Interested Article - Коптская католическая церковь
- 2020-08-29
- 1
Коптская католическая церковь ( лат. Ecclesia Catholica Coptorum , араб. الكنيسة القبطية الكاثوليكية , копт. Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛ̀ⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ ⲛ̀ⲕⲁⲑⲟⲗⲓⲕⲏ , « Египетская католическая церковь ») — одна из восточнокатолических церквей , придерживающихся александрийской литургической традиции со статусом патриархата . Является церковью Sui iuris в полном общении со Святым Престолом . Коптская католическая церковь возникла в результате заключения унии с Римом части Коптской церкви . Резиденция главы церкви находится в Каире, Египет. С 2013 года патриархом Коптской католической церкви является Ибрагим Исаак Сидрак . По состоянию на 2017 год численность коптов-католиков составляет более 187 тысяч человек, при этом большинство верующих проживают в Египте . Отдельные приходы церкви находятся в Европе, Северной Америке, Австралии и на Ближнем Востоке.
Исторический очерк
После пятого крестового похода (1217—1221) в Египте осуществлялась католическая миссионерская деятельности среди коптов . Первые переговоры об унии Коптской церкви с Католической церковью были проведены на Ферраро-Флорентийском соборе (1438—1445) . Коптская делегация во главе с игуменом монастыря святого Антония Андреем согласилась вступить в унию с Римско-католической церковью и 4 февраля 1442 года был принят декрет « Cantate Domino » о воссоединении Коптской церкви с Римом. Однако это не привело к фактическому единству церквей . Во время Тридентского собора (1545—1563), папа Пий IV (1559—1565) предлагал коптскому патриарху (1525—1568) прислать делегацию на Собор, однако переговоры не дали результата . В течение XVI—XVII веков папы Григорий XIII (1572—1585) и Климент VII (1592—1608) направляли в Египет миссии иезуитов и капуцинов и продолжили переговоры с коптами об унии. При этом османские власти Египта активно препятствовали богословскому диалогу между католиками и коптами . В 1594—1597 годах делегации, направленные патриархом (1587—1603) в Рим признали папское первенство , католическое исповедание веры и подтвердили от имени патриарха декларацию об унии. Однако из-за противодействия противников унии в Коптской церкви, декларация Гавриила VIII не была обнародована .
В 1701—1705 годах по поручению папы Климента XI (1700—1721) два монаха Маронитской католической церкви вели переговоры об унии с коптским патриархом (1676—1718), которые вновь окончились безрезультатно. В 1741 году коптский архиепископ Иерусалима Анастасий перешёл в католицизм . В связи с этим, папа Бенедикт XIV (1740—1758) учредил апостольский викариат для коптов-католиков. Хотя Анастасий вскоре вернулся в Коптскую православную церковь, линия коптских апостольских викариев была продолжена францисканцами . В 1824 году папа Лев XII (1823—1829) буллой «Petrus apostolorum» преобразовал коптский католический викариат в Александрийский патриархат . В 1829 году патриархат был признан властями Османской империи и получено разрешение на строительство католических церквей. В 1893 году после обращений коптов-католиков в Рим, было достигнуто соглашение о выходе их общин из-под окормления миссии францисканцев и передаче францисканских церквей и монастырей Коптской католической церкви. В 1895 году папа Лев XIII (1878—1903) повторно учредил коптский патриархат и в 1899 году возвёл епископа (1899—1908) в ранг патриарха с титулом «Патриарх Александрии и всех коптов» . При этом копты-католики приняли некоторые латинские церковные традиции (к примеру причащение мирян под одним видом) .
В 1908 году в связи с трудностями организации церковной жизни, патриарх Кирилл сложил с себя полномочия предстоятеля и удалился в Ливан. После этого престол католического Александрийского патриарха оставался вакантным до 1947 года. В 1947 году папа римский Пий XII (1939—1958) назначил Александрийским патриархом коптов . После его смерти в 1958 году, патриарший престол занял епископ Стефанос Сидарусс . Патриарх Стефанос участвовал в работе Второго Ватиканского собор (1962—1965) и в 1965 году был возведён в сан кардинала . Впоследствии сан кардинала получили также коптские католические патриархи Стефанос II Гаттас (1986—2006) и Антоний Нагиб (2006—2013) . В связи с изменением политической ситуации в Египте после революции 2011—2013 годов и прихода к власти « Братьев-мусульман » часть членов католической общины Египта эмигрировала в Европу и Северную Америку .
Современное состояние
Статистика
Высший орган церковного управления — Синод епископов во главе с патриархом Александрийским . Резиденция патриарха расположена в Каире . Приверженцы Коптской католической церкви живут в Египте, Европе ( Париж ), Северной Америке ( Лос-Анджелес , Нью-Йорк , Торонто ) и Австралии ( Сидней , Мельбурн ) . Большинство коптов-католиков проживают в Каире, Александрии и нескольких деревнях Верхнего Египта . Общая численность коптов-католиков по данным Annuario Pontificio за 2017 год превышает 187 тысяч верующих. В 2017 году в церкви насчитывалось 7 епархий, 7 епископов, 169 приходов и 287 священников . В Коптской католической церкви отсутствуют монастыри восточной традиции, сравнимые с монастырями Коптской православной церкви . Существует несколько монашеских общин, построенных по образцу западных монашеских орденов . Образование священники получают в патриаршей семинарии Святого Льва в Маади (район Каира) .
Административное устройство
В состав коптской католической церкви (по состоянию на 2021 год) входят патриарший диоцез Александрии и 8 епископств в Египте с центрами в Абу-Куркасе , Александрии, Асьюте , Гизе , Исмаилии , Луксоре , Минье и Сохаге .
-
Патриархат Александрии Коптской
(образован в августе 1824 года);
- (образована в январе 2020 года);
- Александрийская епархия (образована в ноябре 1895 года);
- Епархия Асьюта (образована в августе 1947 года);
- Епархия Гизы (образована в марте 2003 года);
- Епархия Исмаилии (образована в декабре 1982 года);
- Епархия Луксора (образована в ноябре 1895 года);
- Епархия Сохага (образована в сентябре 1981 года);
- Епархия Эль-Миньи (образована в ноябре 1895 года).
Отношения с Коптской православной церковью
Неофициальные коптско-католические богословские контакты прошли в рамках работы экуменической организации « » в 1971, 1976 и 1988 годах в Австрии . Данные собеседования были сосредоточены на христологических темах и способствовали подписанию совместной христологической декларации папы римского Павла VI и коптского патриарха Шенуды III в 1973 году . Поскольку коптский предстоятель выразил обеспокоенность прозелитической деятельностью Коптской католической церкви среди коптов-нехалкидонитов , по настоянию Шенуды III в тексте декларации был осуждён прозелитизм .
В этом же 1973 году был начат двусторонний богословский диалог между Католической и Коптской церквями . Смешанная комиссия по диалогу между Католической и Коптской церквями проводила заседания с 1974 по 1992 годы . В заседаниях диалога, в составе католической комиссии участвовали иерархи и богословы Коптской католической церкви ( викарный епископ патриарха, епископы Миньи и Исмаилии, ректор семинарии в Маади) . 12 февраля 1988 года одним из результатов богословского диалога стало подписание совместной христологической декларации между католическими членами Смешанной международной комиссии по диалогу с Коптской церковью и предстоятелем Коптской православной церкви Шенудой III . Со стороны Коптской католической церкви данное соглашение подписали 9 священнослужителей, во главе с патриархом Стефаносом II . Несмотря на развитые отношения между католиками и Коптской церковью, официальный диалог был прерван по инициативе Коптской православной церкви из-за фактов прозелитизма Католической церкви в Египте .
Представители Коптской католической церкви также принимали участие в заседаниях , с католической стороны, в том числе участвовали в выработке совместных заявлений «Природа, Конституция и Миссия Церкви» (2009) и «Способ общения в жизни ранней церкви и его последствия для нашего поиска общения сегодня» (2015) . Отношения между коптами-католиками и приверженцами Коптской православной церкви в Египте характеризуются как дружественные, реализуются пастырские программы сотрудничества . C 2014 года ежегодно 10 мая (дата встречи папы Павла VI и патриарха Шенуды III в 1973 году) отмечается «день дружбы коптов и католиков» ( англ. Day of Friendship between Copts and Catholics ) .
Богословие
Коптская католическая церковь находится в полном вероучительном единстве с Римско-католической церковью и исповедует все , в том числе Филиокве , папский примат , чистилище , догматы о Богородице . Церковный календарь отражает юрисдикционное и догматическое единство с Апостольским престолом. Копты-католики празднуют латинские церковные праздники (например День всех усопших верных , праздник непорочного зачатия Девы Марии ), память западных святых (например Фома Аквинский , Игнатий де Лойола ), а также святых, канонизированных в других восточнокатолических церквях (например святой Шарбель , Иосафат Кунцевич ) .
Христологическое богословие Коптской католической церкви соответствует халкидонской традиции, признавая две природы во Христе, Халкидонский собор (451) и томос папы Льва I . В Символе веры Коптской католической церкви, изданном в 1971 году присутствует традиционная для католической вставка Филиокве (от Отца и Сына ). В обоснование данного догмата приведены ссылки на текст Нового Завета ( Ин. , Ин. , Ин. , Откр. ) .
Каноническое право
Основным документом канонического права Коптской католической церкви, как и других восточнокатолических церквей, является Кодекс канонов Восточных церквей ( лат. Codex canonum Ecclesiarum Orientalium ), принятый 18 октября 1990 года конституцией «Sacri canones» . Патриарх Коптской католической церкви избирается синодом епископов, после чего папа римский утверждает его кандидатуру и новоизбранному предстоятелю вручается паллий . Синод церкви также назначает епископов, которые затем утверждаются в Ватикане .
Богослужение
Коптская католическая церковь в богослужении использует коптский обряд александрийской литургической традиции . Литургия современной Коптской католической церкви возникла из византийской литургии , приписываемой святому Иоанну Златоусту , с частью сирийских и других элементов . Копты-католики также используют литургии Василия , Марка , Иакова и Григория .
Богослужебные книги написаны на коптском языке, причём арабский язык дублируется параллельными колонками, хотя апостольские чтения и чтение Евангелия ведутся на арабском языке . В Коптской католической церкви получила распространение арабская Библия , изданная иезуитами в Бейруте в 1876—1880 годах .
Примечания
- ↑ (англ.) . Byzantine Catholic Church in America. 16 апреля 2021 года.
- ↑ (араб.) . Coptcatholic.net (1 января 2015). 3 октября 2021 года.
- ↑ Ronald G. Roberson. (англ.) . CNEWA. Дата обращения: 21 февраля 2021. 31 января 2021 года.
- ↑ David M. Cheney. (англ.) . Catholic-Hierarchy.org. 29 декабря 2021 года.
- ↑ Т. Ю. Кобищанов. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин — Корин ». — С. 510—512. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5 .
- ↑ В. В. Тюшагин, А. Г. Крысов, Марко Дино Броджи, Игорь Выжанов. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие ». — С. 484—492. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3 .
- , p. 93.
- А. Ю. Серёгина, А. А. Ткаченко. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин — Корин ». — С. 432—470. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5 .
- ↑ Е. А. Кривец. : [ 29 декабря 2021 ] // Вестник Томского государственного университета. — Томск, 2012. — С. 74—76.
- ↑ Sean Sprague. (англ.) . CNEWA. 15 января 2021 года.
- (англ.) . Fellowship and Aid to the Christians of the East. 28 марта 2021 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 29 декабря 2021 года.
- Ronald Roberson. // . — Horn , 1991. — № Booklet Nr. 1 . — P. 30. 30 декабря 2021 года.
- (англ.) . Pro Oriente. 29 декабря 2021 года.
- Maged Attia. Coptic Orthodox and Catholic Church Dialogue // (англ.) . — 1st edition. — Cairo, 2001. — P. 80. — 271 p. 9 июля 2020 года.
- Maged Attia. Coptic Orthodox and Catholic Church Dialogue // (англ.) . — 1st edition. — Cairo, 2001. — P. 80, 86, 114—115. — 271 p. 9 июля 2020 года.
- В. И. Петрушко , В. В. Тюшагин. // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIV : « Иоанн Воин — Иоанна Богослова Откровение ». — С. 467—499. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8 .
- // . — Horn , 1991. — № Booklet Nr. 1 . — P. 120. 30 декабря 2021 года.
- Maged Attia. Coptic Orthodox and Catholic Church Dialogue // (англ.) . — 1st edition. — Cairo, 2001. — P. 145. — 271 p. 9 июля 2020 года.
- (араб.) . Coptcatholic.net (1 января 2013). 5 сентября 2019 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 29 декабря 2021 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 29 декабря 2021 года.
- (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству. 30 декабря 2021 года.
- (араб.) . Coptcatholic.net (8 ноября 2017). 9 ноября 2021 года.
- (араб.) . Coptcatholic.net (22 декабря 2014). 31 января 2020 года.
- (араб.) . Coptcatholic.net (1 января 2013). 27 января 2020 года.
- ↑ (англ.) . Encyclopædia Britannica .
- Дж. Кириллос, Архим. Уго (Занетти), Е. В. Ткачёв, Н. Г. Головнина, Г. Л. Крылов, Н. Н. Селезнёв, Прот. Олег Давыденков, К. А. Панченко, М. В. Грацианский. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин — Корин ». — С. 512—610. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5 .
Литература
- Т. Ю. Кобищанов. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин — Корин ». — С. 510—512. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5 .
- Anthony O’Mahony. The Coptic Catholic Church, the Apostolic vicar Maximus Giuaid (1821–1831), the Propaganda Fide and the Franciscans in early nineteenth-century Egypt // New Faith in Ancient Lands. Western Missions in the Middle East in the Nineteenth and Early Twentienth Centuries (англ.) / Heleen Murre-van den Berg. — Leiden, Boston: Brill, 2006. — P. 93—113. — 329 p.
Ссылки
- (англ.) . Encyclopædia Britannica .
- 2020-08-29
- 1