За́падный маркси́зм
(
англ.
Western Marxism
) — так называется
марксизм
, получивший развитие на
Западе
после
Октябрьской революции
.
Это течение, которое, с одной стороны, противостоит
сталинской
интерпретации
марксизма
, критически отзываясь и о «реальном
социализме
» в
СССР
1930—1980 гг.
, а с другой — критически развивает наследие
Маркса
и
Энгельса
, критикуя капиталистическую систему. Основоположниками принято считать
Дьёрдя Лукача
,
Карла Корша
,
Антонио Грамши
.
В рамках этого направления сформировались две основные традиции: «Диалектико-гуманистическое» и «
Сциентистское
».
«Диалектико-гуманистическое направление»
«Диалектико-гуманистическое»
, предлагавшее поставить человека в центр марксистской философии. В данном случае сочетаются разработки Маркса из «
Экономическо-философских рукописей 1844 года
» и
фрейдизм
,
экзистенциализм
,
неогегельянство
.
В данное направление входят:
-
Франкфуртская школа
. По мнению китайских профессоров-марксистов
и Ян Гэна, «после Франкфуртской школы западный марксизм и марксоведение уже не имели никакого отношения к социальной практике и в определенной степени превратились в критику с позиций книжного кабинета»
.
-
Фрейдомарксизм
(
В. Райх
,
Г. Маркузе
,
Э. Фромм
)
-
Экзистенциальный
марксизм (
Ж. П. Сартр
,
К. Касториадис
,
К. Лефор
). Также идеи, близкие к марксизму, разрабатывали
Э. Фишер
,
А. Шафф
,
К. Косик
,
Ф. Марек
. Среди работ Ж. П. Сартра, посвященных этой тематике, можно выделить «Проблемы метода» и «Критика диалектического разума». Ж. П. Сартр представляет практически действующего индивида как источник социальной диалектики. Основной акцент в этом направлении делается на человеческую субъективность, проблемы отчуждения (то, на что делал сильный упор ранний Маркс), проблемы восстановления целостности человека.
-
Феноменологический
марксизм, получивший распространение в основном в
Италии
и
США
(
Энцо Пачи
, П. Пиконе). Энцо Пачи пытался соединить
Гуссерля
с Марксом путём соединения
феноменологии
и марксизма. Роватти, Вигорелли разрабатывали проблематику человеческих потребностей, революционного субъекта истории и т. д.
-
Марксистский
историцизм
— этого направления придерживались последователи А. Грамши — Н. Баладони, Л. Группи, Э. Серени. Исходя из его понимания философии как «философии практики», они отвергли разделение марксистской философии на диалектический и исторический материализм.
-
Будапештская школа
(
А. Хеллер
,
М. Вайда
,
Д. Маркуш
,
Ф. Фехер
) — последователи идей молодого Дьёрдя Лукача (в частности, особенное значение имеет его работа «История и классовое сознание»), в которой диалектика представляется как взаимосвязь и взаимопереход объекта и субъекта, а во главу угла ставится понятие общества как целостности.
-
Школа «Праксис»
, сложившаяся вокруг одноименного югославского журнала, выходившего в
Загребе
(
Г. Петрович
,
,
М. Кангрга
,
Р. Супек
,
М. Маркович
,
С. Стоянович
). В основе их работ лежит понятие практики как фундаментального отношения между субъектом и объектом. Они разрабатывали проблематику человека, а также пытались воздействовать на систему самоуправления в Югославии.
-
Эрнст Блох
(1885—1977) с его «философией надежды». Блох строит общую концепцию развития мира, в которой субъект и объект сначала слитны, затем разделяются, а затем воссоединяются снова. Марксизм, по Блоху, это «конкретная утопия», соединяющая предвидение будущего с его возможностью его революционного сотворения.
«Сциентистское направление»
«
Сциентистское
направление»
, предлагавшее поднять марксизм на высокий научный уровень, очистив его от абстрактного философствования.
-
Луи Альтюссер
и его последователи (
Э. Балибар
, Д. Лекур, П. Реймон). Это течение нередко называют «
структуралистский марксизм
» или «альтюссерианство». Представители этого направления считают, что марксизм должен выявлять свою специфику как науки, освобождаясь от философии субъекта, от телеологической гегелевской диалектики, от идеологии, от эмпиризма. Выдвигается концепция «сверхдетерминации» — мысль о том, что основное экономическое противоречие в обществе должно решаться с помощью политики, идеологии и т. п. Поэтому революция происходит не там, где экономическое противоречие наиболее развито, а там, где на него накладываются иные противоречия.
-
Гальвано делла Вольпе
(1895—1968) и его последователи рассматривали марксистское учение об обществе как конкретную науку. Делла Вольпе считал, что науке необходимы определённые абстракции, а философия сводится к общей методологии.
-
Аналитический марксизм
(80-90е гг. XX в.) — представители (
Эрик Олин Райт
,
Дж. Коэн
, Ю. Элстер, Дж. Ремер и др.) — стремились развить учение об обществе как науку на основе строгих современных методов. Развиваются микро- и макроуровневый подходы. На макроуровне предложена концепция соотношения производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, на микроуровне — исследование поведения индивидов. Эти исследования проводились с помощью методов математического моделирования, теории игр и т. д.
Прочее
Синтез Хабермаса
С 60-х годов XX века наиболее крупным автором западного марксизма постепенно становится синтезировавший идеи диалектико-гуманистического и сциентистского направления
Юрген Хабермас
. Главным разногласием Хабермаса с Франкфуртской школой, а особенно с его предшественниками Адорно и Хоркхаймером, является отрицание книжного характера философии и требование, чтобы философия изменяла мир, а философы участвовали в политическом процессе. Кроме того, по мнению Хабермаса, процесс самосозидания человечества не ограничивается только трудовой сферой, на чём настаивали ортодоксальные марксисты и с чем соглашались создатели «критической теории», в частности Хоркхаймер и Адорно.
Но это — разногласие Хабермаса именно с ортодоксальным марксизмом, а не с Марксом, который марксистом не был. Хабермас под современным марксизмом обычно понимает именно учение К. Маркса, Ф. Энгельса, Розы Люксембург, А. Грамши, а не тот марксизм, сторонником которого Маркс не был. Маркс в «Немецкой идеологии» отвечает Бруно Бауэру, что никогда не говорил о коммунизме через призму потребностей и потребления: Маркс и его сторонники, в отличие от марксистов, о коммунизме говорят в ином аспекте — как о процессе постоянного роста самосознания, который как раз и изучает Хабермас.
Производственные отношения — это не только результат труда, это и процесс коммуникации. Если принять, что история — это процесс рационализации — выстраивания социальной практики в соответствии с какой-то программой рационального мышления, то следует признать, что рационализация бывает двоякого рода:
1) как процесс роста производительных сил путём отбора и рационализации средств;
2) рационализация действий, ориентированных на взаимопонимание путём устранения отношений принуждения, которые встроены в структуру коммуникации.
Отсюда и два типа рациональности:
Инструментальная (подавляет личность и её субъективность, допускает творчество только в тех пределах, которые определены расчетом и системой власти)
и коммуникативная (предполагает проявление и развитие субъективности, индивидуальности, а также устранение насилия).
Понятие «коммуникативная рациональность» становится основным в философии Ю. Хабермаса и специально рассматривается в его основных работах «Познание и интерес» (1968) и «Теория коммуникативного действия» (1981). Коммуникативная рациональность призвана регулировать такие важные жизненные сферы, как культурная преемственность, воспитание, социальная интеграция. Однако в условиях модернизирующегося западного общества коммуникативная рациональность вытесняется рациональностью экономической и административной, и в этом и есть причина несправедливости и кризисности современного общества
.
Постметафизика, по Хабермасу, означает не просто позитивную философию по Шеллингу, а современную позитивную философию Хабермаса и его последователей, которую он рассматривает наряду с классическим западным марксизмом,
аналитической философией
,
структурализмом
,
феноменологией
как одно из основных направлений современной западной философии. При этом постметафизическое мышление выступает и в роли синонима современного философского мышления как такового и, помимо лингвистического поворота и ситуирования разума, включает в себя также процессуальную рациональность, или фаллибилизм, и дефляцию не-повседневного, под которой следует понимать тривиализацию и функционализацию Хабермаса
.
См. также
Примечания
-
Андерсон П.
Размышления о западном марксизме. М., 1991.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 августа 2022.
13 августа 2022 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 4 мая 2022.
4 мая 2022 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 14 января 2011. Архивировано из
24 января 2010 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 10 сентября 2013.
6 сентября 2017 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 8 августа 2015.
7 августа 2016 года.
-
(неопр.)
Дата обращения: 10 августа 2015.
1 июня 2015 года.
Литература
-
Грецкий М. Н. доклад на международной научной конференции «Классический марксизм: что устарело, что выдержало проверку временем» (1997). Опубликован в журнале «Экономико-философские тетради», 2004 г., выпуск 2, стр. 179—181
Ссылки