Харахап, Бурхануддин
- 1 year ago
- 0
- 0
Бурханиддин Кылыч (полное имя — Сейид Бурханиддин Килич ибн Сейид Камалиддин Маджнун ибн Сейид Джалалиддин; середина XII века 1230 -е годы, Узген — начало XIII века, Узген ) — среднеазиатский святой сейид , авлия , богослов, шейх аль-ислам , чудотворец, суфий течения увайсия и ишкия.
Родился в конце XII века 1230 -м году в городе Узген . Считается предком исламского богослова и мистика из Туркестана , основателя суфийской школы «Дахбедия», суфия и шейха учения Накшбанди — Махдуми Азама Дахбеди. Шежере Бурханиддин-Кылыча восходит к самому пророку Мухаммаду (сав). Сведения об этом сохранены в таких источниках, как «Джомеъул-макомат», «Равойихул-кудс», «Тухфатул-зоъирин» Насир ад-дин ибн амир Музаффара , «Тазкираи азизон», «Хидоятнаме», «Тазкираи Ходжаган».
Первое упоминание в письменных источниках о Бурханиддине Кылыче относится к началу XIV века . Джамалиддин Карши в своём труде «Мулхакат ас-Сурах» пишет о своём путешествии в город Узген Ферганской области, где он общался учеником Бурханиддина Кылыча — Джамалиддином Иламаши. По рассказам Джамалиддином Иламаши, в юности он специально совершил путешествие в Фергану для знакомства с Бурханиддин Кылычем. Далее история излагается так:
«…мы отправились в Узген и, когда приблизились к нему, послали сообщить шейху о прибытии путников, но не вернулся к нам посланный и не вышел никто встречать нас. Мы пришли на рынок и дошли до мечети, в который занимался с учениками шейх, и уселись на лавочках у входа в мечеть, ожидая выхода шейха к нам с извинениями, что он не смог нас встретить. А я между тем готовился напуститься на шейха за то, что он не встретил нас. К нему по двое и поодиночке входили люди с рынка и сообщили ему о нас и торопили его, а он говорил: ,,Подождите, пусть посидят, пока не закончится диспут». А когда затянулось наше ожидание и мы устали, он вышел из мечети, а я поднялся навстречу ему. Вдруг он посмотрел на меня, уложив на место стрелой своего взгляда; обратилось в бегство моё войско, и улетучились мои мысли, я онемел от смущения, позабыв даже приветствовать его. Он обнял меня и сказал мне незаметно: ,,Ты забыл даже поздороваться со мной, не говоря уже о приготовленной речи. Так где же твоё войско, твой правый и левый фланги?" И тогда я искренне раскаялся, понравился ему сердцем и душой, а на службе у него добился успеха и вознаграждения…"
. По данным Джамалиддина Карши, который беседовал с учеником Бурханиддина Кылыча в 1269-70 г., выходит что святой жил в конце XII — начале XIII в. По сведениям Джамалиддина Карши, его информатор, направляясь к Бурханиддину Кылычу, расспрашивал о нём шейхов тариката . Бурханиддин Кылыч был также назван в этом источнике шейхом-имамом, шейхом из шейхов ислама, «обладателем многих достоинств и чудотворцем», шейхом шариата и тариката , о славе которого было известно далеко за пределами Мавераннахра . Бурханиддин Кылыч в рассказе своего ученика Джамалиддина Иламиши предстаёт прежде всего как образованный мусульманский учёный, который преподавал в Узгенском медресе и среди окружающих людей славился своей проницательностью и благочестивостью.
Память о Бурханиддин Кылыче до сих пор сохраняется и поддерживается вокруг его могилы находящийся в Узгене . Помимо Узгенского мазара во многих других районах Средней Азии существует несколько святых мест, связанных с именем Бурханиддин Кылыча: в селении Ярмазар около города Маргилана — мазар «Килич Бурхон-Азиз», на западе Ферганы — в городе Канибадаме и пригороде Худжанда — селение «Шайх Бурхон», в городе Самарканде — мазар «Бурханиддин Килич». В Кызылординской области Казахстана мазар «Кылычты-Ата» и в Кашгарии , на дороге между городами Аксу и Корла .
Как отмечал автор сочинения «Тазкера-йи Ходжаган» («Описание приключений ходжей») Мухаммад Садык Кашгари, родословное древо шежере от пророка Мухаммада (САВ) до Сейида Бурхануддин (Бурхан ад-дин) Кылыча и до самого Махдуми Аъзами такова :
Махдуми Аъзам (Махдум-и Аъзам) (1461—1542) — исламский богослов и мистик из Туркестана, представитель суфизма, основатель школы «Дахбедия», крупный теоретик и шейх учения Накшбанди . Является прямым потомком Бурханиддин-Кылыча .
Многие известные люди своего времени, в том числе правители, считали Махдуми Аъзам своим духовным наставником. Среди них был потомок Амира Тимура ( Тамерлан ), поэт и правитель Захириддин Мухаммад Бабур . В «Тарихи Рашиди» (автор Мирза Мухаммад Хайдар ) есть записи о связях Бабура и Махдуми Аъзама. Махдуми Аъзам написал о Бабуре произведение Рисолаи Бобурия
Мечеть у гробницы Махдуми Аъзам выстроена Ялангтуш Бахадур-бием, наместником ( эмир ) бухарских ханов в Самарканде . (его пир — Мухаммед Хашим, внук Махдуми Аъзама, считался потомком членов семьи пророка).
Мир Сейид Фатхуллах — Шейх Кутб Мир Сейид Фатхуллах (полное имя — Мир Сейид Фатхуллах ибн Шейх ул-машайих Сейид Абдуллах Зухриддин (Мухаммад Соктарей) ибн Абулфайз Дервиш , имя в народе — «Етти Туғ Ато ( Саййид Ато )» — Среднеазиатский святой авлия , сейид , шейх аль-кутб. Именной мемориальный комплекс «Етти Туғ Ато ( Ота )» состоящий из мавзолея и мечети находится на родине святого в кишлаке Падарон (Патрон), Каршинского района . Потомок Среднеазиатского святого, авлия, суфия и шейха учения увайсия ишкия — Бурхануддин (Бурхан ад-дин) Кылыча Узгенского. Родословное древо шежере святого «Етти Туғ Ато (Ота)» восходит к самому пророку Мухаммаду :