Австрийский биографический словарь
- 1 year ago
- 0
- 0
Атеисти́ческий слова́рь — однотомное справочное издание , посвящённое различным вопросам религии и атеизма . Содержит более 2500 терминов .
Словарь стал итогом многолетнего сотрудничества учёных (историков, религиоведов, социологов и философов) из различных научных и педагогических учреждений СССР и стран социалистического лагеря . В его основу был положен словник , составленный кандидатом исторических наук В. Ф. Зыбковцом совместно с В. В. Зыбковцом , который широко обсуждался научной общественностью из Москвы , Ленинграда и Киева — Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС и его Киевский филиал, философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова , КГУ имени Т. Г. Шевченко , ЛГПИ имени А. И. Герцена . Окончательный словник составил И. Н. Яблоков . Наряду с советскими учёными в состав авторского коллектива вошли учёные из других социалистических стран .
Под редакцией М. П. Новикова в 1983 , 1985 и 1986 годах вышло три издания .
Словарь был переведён и издан за рубежом .
В написании словаря принимали участие :
В 2014 году религиовед Е. И. Аринин отметил, что в России термин „ религиоведение “ « практически был забыт до 60-х годов XX века», причиной чему послужило «то, что все исследования, так или иначе связанные с „ведением религией“, маркировались как сфера ответственности „ научного атеизма “, тогда как „религиоведение“ было связано с враждебным „буржуазным“ контекстом », и обратил внимание на то, что « термина „религиоведение“ нет в « » (1973) и Большой советской энциклопедии (1975, т. 21), он появляется только в «Атеистическом словаре» (1983) » .
В 2015 году философ , правовед и религиовед отметили, что в «Атеистическом словаре» отсутствует статья «Русское православие», в то время как в статье « Русская православная церковь » было подчёркнуто, что « РПЦ „самая крупная из автокефальных православных церквей . Возникла после принятия христианства на Руси “ ». Исходя из этого они высказали мнение, что « с теоретического-исследовательской точки зрения при таком подходе акцент делается на сохранение двоеверия в русском православии как синкретическом „смешении христианских и древнеславянских культов и ритуалов“ (русская Масленица , почитание Параскевы Пятницы ), которые частично были преодолены в рамках русского православия лишь в XVI—XVIII веках » .
В 1982 году доктор философских наук , являвшийся одним из авторов «Атеистического словаря», отметив, что « потребность в такого рода словарном издании назрела давно », назвал данное издание «фундаментальным». Причину этого он увидел в том, что « Краткий научно-атеистический словарь », вышедший в 1959 году в издательстве « Наука », « в значительной мере устарел », а выпущенный издательством « Политиздат » « » « охватывает слишком небольшой круг понятий ». Отсюда Белов сделал вывод о том, что в настоящее время нет такого « справочного издания, которым бы могли пользоваться и преподаватели вузов и студенты, и пропагандисты в своей повседневной работе », и указал, что поэтому и возникла необходимость « подготовки фундаментального словаря по научному атеизму » .
В 1986 году кандидат философских наук, доцент в книге «Атеистическое воспитание студентов: из опыта работы атеистического центра Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. С. М. Кирова » отмечал: « Ко второй группе наиболее популярной атеистической литературы относится справочная литература: „ Настольная книга атеиста “, „Словарь атеиста“, „Карманный словарь атеиста“, „Атеистический словарь“, справочник „О научном атеизме и атеистическом воспитании“, „Естествоиспытатели и атеизм“, „Атеистическое воспитание. Справочник для идеологического актива“. Около трети слушателей второго года обучения имеют в личном пользовании отмеченные справочные издания » .
В 1989 году философ А. И. Володин в предисловии к сборнику работ П. Л. Лаврова , посвящённых религии, отмечал следующее: « Пренебрежительное отношение к роли Лаврова в истории атеизма, а вместе с тем предельно поверхностное и крайне приблизительное представление о понимании им религии нашло отражение в посвящённой ему заметке „Атеистического словаря“. Там сказано, что хотя Лавров и „выступил с критикой религии и мистических форм идеализма “», однако „критика мистицизма велась им с позиций позитивизма , а не материализма ... и потому была непоследовательной“. И это всё по существу его атеизма... » .
В том же году в сборнике «Историография Ирана нового и новейшего времени» отмечалось, что « в трудах А. Е. Крымского , И. Ю. Крачковского , Н. А. Смирнова , Е. А. Беляева ; в том числе в работах современных исламоведов, недавно изданном „Атеистическом словаре“, первое издание Корана ошибочно относится к 1878 » .