Interested Article - Богочеловек
- 2020-04-16
- 2
Богочелове́к ( др.-греч. Θεάνθρωπος , лат. Theanthropos ) — в христианстве Бог , воплотившийся в человеке, а именно Иисус Христос .
В христианстве Богочеловек — догматическое определение воплотившегося Сына Божьего — второго лица Св. Троицы , Иисуса Христа, основанное на Священном Предании, Священном Писании, Никео-Цареградском и Халкидонском Символах веры и определениях Вселенских соборов , сформулированное в процессе сложной богословской полемики; это определение раскрывается через неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное соединение двух природ — божественной и человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем . На основе этого определения были разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также система представления о сообщении свойств, обожении человеческого естества , нераздельное поклонение и почитание Девы Марии Богородицы .
История термина
По учению, сформулированному на Халкидонском Соборе , естества во Иисусе Христе соединены неслитно (то есть остаются целыми, а не образуют смешанную природу полубога, получеловека), неизменно (то есть и Божество продолжает обладать своими свойствами без всякого уменьшения или ослабления, и человеческая природа сохраняет человеческие свойства), нераздельно (то есть не составляют двух обособленных лиц, а единое лицо), неразлучно (то есть никогда не разлучались и не могут быть разлучены с самого момента зачатия и пребывают во Христе по вознесении).
Догмат о двуединой природе Бога-Сына утверждался в течение длительного времени и стал главной целью критики различных ересей .
В середине III века было объявлено еретическим частное богословское мнение автора термина «богочеловек» Оригена о субординационизме , признававшее Бога-Сына ниже Бога-Отца , его созданием .
В начале IV века александрийский священник Арий был осуждён и изгнан за отрицание предвечного существования Пресвятой Троицы и признание Бога-Сына только подобием Бога-Отца, от природы не наделённым божественными свойствами, а получившим их от Бога-Отца при Крещении .
Сирийский епископ Аполлинарий Лаодикийский Младший указывал на логическую невозможность полного соединения неизменного (Божественного) и изменяемого (человеческого), и считал, что у Иисуса Христа не было разумной души (духа) человека .
Архиепископ Константинополя Несторий отверг откровение о зачатии Богочеловека женщиной, богочеловечество Иисуса по природе с момента зачатия, и фактически считал, что он стал богочеловеком по благодати .
Против догмата о двойственной природе Христа выступили в начале V века монофизиты , признающие в нём одну только божественную природу, причём Евтихий — ещё и в человеческом призраке .
Миафизиты , являющиеся последователями другого представителя монофизитов — александрийского патриарха Диоскора , считают, подобно православным, католикам и протестантам, что обе природы Христа образуют единую ипостась , но при этом проповедуют одну богочеловеческую природу Иисуса Христа.
Понятие о Христе как Богочеловеке, единосущном Богу Отцу по божественной природе, и единосущном всему человечеству, независимо от пола, возраста, состояния физического, психического, социального здоровья, расы, этнической, религиозной и культурной принадлежности и так далее — по общей человеческой природе, было закреплено на Халкидонском соборе в 451 году . Иисус Христос — не только Сын Божий, но и Сын Человеческий — обожил общую человеческую природу. Но Церковь отмечает Обрезание Господне и считает еретиками и тех, кто отрицает частную природу Иисуса — Сына Давидова, мужа из народа Израиля, Мессии (Христа), царя Иудейского из рода Давидова, сына Богоматери и Иосифа, брата Иакова, плотника, члена гильдии, «профсоюза» плотников и так далее, особенно тех, кто на основании отрицания частной природы Иисуса Христа пренебрегает и своими, вытекающими из своей частной природы обязанностями перед своими семьёй, Церковью, товарищами, обществом, народом, государством и т. д. При Вознесении Господнем тело Иисуса Христа стало нетленным, оно и его частная природа также соединены со Вторым Лицом Пресвятой Троицы, хотя, в отличие от Бога-Отца, Логоса и Святого Духа , не существовали предвечно. Определения «Сын Божий», « Сын Человеческий », «Сын Давидов» даны в Новом Завете ( Мк. ; , 1Ин. и др.) Всякая другая теория, не признающая истинности Божества Иисуса Христа или истинности Его человечества, как бы она ни казалась стройна и логична, противоречит Новому Завету и, следовательно, истине .
По мнению приверженцев мифологической школы , возникшей в XVIII веке , образ Богочеловека своими корнями уходит в религии древности и постепенно эволюционировал от первоначального образа божества к более позднему образу Богочеловека .
См. также
Примечания
- Богочеловек // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
- ↑ Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
-
от 30 сентября 2011 на
Wayback Machine
из книги
А. В. Мень
, прот. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ. — М.: Слово, 1991. — 192 с.
ISBN 5-85050-266-1
от 18 января 2012 на Wayback Machine из книги А. В. Карташёв Вселенские Соборы. — М.: Библиополис, 2002 . — 560 с.
Н. Н. Лисовой , . (недоступная ссылка) из цикла радиопостановок История Православной Церкви на портале Богослов.ru от 19 апреля 2014 на Wayback Machine - Квливидзе Н. В. . от 15 сентября 2018 на Wayback Machine // Православная энциклопедия , Том XXI. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009 .— С. 674—713. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7 Автор — кандидат искусствоведения , доцент РГГУ
- В. В. Болотов . от 13 февраля 2011 на Wayback Machine .-СПб., 1879. — 452 с.
- Ариане // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
- Аполлинарий Лаодикийский // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М. : Фонд имени Александра Меня, 2002. — Т. 1: А—И.
- Несторианство // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
- Монофиситство // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
- Мелиоранский Б. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедия « Кругосвет ». Автор статьи — доктор исторических наук , профессор кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ ВШЭ
Литература
- // Православная Богословская Энциклопедия. Том 2. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1901 г.
- Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
- Мень А. / История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. Том. 7. Сын человеческий (Москва, 1991 — 92)
- 2020-04-16
- 2