Прудины (Великолукский район)
- 1 year ago
- 0
- 0
Уди́ны (самоназвание уди́ , множ. число удийо́х ) — один из древнейших народов Восточного Кавказа . Историческое место проживания — территория современного Азербайджана . В настоящее время живут также в России , Украине , Казахстане , Грузии , Армении , и в других странах. Общая численность — около 10 000 человек.
Удины говорят на удинском языке . Распространены также азербайджанский , русский , грузинский и частично армянский языки .
Вероисповедание — христианское (православие и Армянская Апостольская церковь ) . Удины Азербайджана, России и Грузии придерживаются православных обрядов .
Удины, как и другие народности лезгинской группы , как по языку, так и в этнокультурном отношении близки народам Дагестана . Предки этих народностей исторически входили в состав многоплемённого государственного объединения Кавказская Албания , и были известны под общим именем леков или албанцев .
Удины испокон веков известны под названием «уди» (ути). Удины являются потомками одного из племён Кавказской Албании и являются прямыми продолжателями лингвистической традиции Кавказской Албании .
Удинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы языков (восточно-кавказской) семье языков, делится на два диалекта — ниджский и огузский (варташенский) . Удинский язык используется только в быту. В качестве официального языка удины используют язык той страны, в которой проживают: в Азербайджане — азербайджанский , в России русский , в Армении армянский , в Казахстане русский и казахский, в Грузии грузинский и т. д. Большинство удин двуязычны, нередко триязычны.
В современном словаре [ прояснить ] удинского языка заимствования из азербайджанского , который широко распространён среди удин, составляют 37,6 % .
Как считают большинство специалистов, удинский язык в прошлом был одним из распространённых языков Кавказской Албании , на основе которого в V веке Месроп Маштоц создал албанскую письменность , заложив основы литературного языка удин .
Удинский язык имеет два диалекта: ниджский и варташенский (варташенско-октемберянский). Ниджский диалект имеет свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы — нижние, промежуточные и верхние. Существует версия, что эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовавшими разным группам удин из Таузского района , села Кырзан и Нагорного Карабаха, сёл Сейсулла и Гасанкала , переселившихся в Нидж и Огуз . В составе варташенского диалекта выделяются 2 говора — собственно варташенский и октомберийский.
Первоначально языком письменности и богослужения в Албании являлся армянский . Созданный в V веке Месропом Маштоцем албанский алфавит представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нём велась церковная служба . Однако впоследствии в силу исторических причин албанская письменность перестала использоваться и постепенно исчезла.
Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой « Истории » (V в. до н. э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г. до н. э.), автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в. до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании . Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» римского автора Плиния (I в. до н. э.). Некоторые сведения об удинах имеются у Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и многих других античных авторов. Начиная с V века н. э. об удинах часто упоминают армянские источники , среди которых более обширные сведения имеются в «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каганкатваци .
Плиний Старший. (I в. н. э.) именует удин скифами и отмечает также так называемых утидорсов ( аорсы - сарматы , видимо, смешанное племя). Как пишет И. Кузнецов: «В связи с этим вероятен дрейф этнонима или более сложные этногенетические процессы (например, оседание какого-либо ираноязычного или, что менее вероятно, угро-финского народа и восприятие им языка местного кавказского населения)» .
Удины были одним из племён создателей Кавказской Албании и являлись одним из главенствующих албанских племён .
Не случайно обе столицы, Кабала и Барда (Партав), находились на землях исторического проживания удин. В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях, от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры .
Одна из областей Кавказской Албании, которую заселяли удины , одноимённо называлась Ути (Утик ). В VI — VII веках Утик был уже значительно арменизирован .
После завоевания арабами Кавказской Албании начался активный процесс мусульманизации удин и сокращения их численности .
Западные удины покинули [ когда? ] несколько сёл на границе Нагорного Карабаха и Утика и поселились в селе Нидж . Согласно мнению известного лингвиста и исследователя удинского языка В. Шульце, это было связано с начавшимся заселением региона армянами . Однако известно, что наряду с удинами, из Нагорного Карабаха и Утика в Нидж и близлежащие сёла так же переселяются [ когда? ] большое число армян .
В XI веке, с началом миграции в регион тюрок-огузов удины подверглись тюркизации .
В результате, при отсутствии собственной государственности большая часть албанских племён ассимилировалась среди армян и тюрок. Сохранившие христианскую самоидентификацию удины остались в духовном единстве с армянами в едином для них Алванском католикосате ААЦ, языком богослужения которого был армянский . Приняв армянскую веру , часть удин, владевших как родным, так и армянским языком, со временем перешли полностью на армянский и стали осознавать себя армянами .
Дэвид Лэйтин и Рональд Суни , отмечают, что многие из албан, приняв христианство, со временем стали считать себя армянами, а другая часть, приняв ислам, позже слилась с азербайджанцами .
Ещё в недавнем прошлом удины жили в сёлах Мирзабейли , Солтан Нуха , Джоурлу, Мыхлыкувах , Баян , Варданлы , Кирзан , Малых, Енгикенд и др., однако ныне они ассимилировались с азербайджанцами : «основная масса удин, как и большинство остального аборигенного населения Азербайджана, вошла в состав азербайджанского народа» .
Согласно переписи 1897 года в Закавказье проживало около 7000 удин , а уже по переписи 1926 года — 2500 .
В 1959 году в Закавказье проживало 3200 удин .
В настоящее время единственными местами компактного проживания удин являются село Нидж в Азербайджане и село Зинобиани (переселенцы из Варташена в 1922 году) в Грузии. До Карабахского конфликта компактным местом проживания удин в Азербайджане являлось также и село Варташен , с населением около 3000 удин. В 1989 году в результате действий местной администрации в лице членов партии " Народный фронт Азербайджана " удины Варташена были изгнаны из страны. Изгнание стало частью разразившегося армяно-азербайджанского карабахского конфликта. Удины носящие армянские имена и относящиеся к пастве армянской церкви, рассматривались как армяне, а следовательно, их постигла та же участь, что и других армян в Азербайджане. На сегодняшний в Варташене осталось незначительное количество удин . В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось 74 удина.
Как отмечает В. Шульце к удинам издавна проявляли интерес историки и лингвисты. Однако начиная с 1992 года, официально поддерживаемое азербайджанскими властями «возрождение» удин, продиктовано предположением о том, что удины представляет собой последние остатки автохтонного сегмента населения Азербайджана, который ассоциируется с одной из этнических групп Древней Кавказской Албании, и как утверждается живший в Карабахском регионе "задолго до" иммиграции армян и постепенной арменизации его коренных жителей. Эта взаимосвязь используется для подтверждения тезисов Азербайджана, о том, что Карабах был занят армянами в значительно позднее время, а не населён ими постоянно. Таким образом официальная "забота" об удинах тесно связана с "использованием" их в качестве главного свидетеля неармянской истории Нагорного Карабаха .
Начиная с эпохи христианизации Албании, удины принадлежали Албанской церкви , которая была в каноническом единстве с Армянской апостольской церковью и предстоятель Албанской церкви рукополагался армянским католикосом . Как и ААЦ, Албанская церковь не признала Халкидонского собора , сохранив миафизитское богословие.
В конце VI века Албанская церковь, в связи с порабощением Армении византийцами , провозгласила автокефалию . Первым независимым католикосом Албанской церкви стал Аббас . При этом каноническое и вероучительное единство двух церквей сохранилось, почему Албанская церковь была в семье нехалкидонских Древневосточных православных церквей .
В 704—705 гг., после неудачной попытки албанского католикоса Нерсеса Бакура перейти в халкидонитство, церковь Албании потеряла автокефалию и вошла в состав армянской, Албанская церковь превратилась в автономный католикосат Армянской церкви
После принятия христианства удины, как и другие христианские народы, сохранили некоторые свои прежние ритуалы, обычаи и традиции и сочетали их с новой религией. Например, сохранился обычай держать в домашнем очаге негасимый огонь, что говорит о пережитках зороастризма . Свои молитвы удины-христиане нередко обращают к Луне .
Из всех христианских албанских племён, прежнюю этническую самоидентификацию сохранили только удины, по-прежнему вместе с армянами составляя единую паству Албанского католикосата . Армянский язык был языком богослужения и письменным языком удин .
С XI века, в период относительного политического могущества Грузии , на её расширившейся территории среди удин начинается активный прозелитизм со стороны Грузинской православной церкви , в результате чего некоторая часть удин перешла в ГПЦ, соответственно приняв греческую форму Православия .
Со вхождением территорий бывшей Кавказской Албании в состав Российской империи , автономный Албанский католикосат Армянской церкви (с престолом в исторически армянонаселённом Нагорном Карабахе, в монастыре Гандзасар ) просуществовал до конца XIX века и был преобразован в митрополию ААЦ. Все приходы Албанского католикосата, в том числе и удинские были подчинены ААЦ.
Сегодня удины, проживающие на канонической территории Армянской церкви (в Армении и Нагорном Карабахе), являются верующими ААЦ. Удины Азербайджана, где по политическим причинам невозможна деятельность Армянской церкви, живут обособленной этно-религиозной группой, периодически контактирующей с Русской православной церковью , которая имеет в Азербайджане свою епархию .
28 мая 2003 года в Азербайджане была создана албано-удинская христианская община , председателем которой стал Роберт Мобили .
В 2006 году епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) сообщил, что в удинских храмах будет совершаться православное богослужение, а священники для них готовятся в российских духовных учебных заведениях .
В 2010 году была зарегистрирована удинская христианская община Огуза .
Удины России являются последователями Русской православной церкви .
Связь с азербайджанской культурой сказывается на всех сторонах жизни удин. Как отмечал А. А. Шифнер в середине XIX века «татарский» (азербайджанский) язык был основным в общении удинов .
Удины и азербайджанцы , несмотря на различия в религии, почитали одни и те же древние святилища (оджаги, пиры ). Обряд изгнания злого духа рожениц удин и азербайджанцев совпадал. Во время своих полухристианских-полуязыческих праздников (например, Вардавар ) удины пели песни на азербайджанском языке . Наименования кварталов — концов ( мехелле ), на которые делится селение Нидж , почти все азербайджанские (Гаджибейли, Дарабаг, Дарамахля, Везирли, Феримли, Малбель, Агдалякли, Меликли, Фалчялы, Манчилы, Далякли, Чирамахля и Абдаллы) .
Этнограф Гамаршах Джавадов в своей монографии про удин (1996-1999) отмечает десятки случаев межнациональных браков между азербайджанцами и удинами .
Жилые дома удин относятся к «нухинскому» типу, который распространён и среди азербайджанцев Габалинского, Огузского, Шекинского районов, т. е. в регионе исторического обитания удин .
В конце XIX века были проведены антропологические исследования среди 150 удин, проживавших в селениях Варташен и Нидж. При описании физического типа удин было отмечено хорошее развитие костной и мышечной систем, а также светлый цвет кожи и карие глаза. Развитие волос на теле характеризуется как обильное, зубы средней величины, без наклона резцов. Зубы, несмотря на раннее стирание резцов, у удин здоровые. Проводивший эти исследования А.Арутинов давал следующую характеристику антропологическому типу удин:
Резюмируя всё сказанное, можно признать, что удины имеют довольно высокую голову с узким лбом, резко переходящим в широкое темя и с уплощённым затылком, т. е. все типические черты резкой брахицефалии. Этому соответствует и головной указатель, выражающийся довольно высокой цифрой — 86,85. Среди измеренных удин совершенно отсутствуют долихоцефалы и субдолихоцефалы; мезоцефалы составляют 1,7 %. а. остальные 98,З % падают на брахицефалов, из которых 18,9 % — суббрахицефалы, a 79,4 %—брахицефалы .
Русский антрополог Иван Пантюхов включал удин в одну антропологическую группу с курдами, азербайджанцами, татами и карапапахами .
Наиболее достоверные ранние сведения о численности удин относятся к последней четверти XX в.: в 1880 г. — 10 тыс. В конце XIX столетия — 8 тыс. В 1910 г. было около 5900 удин. В 1897 г. удин насчитывалась около 4 тыс.; перепись 1926 г. зафиксировала 2500, а перепись 1959 г. — 3700 , в 1979 г. 7000 удин. В 1989 г. удин было в мире 8652.
Число удин в Азербайджане по переписям населения.
год | 1896 г. | 1926 г. | 1959 г. | 1970 г. | 1979 г. | 1989 г. | 1999 г. | 2009 г. |
удин | 7856 | 2441 | 3202 | 5491 | 5839 | 6120 | 4152 | 3800 |
По переписи 2002 года в России 3721 житель идентифицировал себя как удин. Из них горожан 2078 человек (1114 мужчины и 964 женщины), 1643 сельских жителя (829 мужчин и 814 женщин). Больше всего удин (1573 человека) было зарегистрировано в Ростовской области . По переписи 2010 года число удин в России увеличилось на 546 человек и составило 4267 человек.
The Udis are Christians (Orthodox and Armeno-Gregorian), although they continue to observe many pagan practicies.
Подобно тому как в Армении языком письменности много веков был не армянский, а арамейско-иранский или греческий, а с введением христианства богослужение долгое время велось по-сирийски, так и в Алвании первое время языком письменности и богослужения мог, конечно, быть только армянский : вспомним, что в Алвании (как и много позже в родственном Дагестане) ещё не было не только собственной системы письма, но даже и общего языка-койнэ, а христианство сюда было введено из Армении.
The conversion to the Armenian tradition of monophysitism later affected especially the Aluan-Udi population in Mountain Karabakh and was coupled with the settlement of Armenian speakers. As a result, a number of Western Udi speakers migrated to the northeast and settled in the region of Nizh where their language underwent important changes under the influence of Eastern Udi.
If the boundary between us and them were not maintained, modern nationalists worry, our ethnic group would disappear (as many did), assimilating into other nearby ethnicities. This is, indeed, what happened to the ancient Caucasian Albanians, many of whom adopted Armenian Christianity, eventually identifying with Armenians, while others adopted Islam and eventually merged with Azerbaijanis.
«Относительно рукоположения католикосов Алуанка мы также приняли следующий канон: так как с недавнего времени наши католикосы в сан свой возводились [рукополагались] нашими епископами и, поскольку ныне они проявили неопытность и неблагоразумие, вследствие чего наша страна впала в ересь, то по причине этой мы [ныне] обязуемся перед Богом и перед тобой, hайрапетом, что рукоположение в католикосы Алуанка должно совершаться через престол святого Григора , с нашего согласия, как оно и было со времён святого Григора , ибо оттуда мы получили просвещение своё. И знаем мы твёрдо, что тот, кого вы изберёте, будет угодным и Богу, и нам. И никто да не посмеет нарушить это условие и предпринять что-либо иное. А если всё-таки [кто-то сделает иначе], будет это недействительным и тщетным, а рукоположение — неприемлемым. Итак, все, кто из страха Божьего будет придерживаться этих канонов, да будут они благословенны Святой Троицей и всеми православными рабами Божьими. А если кто воспротивится и отступит от этой истины, то пусть сам держит ответ перед Богом, кто бы он ни был.»
Неудачная попытка перейти в халкидонитство была предпринята при агванском католикосе Нерсесе Бакуре (688—704 гг.), после низложения которого Албанская церковь потеряла автокефалию и вошла в состав Армянской (агванский католикос рукополагался армянским).