Interested Article - Иман

Ислам
Столпы ислама
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Има́н ( араб. إيمان ‎ [Ӣма̄н] — букв. « вера ») — вера в истинность ислама ; вера в Аллаха , ангелов , Священные Писания , пророков , Судный день , в воздаяние за добро и зло .

Понятие

Понятие имана является одним из ключевых и спорных в исламе. Термин иман в значении веры употребляется в Коране более сорока раз. Из-за неопределенности Корана в этом вопросе, начиная с VIII в. понятие «вера» стало предметом дискуссий и расхождений между различными богословскими и религиозно-правовыми школами ( мазхабами ). Основные споры шли вокруг сущности «веры» и её составных элементов.

Исламские богословы выделяли три основных элемента имана:

  • словесное признание (кауль) истинности Аллаха, его священных Писаний и посланников ( расуль );
  • внутреннее согласие, осознание сердцем истинности Всевышнего Аллаха;
  • добрые дела, исполнение предписаний ислама и религиозных обязанностей .

Так, мурджииты сводили веру к словесному признанию, отодвигая на второй план действия человека. В противоположность им, хариджиты рассматривали веру как исполнение всех религиозных обязанностей. Мутазилиты ( Абдул-Джаббар ) ставили знак равенства между верой (иман) и религией ( дин ). Они выдвигали на первый план послушание (таат) религиозному закону и рассматривали действия человека как доказательства веры .

Ханбалиты ( Ахмад ибн Ханбал ) толковали веру как словесное признание истинности Аллаха, добрые дела, следование сунне пророка Мухаммада, и добродетельные намерения ( ният ). Большинство традиционалистов ( асхаб аль-хадис ) признавали все три элемента веры. Имам Абуль-Хасан аль-Ашари также признавал три элемента, однако он рассматривал осознание сердцем истинности Аллаха как «корень» (асль) веры, а словесное исповедание и действия в соответствии с сунной — как её «ветви» (фуру). Традиционалисты включали в число «ветвей» все акты повиновения (джами ат-таат), обязательные и добровольные, избежание грехов , причинения страданий и т. д.

Признание сердцем истинности Аллаха толковалось традиционалистами как вера в Писания Аллаха , его ангелов и посланников , в предопределение и божественные атрибуты , в Судный день и лицезрение Аллаха .

Современные суннитские и близкие к ним имамитские богословы подразделяют веру на три вида:

  • вера на основе традиции;
  • вера на основе знания;
  • вера как внутренняя убежденность .

Исмаилиты делят веру на «внешнюю» ( ) — словесное признание и «внутреннюю» ( батин ) — убежденность в сердце .

Уменьшение и увеличение веры

В зависимости от понимания сущности веры мусульманские богословы и правоведы ( факихи ) по-разному решали вопрос о степени веры и возможности её увеличения или уменьшения. Так, например, мутазилиты признавали все виды повиновения частью веры или самой верой и в соответствии с этим допускали её увеличение или уменьшение. Мурджииты и каррамиты , сводя веру только к словесному признанию, отстаивали неизменность веры и равенство всех в вере .

Столпы имана

Согласно хадису Джибриля , иман состоит из шести столпов:

См. также

Примечания

  1. , с. 100.
  2. Об увеличении веры неоднократно говорится в Коране ( ; ; и т. д.).
  3. , . Хадис о Джабраиле // Мировоззрение ислама. — М. : Ладомир, 2014. — С. 52—57. — 640 с.

Литература

  • Ализаде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  • Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. ISBN 978-5-222-15934-7 .
  • Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М. : Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-8183-1080-0 .
  • Прозоров С. М. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 100. — 315 с. — 50 000 экз. ISBN 5-02-016941-2 .
Источник —

Same as Иман