Interested Article - Важа-Пшавела
- 2021-03-28
- 2
Ва́жа-Пшаве́ла ( груз. ვაჟა-ფშაველა «сын из пшавов », псевдоним Луки Павловича Разикашви́ли ( груз. ლუკა პავლეს ძე რაზიკაშვილი ); 14 [26] июля 1861 , селение Чаргали — 27 июня [ 10 июля ] 1915 , Тбилиси ) — грузинский писатель и поэт XIX века , признанный классик грузинской литературы, старший брат Бачаны и Тедо Разикашвили (1869—1922).
Происхождение
Согласно легенде, подтверждаемой Павлом Разикашвили, отцом писателя, среди основоположников их рода были мохевцы . По мнению большинства исследователей, предок Важи был изгнан из своей деревни за какую-то провинность. Дальний предок Важи, Имеда, был близок к царю Ираклию II ; кроме того, его имя упоминалось судьёй из Пшави на заседании 6 июля 1750 года . Предполагают, что фамилия Разикашвили появилась в 40-50-х годах XIX века — впервые она встречается в церковных записях 1850 года . Первый представитель фамилии, Имеда Разикашвили, был прославленным воином и отличался храбростью. Один из его сыновей, Беро, считался защитником деревни, но был крайне гордым: известно, что он отрезал правую руку у некоего Пилашвили только за то, что тот дотронулся до платья его жены. Одним из детей Беро был отец Важи, Павел Разикашвили. [ источник не указан 2969 дней ]
Биография
Лука Разикашвили родился 14 (26) июля 1861 года в деревне Чаргали (Восточная Грузия), в семье священника . Воспитывался среди горцев: пшавов и хевсуров .
Когда мальчику исполнилось десять лет, родители отдали его в Телавское духовное училище . В шестнадцать лет юноша стал учиться в двухклассном гражданском училище при Тифлисском учительском институте.
В 1879 году Лука поступил в учительскую семинарию города Гори , где сблизился с кружком грузинских народников , руководителем которого был Михаил Кипиани . Однако вскоре он порывает связь с народниками из-за несоответствия идей кружка и его собственных. По окончании семинарии Л. Разикашвили был назначен учителем в Эрцо , но по прошествии короткого времени он был вынужден оставить службу из-за доноса. В течение последующих лет жизни обычным занятием для него стало земледелие; нередко ему приходилось пасти овец в горах .
Первые литературные опыты будущего классика грузинской литературы Важи-Пшавелы (такой псевдоним выбрал Л. П. Разикашвили) состоялись в 1881 году .
В 1883 году Важа уехал в Петербург , чтобы получить высшее образование, однако у него, как у окончившего семинарию, не было права на зачисление в университет. Поэтому поэт стал вольнослушателем юридического факультета , но в 1884 году из-за материальных затруднений он был вынужден вернуться на родину.
После возвращения из Петербурга писатель пытался поступить на государственную службу, однако в конце концов стал учителем в семье князя Амилахвари . В Отарашени Важа влюбился в молодую вдову Екатерину Небиеридзе и вскоре женился на ней. С 1896 года Важа-Пшавела служил учителем в селе (недалеко от Манглиси ).
В апреле 1915 года писатель приехал в Тифлис для лечения, но в июне он умер вследствие тяжёлого воспаления лёгких .
Был похоронен в Тифлисе на кладбище Дидубе (ныне — Пантеон писателей и общественных деятелей Грузии ) . Впоследствии, в 1935 году, прах писателя был перенесён в Пантеон Мтацминда .
Творчество
В своих лучших эпических произведениях Важа-Пшавела ставил проблемы взаимоотношения человека и общества, человека и природы; решал проблемы любви и долга перед народом...
Как певец родной природы Важа-Пшавела не имеет себе равных в грузинской поэзии. Пейзаж его полон движения и внутренних конфликтов. Язык насыщен всеми богатствами народного языка, и вместе с тем это безукоризненно точный литературный язык
.
Начало литературной деятельности Важи-Пшавелы относится к 1881 году . Основной мотив его творчества — социально- этнографический : живя обыденной жизнью и традициями горцев, Важа-Пшавела в своих поэмах воспроизводил характерные черты их быта, разнообразные обычаи (например, цацлоба ), идейные устремления (« », « » и другие произведения) .
При этом Важа-Пшавела наиболее рельефно отразил назревающую коллизию между новым и старым укладом, между добивающейся самостоятельности отдельной личностью и общинной «правдой». Его творчеству свойственно одухотворение природы, резко выраженный антропоморфизм . Антропоморфические образы поэта даны в тонах самобытной реалистической символики, далёкой от абстрактно - метафизических построений .
Творчество поэта, сознающего своё бессилие в настоящем, проникнуто романтической меланхолией . Кроме того, оно касается проблемы зависимости проявления личных дарований от социальной среды (образ из поэмы «Гвелис Мчамели» (« », «Змееед»)) .
Художественные произведения Важи-Пшавелы написаны на литературном грузинском языке, но в его поэмах и стихотворениях сохранён местный диалект и возвышенный лирический тон, свойственный народной поэзии пшавов и хевсуров .
Творческое наследие одного из классиков грузинской литературы Важи-Пшавелы представлено тридцатью шестью поэмами, а также стихотворениями (около четырёхсот), пьесами, рассказами и статьями . Лейтмотивом творчества В. Пшавелы стали испытания, выпавшие на долю Грузии. В одном из своих самых известных стихов Важа сравнил Грузию с раненым орлом.
Его поэзия переводилась на русский язык Борисом Пастернаком , Мариной Цветаевой , Осипом Мандельштамом , Николаем Заболоцким . Современные режиссёры ставят спектакли и снимают художественные фильмы по его произведениям.
Сочинения
- Поэмы
- «Гоготур и Апшина» ( 1886 ) — переводы и
- «Рассказ старика» ( 1886 )
- «Алуда Кетелаури» ( 1888 )
- «Бахтриони» ( 1892 )
- « Гость и хозяин » ( 1893 )
- «3мееед» ( 1901 )
- «Этери» —
- Избранные стихотворения
- Пьесы
- «Отверженный» ( 1894 )
Издания произведений
- на русском языке (переводы)
- Важа-Пшавела. Избранные сочинения. — Тбилиси , 1939. — 500 с.
- Важа-Пшавела. Поэмы. — М. , 1947.
- Важа-Пшавела. Стихотворения и поэмы. — 2-е издание. — Л. , 1947.
- Важа-Пшавела. Сочинения. — М. , 1958. — Т. 1—2.
- Важа-Пшавела. Избранные произведения. — Тбилиси , 1961. — Т. 1—2.
Экранизации произведений
- Свадьба соек (мультфильм), 1957 — по одноимённому рассказу
- (мультфильм), 1962 — по мотивам одноименной поэмы
- Мольба (фильм) , 1967 — по мотивам поэм «Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин»
- Юбилей соловья (мультфильм), 1978 — по рассказу «Певцы природы»
- Как доброго молодца женили 1983 — по поэме «Повесть о Иване Которашвили»
- Свадьба соек (фильм) , 1984 — по мотивам ряда рассказов
Память
В Тбилиси в честь Важи-Пшавелы названа одна из станций Сабурталинской линии Тбилисского метрополитена — станция «Важа-Пшавела» — и в городском районе Сабуртало .
Именем поэта названа улица Важа-Пшавела в г. Назрань Республики Ингушетия .
Примечания
- ↑ ВАЖА ПШАВЕЛА // — М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
- Важа Пшавела // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- Важа Пшавела // / Гл. ред. А.М. Прохоров . — М. : Сов. энциклопедия, 1986. — С. . — 1600 с. — 2 500 000 экз. — ISBN ИБ№115.
- ↑ Важа Пшавела / Гацерелиа А. К. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Гиги Хорнаули. ჯიშჩამომავლოა (Происхождение) // Жизнь Важи-Пшавелы = ვაჟა-ფშაველას ცხოვრება. — Издание 3-е, дополненое. — Тбилиси: Национальные писатели, 2008. — С. 12—23. — 500 с. — ISBN 978-9941-0-1004-0 . (груз.)
- ↑ Тавзарашвили Г. // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 2 / Отв. ред. Фриче В. М. ; Отв. секретарь Бескин О. М . — [ Б. м. ] : Изд-во Ком. Акад., 1929. — Стб. 71—72. — 768 стб. : ил.
- . ГРАМОТА.РУ. — «Важа Пшавела, Важи Пшавелы». Дата обращения: 22 октября 2012. 21 октября 2012 года.
- Анастасия Шрайбер. . Sputnik-Georgia (24 января 2017). Дата обращения: 4 июня 2023. 4 июня 2023 года.
- Гацерелиа А. К. . // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1962. — Т. 1. Аарне — Гаврилов. — Стб. 823—824.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Литература
- В статье использован текст , перешедший в общественное достояние .
- Дореволюционная
- Лебедева В. // «Вестник иностранной литературы». — 1899. — № 3 .
- Надирадзе И. // Сборник, посвящённый А. Н. Веселовскому. — М. , 1914.
- Хаханов А. С. // Газета «Курьер».
- Leist A. Georgische Dichter (нем.) . — Dresden — Lpz., 1900. (нем.)
- Хаханов А. История грузинской словесности, вып. IV. — М. , 1907.
- Советская
- Мандельштам О. Кое-что о грузинском искусстве. — М. , 1922. — № 2 .
- Капанели К. Грузинская литература. — Тифлис , 1926.
- Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .
- Лундберг Е. , Гогоберидзе Е. Важа-Пшавела. — 3-е издание. — Тбилиси , 1959.
- Гольцев В. Грузинские писатели XIX в. // Статьи и очерки. — М. , 1958.
- Барамидзе А., Радиан Ш., Жгенти В. . — М. , 1958.
- Джибладзе Г. Важа-Пшавела (1861—1915). — Тбилиси , 1961.
- Натадзе Н. Важа Пшавела. — Тбилиси , 1966.
- Барамидзе А. Г., Гамезардашвили Д. М. Грузинская литература. — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1968. — 80 с. — 7000 экз.
- Washa-Pschawela und der Realismus (нем.) . — Wissenschaftliche Zeitschrift / Friedrich-Schiller-Universität Jena, Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe, 1973.
Ссылки
- (подборка документов и фотографий)
- 2021-03-28
- 2