Heidelberg Materials
- 1 year ago
- 0
- 0
Mater et Magistra ( лат. Мать и наставница ) — энциклика папы римского Иоанна XXIII от 15 мая 1961 на тему «Христианство и социальный прогресс».
Энциклика «Mater et Magistra» представляла собой обращение к епископам Римско-католической церкви , опубликованное на 70-летие « Rerum Novarum » ( 1891 год ). В «Rerum Novarum» папа римский Лев XIII провозгласил новую социальную доктрину церкви и для её реализации учредил общественное движение, получившее впоследствии название « христианская демократия ». В 1931 году Пий XI выпустил « Quadragesimo Anno », в которой провёл модернизацию католического социального учения. После Второй мировой войны это учение стало идеологическим фундаментом для христианско-демократических партий, которые приобрели значительный вес и в ряде стран (Италия, Германия, Бельгия) пришли к власти. В своём обращении папа Иоанн XXIII подвёл итог под достижениями христианской демократии и обозначил новые приоритеты.
«Mater et Magistra» состоит из введения, четырёх глав и заключения. Каждый из этих разделов в свою очередь разбит на озаглавленные подразделы. Энциклика начинается со слов, что Римско-католическая церковь является матерью и наставницей всех наций, что объясняет название документа.
Иоанн XXIII проводит анализ средств, которыми обладает современное государство для повышения уровня жизни населения благодаря научному и технологическому прогрессу. Папа римский предупреждает о риске, что эти средства могут быть использованы для подавления . По его мнению, государство должно охранять право индивида самостоятельно распоряжаться собой и свободно заниматься продуктивной экономической деятельностью. При этом он настаивает на необходимости ответственного подхода к свободе.
Признав, что человеку свойственна социализация — объединение усилий с другими для достижения совместных целей — папа римский подчёркивает её осознанный характер. Социализация не должна рассматриваться в духе детерминизма как следствие законов природы, в противном случае она может начать делать из людей машины. Основой здорового общества являются стремление к истине , объективная справедливость и её движущая сила, любовь .
Энциклика призывает рабочих по возможности приобретать акции фирм-работодателей. Далее Иоанн XXIII подробно анализирует проблемы сельского хозяйства и предлагает различные решения: государственную поддержку, налоговую реформу, доступ к дешёвым кредитам, социальное обеспечение и регулирование цен. Говоря о бурном росте населения планеты , понтифик обращает внимание на неравенство между богатыми и бедными нациями и призывает страны с избытком еды оказывать гуманитарную помощь голодающим. Такая помощь, однако, не должна становиться ширмой для новых форм колониализма .
В отношении тоталитаризма Иоанн XXIII утверждает, что недостаток личной инициативы граждан влечёт за собой политическую тиранию . Папа осуждает и называет абсурдными идеологии, которые обещают мирской рай, презрительно относятся к религии и преследуют верующих, — прозрачно намекая на марксизм-ленинизм . Он называет фундаментальной ошибкой отношение к религиозной потребности как к чувству, фантазии или реакции на чрезвычайное событие.
Иоанн XXIII замечает, что люди всё больше осознают необходимость взаимопонимания и сотрудничества. Реальное общество всегда несовершенно, и чтобы избежать перерастания конфликтов в массовое насилие , необходимы активный поиск компромиссов и нравственная опора. Папа выражает сожаление, что лица, наделённые реальной властью , часто не способны понять друг друга. Это он объясняет тем, что люди, несущие на своих плечах большую ответственность, редко признают существование нравственного порядка, — который основан на вере , носит абсолютный характер и налагает на каждого одни и те же обязательства. Такой порядок понтифик считает отправной точкой для установления доверия между людьми и между нациями.
Фундаментальным принципом католического социального учения Иоанн XXIII называет отношение к человеку как основе, причине и цели существования любого общественного института , в том числе, государства . Возникновение всех этих институтов является следствием социальной природы человека.