Христианская демократия
- 1 year ago
- 0
- 0
История христианской демократии в различных странах имела свои особенности.
Значительная часть немецких католиков во главе с Дёллингером и фон Кеттелером поддержала революцию 1848 года , под лозунгом «Религии нечего бояться свободы». Несмотря на сходство с позицией французского «Авенир», позиция немецких католиков нашла частичную поддержку у Ватикана , который был согласен с отделением церкви от государства на территориях, где преобладал протестантизм . Вскоре фон Кеттелер основал католическое социальное движение. Реакция Ватикана была двойственной: он благожелательно отнёсся к благотворительной деятельности, но категорически возражал против поощрения самопомощи среди рабочих и создания профсоюзов .
На многих землях, вошедших в Германскую империю , католицизм до объединения занимал привилегированное положение. Более того, во главе Германского союза стояла католическая династия Габсбургов . Однако после объединения католики стали в Германии меньшинством, которое стало искать пути для защиты своей идентичности от преобладающего влияния протестантов. В 1870 для этой цели была создана Немецкая партия Центра , которая непрерывно наращивала политический вес, несмотря на жёсткое сопротивление со стороны прусской бюрократии. Немецкая партия центра заняла федералистскую, антипрусскую и пропарламентскую позицию. В восточных сельских районах политический католицизм оставался консервативным и авторитарным, в то время как в промышленной зоне вокруг Рейна начали нарастать либеральные течения. Партия старалась играть роль посредника и в дальнейшем стала одним из важнейших элементов в Веймарской коалиции . В 1919 году баварское отделение партии Центра создало независимую Баварскую народную партию , как правило, выступавшую с более консервативных позиций. После Первой мировой войны христиано-демократы поощряли создание протестантско-католических профсоюзов . Однако в связи с приходом к власти Гитлера , партия Центра и Баварская народная партия самораспустились в июле 1933.
В послевоенной ФРГ христианская демократия приняла межконфессиональный характер, стремясь привлечь в свои ряды не только католиков, но и протестантов. Это привело к созданию Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза , которые завоевали значительную часть электората. Их лидеры играли важную роль в процессе разработки конституции 1949. Гегемонии христианских демократов на протяжении 1949—1966 способствовали расслоения, порождённые холодной войной. Впоследствии ХДС/ХСС неоднократно входили в правящую коалицию и продолжают оставаться в Германии одной из ведущих политических сил.
Ассоциация христианских профсоюзов Германии, в которой состоит около 280 тысяч человек, до сих пор является третьим по величине объединением профсоюзов в стране .
После Первой мировой войны Ватикан дал разрешение на создание католических партий, и в результате в 1919 возникла демократическая Итальянская народная партия , которая просуществовала до прихода к власти Муссолини . После заключения Латеранских соглашений папа Пий XI подверг партию атаке и тем самым способствовал её распаду. В то же время добровольная неполитическая организация мирян « Azione Cattolica » («Католическое действие») получила протекцию со стороны церкви. В первые послевоенные годы эта организация стала важным инструментом для мобилизации избирателей в поддержку христианских демократов .
По окончании войны была основана Итальянская христианско-демократическая партия , которая на протяжении 1945—1992 поставляла в правительство большинство министров и всех премьер-министров . Хотя в политической среде происходили значительные изменения, партия к ним приспосабливалась и формировала коалиции как с левыми, так и с правыми силами. С самого начала своего существования ХДП состояла из конкурирующих фракций, каждая из которых зависела от внешней поддержки со стороны влиятельных католических организаций, в том числе Ватикана . Хотя эта фрагментация негативно сказывалась на эффективности правительства, партия объединяла различные классы и сильно варьирующиеся сегменты итальянского общества. При этом лидеры ХДП, пришедшие из общественных организаций, как правило имели репутацию людей честных и компетентных в технических вопросах. Партия поддерживала развитие промышленности и в особенности производство товаров массового потребления. Секуляризация почти не сказалась на её силе, так как привлекательность ХДП во многом обеспечивалась популизмом и антикоммунистической риторикой. Кроме того, тесные контакты ХДП с государственным аппаратом позволяли ей удерживать привилегированную позицию по сравнению с другими партиями. Середина 1950-х характеризовалась значительным наращиванием государственного сектора в экономике. В результате партия усилила свои связи с бюрократией, государственными директорами и банковской системой. Ряд функционеров стали практиковать предоставление помощи местным администрациям в обмен на использование их ресурса на выборах, что вызывало критику со стороны оппозиции.
Принятая после Второй мировой войны конституция отразила многие положения католической политической доктрины. Был учреждён подлинно двухкамерный парламент , обеспечена защита автономии провинций и местных сообществ. Для реализации идеи корпоратизма был создан Национальный совет экономики и труда. ХДП официально выступала за национализацию банков и тяжёлой промышленности, за сохранение свободы для малого бизнеса и за кооперативы в сельском хозяйстве. На практике влиятельное правое крыло в партии предотвращало попытки увести экономику страны в сторону социализма . Успехи коммунистов на выборах в Южной Италии внесли коррективы в доктрину партии, которая признала, что частная собственность , хотя бы в малом масштабе, должна стать доступной всем классам. Были признаны право на труд, право зарабатывать на прожиточный минимум, право каждого одарённого человека на высшее образование.
После распада ХДП в 1994 христианская демократия по-прежнему остаётся ведущей идеологией. Большинство её сторонников поддерживает « Вперёд, Италия », однако есть и другие христианско-демократические партии.
После резкого снижения влияния церкви среди католиков в XIX веке, некоторые общественные деятели (такие, как Шатобриан ) предприняли попытки католического возрождения, подчёркивая эстетические и традиционные аспекты веры. Местр и Бональд считали революционный период отдельным эпизодом на фоне течения истории, для которого был характерны монархия и традиционализм . Подобные взгляды находили поддержку у вернувшейся во Францию из изгнания аристократии, а также у части среднего класса, который начал видеть угрозу в растущем рабочем движении.
Однако вскоре часть католиков во главе с Ламенне , издававшая журнал «Авенир», начала публично критиковать Ватикан за то, что он встал на сторону контрреволюции и тем самым нанёс ущерб процессу распространения веры. Они призывали церковь перестать заниматься политикой и выдвинули лозунг «Бог и свобода». Группа выступала за бесплатное образование, свободу слова, право на объединение и свободу совести. Однако позиция «Авенир» не нашла поддержки ни со стороны среднего класса, которому претила духовная экспансия как проявление клерикализма , ни со стороны духовенства, которое категорически отрицало доктрину отделения церкви от государства. В результате развёрнутой Ватиканом травли Ламенне ушёл из церкви, примкнул к социал-либералам и поддержал революцию 1848 года . Однако его последователи и Лакордер продолжили попытки наладить контакт с церковью, продолжая призывать к либеральным и социальным реформам.
Параллельно часть французских католиков считала необходимым оказывать практическую помощь бедным. В 1833 было основано благотворительное Общество Св. Винсента де Поля. Впоследствии опыт этой организации рассматривался Ватиканом как один из показательных примеров христианской демократии.
После выпуска «Rerum Novarum» Католическая церковь объявила о своём политическом нейтралитете, однако сохранила за собой право давать оценки. Несмотря на негативное отношение к либерализму , энциклика «Inter Innumeras» (1892) призывала все французские партии сплотиться в поддержку Третьей республики . Последовавший рост католического профсоюзного движения сочетался с созданием других общественных католических организаций, таких как «Semaines sociales de France», которые проявляли интерес к вопросам всеобщего избирательного права, трудового законодательства, налоговой политики, аграрных реформ и т. п. Это вызывало озабоченность со стороны католической иерархии. Чтобы дать назидательный пример, в 1910 Ватикан обвинил движение «Le Sillon» в политической активности и деятельности по содействию демократии вместо приобщения к Евангелию . По приказу папы Пия X организация была расформирована.
После Первой мировой войны большинство верующих католиков поддерживало консервативные течения, чему способствовало участие священников в войне. Многие выдающиеся французские генералы были глубоко религиозными людьми, настроенными враждебно по отношению к социализму, но при этом разочарованными в либерализме и парламентаризме. Антидемократические движения « Action Française » и «Camelots du Roi» получили массовую поддержку, а патерналистический авторитаризм оказал значительное влияние на католическое общественное мнение. Вместе с тем, часть интеллигенции, среднего класса и профсоюзов объединились и в 1924 основали Народно-демократическую партию ( фр. Parti démocrate populaire ). Более просоциалистически настроенные католики создали партию «Молодая республика» ( фр. Ligue de la Jeune République ) .
После Второй мировой войны партия Народно-республиканское движение призывала к национализации крупных предприятий и превращению их в рабочие сообщества, где рабочие имели бы долю в собственности и оказывали влияние на процесс управления наряду с менеджерами. Однако она испытала сильную конкуренцию со стороны основанной в 1947 правоцентристской партии Объединение французского народа под предводительством де Голля и в Пятой республике утратила влияние в политике . К концу XX века французские христианские демократы окончательно слились с правоцентристами.
В России христианская демократия не является традицией, однако существуют родственные и при этом самобытные течения . В то время как идеология западной христианской демократии сформировалась в результате сотрудничества церкви с политическими движениями, в России основным идеологическим источником для христианско-демократического движения конца 1980-х стали русские философы .
В 1909 вышел сборник «Вехи» , в котором ряд философов ( Н. А. Бердяев , С. Н. Булгаков , П. Б. Струве , С. Л. Франк ) предупреждали об опасности утопического революционизма и призывали к либеральной политике, уважающей христианские общественные ценности. После Октябрьской революции авторы сборника «Вехи» и другие христианские философы ( Б. П. Вышеславцев , И. А. Ильин , Н. О. Лосский , П. И. Новгородцев , Г. П. Федотов ) приобрели заметное влияние среди оказавшейся в эмиграции русской интеллигенции. В своих работах эти авторы обращались к проблемам общества и нравственности.
По мнению С. Н. Булгакова , пороки внутри Церкви были не менее опасны, чем безрелигиозность революционеров . Для дореволюционной Русской Православной Церкви были характерны бюрократизм и сервильность по отношению к власти, она порой выполняла даже полицейские функции . По мнению Булгакова, равнодушие Церкви к социальным проблемам отталкивало народ от христианства. Основой государственного устройства должно быть уважение человеческой личности, и таким устройством Булгаков видел свободный союз самоуправляющихся общин.
В СССР , несмотря на сотрудничество высшего духовенства РПЦ с коммунистическим режимом, отдельные священники и религиозные диссиденты среди мирян вели борьбу за права человека и свободу вероисповедания. Церковь также сохраняла национальные традиции и культуру в условиях, когда существование автономных этнических институтов стало невозможным. В последние годы существования СССР роль коммунистической идеологии резко снизилась, перестал насильственно насаждаться атеизм , и множество людей обратили свои взгляды на религию. Этот религиозный импульс оказался скоротечным, и сегодня лишь меньшинство населения России регулярно ходит в церковь.
Крупных христианских политических партий в России никогда не было. В 1905 году по инициативе ряда протестантов была создана первая христианская партия «Союз свободы, правды и миролюбия», которая через год распалась. В марте 1917 по инициативе И. С. Проханова была учреждена Христианско-демократическая партия «Воскресение» социально-евангелической направленности, но она не сыграла заметной роли . Начиная с конца 1980-х в России стали возникать мелкие организации христианско-демократической направленности. Ни одна из них не стала парламентской партией, и большинство прекратило своё существование.
В августе 1989 года по инициативе А. И. Огородникова была учреждена партия Христианско-демократический союз России, которая искала поддержки среди представителей всех христианских конфессий. Партия стала партнёром Интернационала христианской демократии. В дальнейшем появился ряд других организаций , крупнейшей из которых было Российское христианское демократическое движение . Главными принципами РХДД были христианская духовность, просвещённый патриотизм и антикоммунизм . РХДД стремилось выработать демократическую и вместе с тем национально-ориентированную программу. Однако после распада СССР проблемы, присущие русскому национализму (поиск утраченного величия, имперское прошлое, радикальные течения и т. д.), привели к дроблению движения. Часть сторонников, во главе с В. В. Аксючицом , были озабочены сохранением России как сильного государства и гаранта соблюдения прав человека, ради чего они стали участвовать в оппозиционной коалиции с коммунистами . Другие стали ориентироваться на партии власти, третьи ушли в правоцентристскую оппозицию.
Отношения российских христианско-демократических движений с РПЦ были часто напряжённые. Одни идеологи настаивали на соблюдении независимости от РПЦ, другие вовсе отказывались с ней сотрудничать. В свою очередь, РПЦ относилась к христианских движениям с недоверием (возможно, опасаясь их связей с католиками) .
Интернационал христианской демократии также относился к российским движениям настороженно. Российских коллег подозревали в подверженности теократии и иррациональному авторитарному мистицизму . После распада СССР, ИХД критиковал РХДД за отсутствие развитой концепции федерализма и призывал искать новые пути интеграции на добровольной основе в соответствии с принципом субсидиарности. В его представлении, российские течения были скорее национально-христианскими, чем христианско-демократическими.
По мнению ряда политологов, сегодня в России нет условий для возникновения массового христианско-демократического движения. Среди причин приводятся: отсутствие соответствующей политической традиции; отсутствие у христианских политиков собственной идеологии; малочисленность избирателей, которым важны как евангельские, так и демократические ценности; слабая поддержка со стороны главенствующей церкви . Согласно законодательству, создание партий по признакам религиозной принадлежности запрещено . Вместе с тем, некоторые аналитики полагают, что христианская демократия имеет потенциал в России, поскольку отрицает как тоталитаризм , так и культурный либерализм , и при этом способна преодолеть противоречия, берущие начало из споров западников со славянофилами .
На Украине христианско-демократическое движение зародилось в конце XIX века, на территории, которая входила в состав Австро-Венгерской империи. Движение существовало в виде общественной организации «Католический Русько-Народный Союз», основанной в 1896 году, а в 1911 году было преобразовано в партию Христианско-Общественный Союз (Християнсько-Суспільний Союз) во главе с Александром Барвинским. Партия опиралась на поддержку католической и греко-католической церкви.
Возрождение христианской демократии началось в 1988 году, когда был создан Украинский христианско-демократический фронт, позже преобразованный в Украинскую христианско-демократическую партию (УХДП). Партия позиционировала себя как антикоммунистическая, национально-ориентированная сила. Однако влиятельной силой так и не стала, так как имела организационные структуры только в западных областях Украины. Кроме того, вскоре христианско-демократическое движение потряс целый ряд расколов и конфликтов. В 1992 году в результате раскола УХДП была создана Христианско-демократическая партия Украины (ХДПУ), которую в свою очередь постиг раскол сначала в 1996 г. — ряд членов партии основал партию Христианско-Демократический Союз (на тот момент — Христианско-Народный Союз), а потом в 1998 г. — часть членов ХДПУ создали Всеукраинское объединение христиан.
Постоянные расколы, сопровождавшиеся публичными скандалами и обвинениями, в том числе и в хищении партийных денег, подорвали доверие к христианским демократам, как со стороны избирателей, так и церквей. Первоначально перспективная идеология, была окончательно скомпрометирована уже к концу 1990-х годов.
Христианская демократия не смогла стать влиятельной политической силой как в силу указанных выше расколов, так и ряда субъективных и объективных причин: христианские демократы практически не отличались от других национал-демократических сил и были заметны только в Западной Украине. Кроме того, раскол в украинском православии, а также общая религиозная ситуация, характеризующаяся повышенной конфликтностью и атмосферой недоверия, не дает возможность христианским демократам эффективно сотрудничать с церквями. В глазах широкой общественности, христианские демократы либо ничем не отличались от националистических прозападных партий, либо выглядели клерикалами, которые к тому же не имеют поддержки самих церквей.
На сегодня, на Украине существует две христианско-демократические партии — Христианско-демократический союз и Христианско-демократическая партия Украины. Из них только ХДС имеет регулярное присутствие в Верховной Раде (от 1 до 3 депутатов) благодаря участию партии в избирательном блоке бывшего президента Украины Виктора Ющенко «Наша Украина». Кроме того, слово «христианская» присутствует в названии партии бывшего киевского городского головы Леонида Черновецкого — Христианско-либеральная партия Украины. Партия опирается на поддержку одной из многочисленных протестантских церквей харизматического направления.
Интеллектуальная деятельность христианско-демократического движения осуществляется рядом политиков нового поколения — издаётся газета «Христианский Демократ» (главный редактор Дмитрий Панько). Идеологической платформа в сжатом виде изложена в , который впервые был опубликован на официальном сайте партии ХДС в 2007 г.
В 2014 году была зарегистрирована "Украинская Галицкая партия". В программе партии написано что она придерживается христианско-демократических ценностей. Партия имеет региональный характер и участвует в выборах только в трех областях: Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской.