Interested Article - Крещение Святым Духом

Жизнь христианина
Христианин
Христианские добродетели
Христианское богословие
Портал «Христианство»

Крещение Святым Духом — термин христианского богословия , встречающийся в Новом Завете и обозначающий событие в жизни христианина или в истории христианской церкви .

В христианстве термин «крещение Святым Духом» понимается по-разному, — споры ведутся как между конфессиями, так и внутри них. Предметами спора являются само значение этого термина и связанные с ним вопросы (когда происходит, как влияет на жизнь верующего, все ли христиане имеют «крещение Святым Духом»). Ведётся дискуссия о том, является ли «крещение Святым Духом» синонимом таких понятий как «крещение Духом», «духовное крещение», «исполнение Духом (Святым)», «схождение Духа (Святого)», «рождение в Духе Святом» (от Духа Святого), «излияние Святого Духа», «помазание Святым Духом» и «принятие Святого Духа».

Термин в Библии

Термин « крещение Духом Святым » встречается четыре раза в Евангелиях ( Мф. , Мк. , Лук. , Иоан. ) и два раза в Книге Деяний ( Деян. , Деян. ).

1Кор.12:13

Некоторые богословы считают, что о крещении Святым Духом также говорится в 1Кор. : «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело».

Однако K. D. Yun указывает на то, что по толкованию большинства пятидесятников есть разница между данным отрывком и предыдущими шестью упоминаниями «крещения Святым Духом». Так, в первых шести отрывках крестящим лицом выступает Иисус Христос , в отрывке из 1 Кор . крестящим лицом, по мнению большинства пятидесятников, выступает Святой Дух и в первых шести отрывках верующий крестится («погружается») в Дух Святой, в отрывке из 1 Кор . верующий крестится («погружается») в Церковь (Тело Христа) .

По мнению известного богослова , в 1Кор. , как и в остальных перечисленных, крестителем выступает Христос, а Святой Дух выступает в роли «действующей силы», производящей крещение. Он отмечает, что ни одно место Нового Завета не переводится как «крещение Свят ого Дух а ». В данном отрывке было бы правильно перевести крещение «при помощи одного Духа», но крестителем остаётся Христос, который крестит — в тело (то есть Церковь) .

Похожие термины

В других местах Библии присутствуют схожие термины: «излияние Духа» ( Иоил. , , Ис. ), «принятие Духа» ( Иоан. , Иоан. , Деян. , Деян. ), «исполнение Духом» ( Деян. , Еф. ) и др. В пятидесятническом и баптистском богословии их иногда отождествляют с крещением Святым Духом.

Эль Греко «Сошествие Святого Духа на апостолов», 1597 год

Примеры крещения Святым Духом

В католицизме

Согласно учению Римско-католической церкви рождение в Святом Духе происходит с каждым человеком в момент его водного крещения . При этом, Святой Дух снисходит на воду, и получающие крещение рождаются «от воды и духа».

Обогащение силой Святого Духа осуществляется через таинство миропомазания . Дабы ознаменовать получение Святого Духа, совершается помазание благовонным маслом . Христианин, принимающий конфирмацию получает печать Святого Духа. При этом, священник произносит: «Прими знамение дара Святого Духа» Подобно крещению, таинство миропомазания даётся только один раз.

При этом, в католической церкви растёт число верующих, вовлечённых в движение харизматического обновления . Католики-харизматы понимают крещение Святым Духом как отдельный этап в духовной жизни, точно так же, как пятидесятники .

В православии

Учение о крещении Святым Духом в православии аналогично католическому. Крещение Святым Духом происходит с христианином в таинствах Крещения и Миропомазания (совершающегося в православной традиции сразу после Крещения).

Концепция «стяжания (приобретения) Святого Духа», озвученная Серафимом Саровским в пересказе Н. А. Мотовилова содержит много общего с представлением о крещении Святым Духом как особом этапе духовной жизни, который, однако, толкуется скорее как процесс, нежели момент.

С 1970-х годов некоторые православные общины оказались затронутыми движением харизматического обновления с его пятидесятническими представлениями о крещении Святым Духом . Так, в 1978 году архиепископ Греческой православной архиепископии Америки Иаков официально одобрил деятельность харизматического православного архимандрита о. Евсевия Стефану . По признанию Стефану, крещение Святым Духом (в пятидесятническом понимании) революционным образом изменило его жизнь и служение . В харизматическом движении также участвовали ряд священников из Антиохийской православной церкви и игумен Русской православной церкви Евмений (Перистый) .

В протестантизме

В ряде протестантских традиций «крещение Святым Духом» рассматривается как единичное событие в жизни церкви, произошедшее в День Пятидесятницы и более не повторяющееся. Англиканская , лютеранская и реформатская церкви полагают, что крещение Духом Святым совершается в момент конфирмации . При этом, в богословии данных конфессий термин «крещение Святым Духом» использовался редко.

В широкое употребление термин «крещение Святым Духом» ввёл пресвитерианский служитель, лидер Чарльз Финни

Возможно, первым протестантским богословом, использовавшим словосочетание «крещение Святым Духом» был Джон Флетчер (1729—1785), методистский теолог и современник Уэсли . Под крещением Святым Духом Флетчер понимал духовный опыт, который следует за возрождением и даёт получившему его человеку духовную силу и внутреннее очищение. Данный опыт отождествлялся с теорией Уэсли о «втором действии благодати» (т. н. «полном освящении»). В широкое употребление термин «крещение Святым Духом» ввёл пресвитерианский служитель и лидер Чарльз Финни (1792—1875) . Перфекционистский служитель Дуайт Муди (1837—1899) указывал, что крещение Святым Духом — это привилегия каждого верующего, необходимая всем членам церкви . На протяжении XIX века тысячи методистов из движения святости утверждали, что пережили опыт крещения Святым Духом .

Крещению Святым Духом уделяли внимание и проповедники из . Кезвикские богословы видели в крещении Святым Духом отдельное духовное переживание, следовавшее после рождения свыше и наделявшее верующих «духовной силой для служения». Видным представителем этих взглядов был конгрегационалистский служитель Р. А. Торри (1856—1928). Основатель движения евангельских христиан в России Василий Пашков , находясь под влиянием работ Торри, также видел в крещении Святым Духом опыт, следующий после рождения свыше .

В конце XIX века баптистский проповедник (1836—1895) разработал систему взглядов на крещение Святым Духом, получившую распространение в баптизме и некоторых родственных ему течениях. В данной концепции уникальный, не повторяющийся опыт крещения Святым Духом верующий переживает при рождении свыше. В дальнейшей жизни, христианин переживает «исполнение Святым Духом».

Богословские взгляды Д. Флетчера, Ч. Финни, Д. Муди, Р. Торри подготовили почву для возникновения и развития пятидесятнического вероучения о крещении Святым Духом . В настоящее время, во всех крупных протестантских конфессиях (включая зарубежный баптизм и адвентизм ) существуют харизматические общины, принимающие догмат о крещении Святым Духом в его пятидесятническом понимании .

Среди ЕХБ

Баптистское представление о крещении Святым Духом существенно отличается от пятидесятнического. Среди евангельских христиан-баптистов понятие крещение Святым Духом тесно связано с концепцией возрождения («рождения свыше») . В Новом Завете крещение Святым Духом не является ни водным крещением, ни исполнением Святым Духом, ни переживанием, следующим после возрождения и спасения человека [ нужна атрибуция мнения ] , — это совершенно разные события, хотя и иногда совпадающие по времени, как, например, крещение и исполнение Святым Духом совпало в День Пятидесятницы ( Деян. ). Крещение Святым Духом представляет собой единократное действие, тогда как исполнение Святым Духом происходит снова и снова, являясь повторяемым событием .

Рассуждая о крещении Святым Духом, Сергей Санников проводит параллель с Иоанновым крещением . Иоанн Креститель крестил (то есть погружал) водою, но вода была не целью, а средством. Целью было покаяние . Так и при крещении Духом Святым, отмечает Санников, Дух Святой играет роль не цели, а средства. Иисус Христос крестит (погружает) Духом Святым в Тело Христово (то есть Церковь ). И об этом говорит Апостол Павел: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно Тело» ( 1Кор. ). «То есть крещение Святым Духом есть процесс погружения, или присоединения человека к Телу Христа, а Тело Его, как указывает Новый Завет, — это Его Невеста, Церковь» , — утверждает С. В. Санников .

При этом, подчёркивает Санников, в Новом Завете нет никакого указания о том, что людям следует делать, чтобы креститься Святым Духом. Это говорит о том, что крещение Святым Духом не цель, а средство, чтобы достичь состояния искупленного чада Божия. И это значит, что практически все этапы проходят без человеческого участия, а совершаются Иисусом Христом. Иначе Библия была бы полна указаний, как достичь этого состояния .

Каждый истинно уверовавший в Иисуса, как Господа, был крещён Святым Духом в Тело Христа в момент своего обращения. Этот акт уникален и неповторим для каждого верующего и не является привилегией отдельной группы людей . При этом отличительным признаком крещения человека Святым Духом является наличие плодов Святого Духа (перечисленных в Гал. ), а не даров . Согласно современному вероучению ЕХБ, видимым доказательством крещения Святым Духом служит изменение поведения человека, выраженное в отказе от греховного образа жизни .

В пятидесятничестве

Молитвы в пятидесятнических церквах часто сопровождаются говорением на иных языках

Крещение Святым Духом является одним из главных догматов пятидесятников . Особое понимание крещения Святым Духом сделало этот догмат отличительной особенностью всего пятидесятнического движения.

Пятидесятники видят в «крещении Святым Духом» отдельное событие, являющееся кульминационным в духовной жизни христианина .

В момент крещения Святым Духом сердце человека наполняется присутствием Святого Духа и становится «жилищем» для Него. Крещению Святым Духом обязательно предшествует покаяние и рождение свыше .

Традиционные пятидесятники считают, что обязательным доказательством (подтверждением, внешним видимым признаком) того, что человек был крещён Святым Духом, является говорение на иных языках .

В некоторых церквях ( Пятидесятническая церковь «Елим» , Евангелическая пятидесятническая церковь Чили ) говорение на иных языках не является обязательным.

Человек, крещённый Святым Духом, может также получить и другие духовные дары .

Целью крещения Святым Духом является также и исполнение христианина сверхъестественной силой Божией, которая необходима для нравственной жизни и эффективного служения Богу .

Критика пятидесятнической концепции

Больше всего споров среди богословов вызывает вопрос о том, наделяет ли в современный период при крещении Дух Святой христиан чудесными дарами-знамениями (такими как дар исцеления, изгнания бесов и особенно глоссолалия — «говорением на иных языках») и если да, то каждый ли христианин должен получать и проявлять их .

Пятидесятники верят, что уже ставший христианином человек должен усердно добиваться «крещения Духом», при получении которого он переживает ряд различных явлений — «дар иных языков», чувство эйфории , видения и другие подобные эмоциональные переживания. «Это дает возможность считать, что христианство — это цепь „переживаний“ , — отмечает протестантский богослов, автор книги „Харизматики“ . — Сравнивать, кто получит более яркие и сенсационные переживания становится почти соревнованием. И даже самые невероятные утверждения не подвергаются сомнению или вопросам» .

Те, кто отвергает идею о том, что Дух Святой в обязательном порядке наделяет христиан дарами-знамениями, приводят несколько групп аргументов:

  • Во-первых, в 1Кор. не утверждается, что все крещённые Духом коринфяне засвидетельствовали какие-то необычные дары. А если согласно 1Кор. их у них нет, то крещение Святым Духом не может быть однозначно приравнено к принятию Его даров .
  • Во-вторых, как свидетельствует история, эти дары, имевшие место в Церкви времён Апостолов, затем прекратились и на протяжении большей части церковной истории были практически неизвестны. А если проявлялись время от времени, то, как правило, в изолированных группах, имевших неортодоксальные взгляды по ряду других важных учений Церкви. Некоторые богословы при этом ссылаются на Евр. и утверждают, что назначением чудесных даров было утверждение Божьего откровения и воплощения и подтверждение его подлинности. По достижении этой цели в дарах-знамениях исчезла необходимость и они исчезли .
  • Во-третьих, схожие явления (особенно глоссолалия ) с библейских времён и до наших дней наблюдались там, где они никак не могут быть истолкованы как дары Святого Духа , — в других религиях, в практике колдунов , знахарей , экстрасенсов . Кроме того, психологи установили аналогию между проявлениями глоссолалии и некоторыми случаями повышенной внушаемости, « промывания мозгов » или электрошоковой терапии .
  • Особый интерес вызывают исследования случаев глоссолалии лингвистами . Дело в том, что часть сторонников глоссолалии утверждает, что речь идёт о реально существующих человеческих языках, которых слушатели просто не знают. Однако лингвистические исследования показали, что во многих подобных случаях издаваемый звуковой ряд не имеет достаточного числа характерных особенностей языка и потому не может быть классифицирован как язык .

См. также

Примечания

  1. , Most Pentecostals, however, coming from a Lukan perspective, separate baptism "in" the Holy Spirit from baptism "by" the Holy Spirit. In the latter, the agent of baptism is the Holy Spirit; in the former, the agent of baptism remains Jesus Christ, who baptizes believers into the Holy Spirit, с. 95.
  2. Комментарии Джона Мак-Артура к 1 Посланию Коринфянам, 12 глава
  3. , с. 428.
  4. , с. 98.
  5. Дата обращения: 14 апреля 2013. Архивировано из 24 августа 2012 года.
  6. . Дата обращения: 14 апреля 2013. 31 марта 2013 года.
  7. . Дата обращения: 14 апреля 2013. 4 марта 2016 года.
  8. священник Александр Усатов. [ Мимикрия под Православие среди неохаризматиков и современных обновленцев] . Дипломная работа . Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского (12 апреля 2013). Дата обращения: 3 сентября 2013. Архивировано из 3 октября 2013 года.
  9. J. Gordon Melton . . — New York: Facts On File, Inc., 2005. — С. 69. — ISBN 0-8160-5456-8 .
  10. Николай Каклюгин. . Исторический, психолого-психиатрический и геополитический аспекты феномена неопятидесятнического (харизматического) религиозного движения . sektoved.ru (9 июня 2014). Дата обращения: 11 января 2016.
  11. Ailan Thomas Loder. . A Thesis Submitted to the Faculty of In Partial Fuffillrnent of the Requirements for the Degree Master of Divinity (англ.) (PDF). Library and Archives Canada. Goverment of Canada (2000). Дата обращения: 11 января 2016. 18 апреля 2016 года.
  12. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея , 2010. — С. 331—332. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3 .
  13. Вольфганг Бюне. Предыстория // Игра с огнём. — Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 1991.
  14. J. Gordon Melton and Martin Baumann. Charismatic Movement // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices. — Santa Barbara, California: ABC CLIO, 2010. — P. 540—543. — 3200 p. — ISBN 978-1-59884-203-6 .
  15. Audrey Barrick. (англ.) . The Christian Post , INC (1 мая 2007). Дата обращения: 27 сентября 2013. 2 октября 2013 года.
  16. (англ.) . USA TODAY, a division of Gannett Co. Inc (5 апреля 2006). Дата обращения: 27 сентября 2013. 4 июня 2014 года.
  17. Peter Kaldor. / John Bellamy, Ruth Powell, Merilyn Correy, Keith Castle. — Lancer books, 1994. — С. . — ISBN 0-85892-536-2 .
  18. (порт.) . Igreja Adventista da Promessa. Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано из 17 августа 2013 года.
  19. Медведев М. от 1 февраля 2016 на Wayback Machine // Альманах «Богомыслие» Одесской богословской семинарии, Вып. 7. — Од. , 1998. — С. 71-72.
  20. Санников С. В. Фундамент. Курс начального богословия. — 3-е изд. — Од. , 2012. — С. 166—168.
  21. Санников С. В. Фундамент. Курс начального богословия. — 3-е изд. — Од. , 2012. — С. 170.
  22. Сайт Российского союза евангельских христиан-баптистов 5 апреля 2010 года.
  23. , с. 139.
  24. , с. 356, 357.
  25. , с. 442.
  26. , с. 70.
  27. , с. 448.
  28. , с. 359—360.
  29. , с. 743.
  30. Мак-Артур Джон . от 31 января 2016 на Wayback Machine . — Гл. «Вопрос авторитета».
  31. Евангельский словарь библейского богословия. / Под редакцией Уолтера Элуэлла. — СПб. : «Библия для всех», 2004. — С. 520. — ISBN 5-7454-0907-X
  32. , с. 743—744.
  33. , с. 744.

Литература

  • J. Gordon Melton . Baptism of the Holy Spirit // . — N. Y. , NY: Facts On File, Inc., 2005. — P. 69—70. — 657 p. — ISBN 0-8160-5456-8 .
  • Крещение Святым Духом // Протестантизм:Словарь атеиста/Под общ. ред. Л. Н. Митрохина . — М. : Политиздат , 1990. — P. 139—140. — 320 p. — ISBN 5-250-00373-7 .
  • John W. Wyckoff. Chapter 13. The Baptism in the Holy Spirit // Systematic Theology. A Pentecostal perspective / . — Springfield , Missouri : Logion Press and Gospel Publishing House, 1994. — 704 p. — ISBN 0-88243-3-19-9 .
  • William W. Menzies. Baptism of the Spirit // / Samuel S. Hill, Charles H. Lippy, Charles Reagan Wilson. — второе, пересмотренное и исправленное. — Macon, Georgia: Mercer University Press, 2005. — P. 98—99. — 854 p. — ISBN 978-0-8655-4758-2 .
  • J. R. Williams. Baptism in the Holy Spirit // / Stanley M. Burgess, Eduard M. Van Der Maas. — Grand Rapids, Michigan: Zondervan; Exp Rev edition, 2002. — С. 554—363. — 1328 с. — ISBN 0310224810 .
  • Эриксон Миллард. IX Святой Дух // Христианское богословие. — СПб. : Библия для всех, 2009. — С. 743—745. — 1088 с. — ISBN 5-7454-1112-0 , ISBN 978-5-7454-1112-0 , ISBN 987-5-7454-1112-0 (ошибоч.) .
  • K. D. Yun. Baptism in the Holy Spirit // / William A. Dyrness, Veli-Matti Kärkkäinen. — InterVarsity Press, 2009. — P. 95—97. — 996 p. — ISBN 9780830878116 .
Источник —

Same as Крещение Святым Духом