочной трудозанятости. В свою очередь те препятствия, которые осложняют получение идентификационных документов опосредованно затрудняют доступ цыган к государственным системам здравоохранения и образования. Это ещё более усугубляет проблему низкой образованности членов цыганских общин, которая также способствует среди них высокому уровню безработицы .
Отмечается также, что цыгане зрительно очень сильно отличаются от других социальных групп населения Украины за счёт своего внешнего вида и яркой одежды. Из-за этого они часто становятся жертвами проявлений ксенофобии и преступлений на почве ненависти . При этом в настроениях украинского населения доминируют сильные общественные предрассудки, направленные против цыган, а данные за 2013 год свидетельствуют о высоком уровне социальной нетерпимости. Полиция повсеместно рассматривает цыган как потенциальных преступников и фактически усиливает такое их восприятие остальным населением. Начиная с 1990-х годов зарегистрированы сотни случаев жестокости и беззакония украинских полицейских по отношению к цыганам. Уязвимое положение цыганских общин позволяет украинской полиции систематически вымогать с них деньги, безнаказанно применять насилие и игнорировать их жалобы на беспредел. В ущемлении прав цыган также принимают участие многие органы гражданской администрации (см. коррупция на Украине ). Результатом этих обстоятельств стало формирование высокого уровня недоверия среди украинских цыган к государственным институтам Украины: полиции, системам образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. п.
Согласно отчёту ОБСЕ 2000 года, на Украине отмечались случаи насилия в отношении цыган со стороны скинхедов .
В апреле 2018 года в день рождения Адольфа Гитлера члены неонацистской С14 сожгли ромские шатры в поселении в окрестностях Киева и преследовали женщин и детей используя камни и газовые баллончики, после чего скрылись. Аналогичные нападения в окрестностях Львова в 2018 году привели к смерти одного человека и ранениям нескольких ромов, включая детей . Ромы на Украине, как сообщали эксперты Human Rights Watch , часто подвергаются насилию, однако эти преступления не расследуются. Один из примеров — убийство общественного активиста Николая Каспицкого, лидера ромской общины Харькова, в 2017 году. Это дело закрывалось четыре раза, что трактуется как саботаж со стороны полиции .
Новые погромы прошли в 2019 и в 2020 годах. Реакция полиции на эти атаки была спорадической, иногда производились аресты нападавших, а иногда к ним относились индиффирентно. Один судья в Одессе трактовал акт этнической чистки в Лощиновке как «проявление прямой демократии». Такой подход способствовал расширению и эскалации конфликтов с цыганами и росту варварства .
В 2021 году в англоязычной прессе появились публикации о преследовании ромов в Украине, в которых отмечалось, что местная полиция знает об эксцессах против этих людей, однако не вмешивается. Также допускались марши националистов из объединения С14 под лозунгами ненависти к ромам, которые трактовались полицией как «мирное шествие» .
Во время вторжения России на Украину в 2022 году на Западной Украине отмечались случаи насилия в отношении цыганских беженцев (в частности, во Львове их привязывали к столбам и обливали зелёнкой якобы за карманные кражи и попрошайничество) и в приграничных странах .