Юсуф Хамадани
- 1 year ago
- 0
- 0
Накшбанди́я ( перс. نقشبندیه , араб. الطريقة النقشبندية ) — суфийское братство ( тарикат ), появившееся в государстве Тимуридов в конце XIV века и получившее свое название от имени шейха Бахауддина Накшбанди из Бухары (ум. в 1389). Линия наследственного лидерства, основанная на родословной основателя ордена Бахауддина Накшбанда и его дочери Захры, идет через Хазратов Ишаанов.
Бахауддин Накшбанд реформировал теорию и практику тариката Хваджаган , дополнив его некоторыми моментами, заимствованными у тариката Ясавия . Накшбандия — одно из 12-ти материнских братств суннитского толка. Цепь духовной преемственности тариката ( силсила ) восходит как к Абу Бакру ас-Сиддику , так и к Али ибн Абу Талибу .
Бахауддин Накшбанди родился в 1318 году в селении Каср-и-Арифан, близ Бухары . С детских лет он воспитывался в духе суфизма. В то время это была территория Чагатайского улуса . Первым его учителем был суфийский шейх Хаджи Мухаммад Баба Саммаси (ум. в 1339), принадлежащий тарикату хваджаган . Перед своей смертью он поручил Амиру Кулалу взять Бахауддина своим учеником и ввести его в дервишский орден хваджаган. С самостоятельной проповедью Бахауддин выступил уже после смерти своего учителя в эпоху правления Тамерлана .
Среди духовных учителей Бахауддина Накшбанди назван также Абду-ль-Халик аль-Гидждувани (ум. в 1199), который явился Бахауддину во сне и сказал о том, чтобы он предпочел тихий ( хафи ) зикр — громкому ( джахри ), а также ясавитские шейхи Халил Ата и Касим Шейх. Таким образом, Бахауддин Накшбанди возродил традиции и воззрения аль-Гидждувани, соединив их с учением ясавитов .
Бахауддин Накшбанди отверг практику громких зикров, уединений ( хальва ), странствий дервишей, публичных собраний с музыкой и песнями ( сама ). По его мнению, стремление к Богу должно выполняться посредством тихих зикров, в том числе и коллективных. Он считал, что благодать не передается от тарикатского шейха, а даруется суфию Богом. Бахауддин Накшбанди проповедовал идеи добровольной бедности и отказа от материального накопительства. Он придавал особое значение состоянию духовной близости ученика с учителем ( рабита ) .
Будучи строгим приверженцем ханафитского мазхаба , он требовал строгого соблюдения всех шариатских предписаний и неукоснительного следования сунне пророка Мухаммеда и его сподвижников .
Основу учения ордена Накшбандия составляют 11 принципов. Первые 3 принципа сформулированы Бахауддином Накшбанди, а остальные Абдул-Халиком аль-Гидждувани:
Мировоззрение тариката представляет собой соединение и адаптацию «умеренного» городского мистицизма, отражённого в доктринах Абду-ль-Халика аль-Гидждувани, и кочевого «тюркского» — Ахмада аль-Ясави . В вопросе отношения к властям, накшбандийский тарикат остается единственным братством, которое считает обязательным вступать в контакт с властями для того, чтобы влиять на их политику в отношении народных масс .
Путь ( сулюк ) накшбандийцев состоит из десяти стоянок ( макам ). Другой составной частью обучения накшбандийцев является личное общение между учителем и учеником ( сухба ). Наконец, тесная связь между наставником и учеником раскрывается в практике концентрации помыслов каждого на мысленном образе друг друга ( таваджжух ). Таваджжух создает духовный контакт и духовное единство учителя и ученика. Метод психофизических тренировок тариката сосредоточен на духовном очищении и воспитании сердца (победа над нафсом ).
В тарикате не существует единого центра, однако Мавзолей Бахауддина Накшбанда в Бухаре ( Узбекистан ) считается местом посещения для всех членов тариката. Впервые он был возведен над его могилой в 1544 году уже при Шейбанидах . В силу специфики тариката (отказ от аскетизма ) члены братства необязательно должны жить в обители .
Основной частью практики является тихий зикр ( хафи ). Накшбандийцы считают, что тихому зикру пророк Мухаммад обучил Абу Бакра во время их пребывания в пещере. Инициация происходит после прохождения трехмесячного периода проверки. В день посвящения мюрид дает клятву верности ( байа ) шейху, после чего получает разъяснение тихого зикра тариката, формулу своего личного тихого зикра и набор молитв в определённом порядке их чтения ( вирд ) .
Тихий зикр совершается в обязательной позе ( джалса ) — сидя, скрестив ноги ( мурабба ). Он строится на чередовании задержек дыхания, вдохов и выдохов в определённом ритме. Коллективный зикр совершается раз в неделю под руководством шейха. Каждый день член тариката обязан читать свою молитву .
Некоторые ветви тариката имеют эмблему — контур сердца с вписанным в него словом «Аллах». Мюриды носят невысокий войлочный колпак ( кулах ) белого цвета .
Начиная с XV века накшбандийский тарикат постепенно превратился в самое распространенное духовное братство (после кадирийского тариката), функционировавшее в Туркестане , Индии , Анатолии , Балканских странах , а также в Аравии, на Восточном Кавказе и Поволжье .
Духовными преемниками Бахауддина Накшбанди стали Мухаммад Парса (ум. в 1419), Алауддин Аттар (ум. в 1400) и Ходжа Ахрар (ум. в 1490) . Они распространили этот тарикат в Мавераннахре и завершили процесс исламизации народов этого региона, киргизских родов и казахских племенных объединений, а также населения Восточного Туркестана ( Синьцзяна ). Городское по своей социальной базе братство, начало распространяться среди кочевых тюркских племён .
При Ходже Ахраре тарикат достиг пика своего политического и экономического влияния. Опираясь на поддержку торговых и землевладельческих кругов, Ахрар активно и умело вмешивался в междоусобицы Тимуридов и в течение сорока лет был фактическим правителем всего региона. Девиз Ахрара — «Чтобы исполнять свою духовную миссию в мире, необходимо пользоваться политической властью» — определил всю дальнейшую социально-политическую активность тариката.
В 1500 году Шейбаниды , захватившие власть в Мавераннахре, положили конец могуществу семьи ходжи Ахрара. Дело Ахрара продолжили Ахмад Касани и его преемники — джуйбарские шейхи (середина XVI — конец XVII века), обладавшие серьёзной политической властью при Шейбанидах и Аштарханидах (Джанидах). В Западном Китае тарикат накшбандия распространял Аппак Ходжа ( XVII век ). В XVIII веке тарикат широко распространился по Средней Азии и Поволжью, выступая в этих регионах как активная реакционная сила .
В 1991-м власти Узбекистана отстроили в Бухаре роскошный мемориальный комплекс, куда совершают паломничество тысячи верующих. Более того, центральная улица города, носившая в советское время имя Ленина, переименована в честь Накшбанди
В 2018 году в Узбекистане прошел всемирный съезд суфиев Накшбандии
Первая накшбандийская община была основана в Кашмире шейхом Баба Вали к середине XVI века. Большое влияние на дальнейшее развитие тариката в Индии и во всём исламском мире оказал Ахмад Сирхинди ( Имам Раббани ), который подверг критике популярные среди последователей этого тариката идеи Ибн Араби и концепции «единства бытия» ( вахдат аль-вуджуд ). В противовес идеи Ибн Араби, Ахмад Сирхинди развил концепцию «единства свидетельства» ( вахдат аш-шухуд ), которая широко распространилась по мусульманскому миру среди суфиев. Ахмад Сирхинди решительно выступил против различных ересей, которые были распространены в его время. Он выступал против религиозного синкретизма тимурида Акбара I (1556—1605) и про- шиитских настроений Джахангира (1605—1627). Благодаря его деятельности, обновленные накшбандийские воззрения (накшбандия-муджаддидия) распространились среди индийских мусульман . Ветвь накшбандия-муджаддидия более двух веков являлась одним из ведущих братств и глубоко проникла в духовную, социальную и политическую жизнь мусульманского общества Индии .
В Анатолию накшбандийский тарикат принёс Мулла Абдуллах Симави (ум. в 1491). Завершив обучение в стамбульском медресе, он прибыл в Самарканд к ходже Ахрару и провёл у него в ученичестве год. Удостоившись духовной инициации ( рухания ) Бахауддина Накшбанди в Бухаре, он отбыл на родину. После обновленческой деятельности Ахмада Сирхинди тарикат стал популярен на территории Османской империи .
Около 1630 году накшбандия-муджаддидия проникает в Йемен и Хиджаз , оттуда его члены распространились в Египет . Вторая волна миграции индийского братства связана главным образом с деятельностью ученика ходжи Мухаммад-Масума (ум. в 1669 г.) — Мухаммад-Мурада аль-Бухари (ум. в 1729 г.), пропагандировавших идеи тариакта в Хиджазе, Египте, Сирии и Турции. Усилиями Хусайн-Баба Зукича эта ветвь достигла Боснии . Из Сирии преемники Мухаммад-Мурада распространили влияние тариката в Палестине . Там ими были основаны несколько завий , среди которых иерусалимская завия-йи-узбакия, действовавшая вплоть до 1973 года .
Благодаря усилиям выдающихся теоретиков Абдуллаха Дехлеви и Халида Багдади (ум. в 1826), накшбандийский тарикат распространилась в Ираке , Сирии и Курдистане , став самым распространенным тарикатом в исламском мире. Халид Багдади организовал в Османской империи свою ветвь (накшбандия-халидия). На протяжении нескольких десятилетий XIX века орден накшбандия-халидия пользовался поддержкой османских султанов, которые после упразднения корпуса янычар заменили их шейхами ордена бекташи . В дальнейшем, однако, халидия стояла во главе вооруженных восстаний за национальную независимость курдов (1879 г.), а также боролась против буржуазных реформ в Турции. Через Хиджаз эта ветвь проникла в Нидерландскую Индию (1840 г.), Малайю , на Цейлон , Калимантан и острова Сулу, в Мозамбик .
В конце XIX века только в Стамбуле насчитывалось 52 действующих обитель ( текке ). В 1925 году тарикат был распущен в Турции, а его деятельность запрещена . Восстание против новых турецких властей возглавил курдский шейх из тариката Накшбандия Саид Пирани .
В XXI веке в Ираке появилась Армия мужчин накшбандийского ордена , основателем которого стал родственник Саддама Хуссейна Иззат Ибрагим ад-Дури .
Через Турцию тарикат проник на Восточный Кавказ , став там идеологической базой движения « мюридизма » под руководством шейха Мухаммада аль-Яраги первого муршида Дагестана, который являлся предводителем горцев Дагестана и Чечни. Его учеником был Джамалуддин Казикумухский , который считается учителем самого Имама Шамиля и Гази-Мухммада , первого имама Дагестана, который, согласно данным историка Али Каяева , отказался подчиняться шейху Джамалуддину Казикумухскому, когда последний его уговаривал оставить вооруженное сопротивление против Российской Империи, сложить оружие и посвятить себя «духовному джихаду», присоединившись к Накшбандийскому тарикату. После чего последовал известный ответ Гази Мухаммада: «Тарикат настоящих мужчин превращает в женщин, мне он не нужен». Тарикат являлся вдохновителем горцев Дагестана и Чечни в борьбе против Царской России. Однако начиная с 60-х годов XX века на руководящие посты в советских и партийных учреждениях Чечено-Ингушетии назначали только выходцев из тариката Накшбандия .
Одним из самых известных шейхов Накшбандия в Дагестане XX века был Саид-афанди Чиркейский .
В Иране тарикат появился во второй половине XV века. В XVI—XVIII веков тарикат не действовал и лишь в конце XIX веке в Хорасане возникли группы накшбандийцев на платформе шиизма, действующие до настоящего времени .
Ниже представлена цепочка преемственности (сильсиля) шейхов накшбандийского тариката от пророка Мухаммада до основателя ветви накшбандия-халидия Халида аль-Багдади :
Тарикат Накшбанди получил широчайшее распространение в Средней Азии, на территории бывшего Османского халифата (турецкой Оттоманской империи) и в Индии (в особенности на территории нынешнего Пакистана).