Interested Article - Климент Охридский

Кли́мент О́хридский ( ст.‑слав. Климєнтъ Охрїдьскꙑи , лат. Clemens Achridensis , греч. Κλήμης της Αχρίδας ; ок. 840 — 27 июля 916 ) — болгарский и всеславянский просветитель, святой , жил в городе Охриде в Первом Болгарском царстве (ныне на территории Северной Македонии ). Климент, один из учеников Кирилла и Мефодия , в Болгарии и Северной Македонии чтим в лике святых « седмочисленников », к которым относят святых Кирилла и Мефодия и их учеников — Савву, Горазда , Ангелария , Климента и Наума . В честь седмочисленников в Болгарии и Северной Македонии освящены многие храмы.

Жизнеописание

Климент был участником Моравской миссии Кирилла и Мефодия, после смерти Мефодия бежал от преследования латинян в Болгарию . В 886 году Климента и его спутников принял болгарский князь Борис I и вскоре послал Климента в качестве дидаскала (учителя в священном сане, διδάσκαλος ) в область Кутмичевица , одну из десяти болгарских военно-административных единиц с центром в Деволе (ныне на территории Албании ) , в западную часть Первого Болгарского царства для обучения болгар славянской письменности ( глаголице ). Князь подарил учителю три дворца в Деволе и «места для отдохновения» около Охрида и (болг.) . Климент Охридский основал школы в Деволе и Главинице, а также Охридскую книжную школу , ставшую одним из древнейших культурных центров Первого Болгарского царства на Балканах. Центром просветительской деятельности Клемента стал основанный им Пантелеимонов монастырь . В повести о Клименте Охридском ( (болг.) ) охридского архиепископа Димитрия Хоматиана упоминается, что во время своей просветительской деятельности святой Климент обучил на «четмо и писмо» в общей сложности 3500 учеников (в том числе будущего Девольского епископа Марка ) — народных учителей, церковных лиц и проповедников . Он учил болгар не только письму и чтению, но также астрономии, математике и овощеводству. Многие учёные придерживаются мнения, что основанная Климентом Охридская школа сравнима по своему значению с Магнаурской школой в Константинополе. На Всенародном соборе в 893 году в Великом Преславе он был единодушно избран первым «епископом славянского языка».

Основанный Климентом Пантелеимонов монастырь

Болгарский царь Симеон I сделал Климента епископом Величским. По сведениям болгарского исследователя профессора Христо Темелского , позже Климент стал Белградским епископом. Та епархия была с кафедрой в нынешнем албанском городе Берат-Бялград, где и сейчас существует митрополичья базилика , посвящённая святым седмочисленникам. В алтаре базилики сохраняются семь кивотов с именами и мощами святых патронов .

Памятник в Софии

Согласно гипотезе Виктора Истрина , старославянская кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником святых братьев Солунских Климентом Охридским. В его кратком житии, сохранившемся только по-гречески, читается: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрёл премудрый Кирилл». Однако не все исследователи разделяют эту точку зрения .

В Болгарии и в Македонии в честь святого названы многие школы, улицы и государственные учреждения. Самая большая церковь в Скопье носит имя святого Климента. В честь Климента Охридского назван Софийский государственный университет , а также прилегающая к нему станция метро . Кроме того, именем святого названа болгарская антарктическая станция «Святой Климент Охридский» .

По сведениям средневековых летописей, святой был похоронен в основанном им монастыре в Охриде. Церковь во время турецкого владычества была разрушена, и гроб перемещён в кафедральный собор Святой Богородицы Перивлептос, где до XVII века находилась кафедра Охридской болгарской архиепископии. Затем она была упразднена и присоединена к Ипекской сербской архиепископии. Его нетленные мощи долгое время хранились там, а теперь — в восстановленной церкви Святого Климента на горе Плаошник в Охриде, где он был изначально похоронен. Голова святого хранится в (болг.) близ греческого города Верия , а частица мощей была передана в храм Святых седмочисленников (в Софии).

Климент Охридский изображён на болгарской почтовой марке 1990 года.

Творчество

Литературное наследие Климента насчитывает значительное количество сочинений: похвальные слова Богоматери (на все Богородичные праздники ) и Предтече , жития святых , перевод « цветной Триоди ».

Центральной частью творческого наследия святого являются гимнографические произведения — Климент считается олицетворением всей древнейшей славянской (и в первую очередь болгарской) гимнографии . По свидетельству жития, Климент

укрепил Церковь псалмоподобными песнопениями, часть из которых сочинена в честь множества святых, а часть в честь всенепорочной Богоматери; писал он также молитвы, благодарения...

В настоящее время точно атрибутированными Клименту (по имеющемуся в них акростиху) считаются цикл из 6 трипеснцев на предпразднество Рождества Христова, каноны Евфимию Великому , на положение ризы и пояса Богоматери, канон «отцам» в составе Минеи Общей, 25 канонов в составе Октоиха, службы Тивериопольским мученикам и Аполлинарию Равеннскому , минейные каноны на Успение Богородицы и на перенесение мощей первомученика Стефана и папе Стефану I , а также покаянный канон, встречающийся в составе Октоиха и Требника .

Отдельного упоминания заслуживает составленная святым Климентом служба первоучителю Мефодию с каноном 6-го гласа, составляющим пару с известным каноном первоучителю Константина Преславского .

См. также

Примечания

  1. Коледаров, П. Политическа география на средновековната българска държава. — София: Българска Академия на науките, 1989. — Т. II. — С. 150—151. — 159 с.
  2. Туницкий Н. Л. Греческое пространное житие св. Климента Словенкского // Материалы для истории жизни и деятельности учеников свв. Кирилла и Мефодия. — Сергиев Посад: Отд-ние рус. яз. и словес. РАН, 2018. — Т. I. — С. 119. — 144 с.
  3. Косик В. И. , Темелски Хр. , Турилов А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. V : « Бессонов Бонвеч ». — С. 615—643. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  4. Селищев А. М. Славянское население в Албании. — София: Македонск. науч. ин-т, 1931. — С. 62—63. — 360 с.
  5. Кадочникова О. Г. . — М. : Эдитус, 2017. — С. 184. — 227 с. 14 июля 2018 года.
  6. Документальный фильм об этом сняли болгарские журналисты Цветан Томчев и Максим Караджов.
  7. / Верещагин Е. М. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 291. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3 .
  8. / Верещагин Е. М. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 22. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3 .
  9. Лосева О. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXV : « Иоанна деяния Иосиф Шумлянский ». — С. 54—56. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-046-2 .
  10. , с. 123.
  11. , с. 202.
  12. , с. 126—127.
  13. , с. 127.

Литература

  • Иванов, Йордан. Житие на св. Климента Охридски от Хоматияна // . — София, 1908. — С. 59—63. — 311 с.
  • Древнеславянский Октоих св. Климента архиепископа Охридского. — М. : Языки славянских культур, 2006. — 386 с. — (Studia philologica). — 600 экз. ISBN 5-9551-0158-6 . (в пер.)
  • Горшков А. И. Старославянский язык. — М. : Астрель, 2002.
  • Милев А. . — София: Издателство на Българската академия на науките, 1966. переводы на болгарский двух греческих житий Климента
  • Туницкий Н. Л. . — Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1913. — 290 с.
  • Ундольский В. М. , Лавров П. А. Климент, епископ словенский. — М. , 1895.
  • Турилов А. А. // San Clemento di Ocrida: allievo e maestro. Nell' undicesimo centenario del beato transito (916—2016). — Roma, 2017. — № 7, Slavica Ambrosiana . — С. 123—144 .
  • Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. . — СПб. : Алетейа, 2000. — 324 с. — ("Славянская библиотека (Bibliotheca Slavica)").
  • Иванова К., Чешмеджиев Д., Шевченко Э. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXV : « Кириопасха Клосс ». — С. 663-676. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-041-7 .
  • Gautier, Paul (1964). . Revue des études byzantines . 22 : 199–214.
  • Iliev, Ilia G. (1995). (PDF) . Byzantinobulgarica . 9 : 62–120.
  • Ivanič, Peter (2018). (PDF) . European Journal of Science and Theology . 14 (1): 135–144.
  • Мучай, Скендер; Джуери, Суеля; Ристани, Ирклид; Пентковский, Алексей М. (2014). [Medieval Churches in Shushica Valley (South Albania) and the Slavonic Bishopric of St. Clement of Ohrid] (PDF) . Slověne: International Journal of Slavic Studies . 3 (1): 5–42.

Ссылки

Источник —

Same as Климент Охридский