Замковая улица (Санкт-Петербург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы или За́мковая це́рковь ( белор. Царква Прачыстай Багародзіцы ; белор. Замкавая царква ) — памятник архитектуры XIV—XVII веков в Новогрудке . Находилась на Замковой горе , посреди Новогрудского замка . В 1870-е годы власти Российской империи снесли церковь (сохранился только фундамент). Произведение архитектуры местной школы зодчества и барокко .
Строительство церкви, видимо, началось при великом князе Гедимине до 1323 года, когда Новогрудок ещё был столицей Великого княжества Литовского . Около 1316 года город стал кафедрой первого литовского православного митрополита Феофила . Возможно, церковь построили немного позже, при сыне Гедимина Кориате , которому в середине XIV веке принадлежало Новогрудское удельное княжество .
Во 2-й половине XIV века здание перестроили — добавили четыре столба в центре. По требованию великого князя литовского Гедимина , около 1317 года Констатинопольским патриархом Иоанном Гликой была создана православная митрополия Литвы с центром в литовском Новгородке — Малом Новгороде (современный Новогрудок ) , на которую был поставлен митрополит Феофил (первый и последний на этой кафедре). Ему подчинялись епископы Полоцкий и Туровский . Резиденция литовского митрополита ( греч. μητροπολίτης Λιτβων ) находилась в Новогрудке , затем резиденция была устроена и в Вильне . Подвластное Орде Киевское княжество с 1320-х годов было под влиянием Великого княжества Литовского , а с 1362 года в составе ВКЛ .
При литовском митрополите Феофиле , в 1328 году на соборе в Новогрудке, в котором участвовали епископы Марк Перемышльский , Феодосий Луцкий , Григорий Холмский и Стефан Туровский , епископом Владимирским поставили Афанасия, а Галицким — Феодора .
В 1409 году в Киев из Константинополя прибыл новый митрополит Киевский и всея Руси Фотий . В первой половине 1410-х годов Фотий был обвинён в тяжком грехе, по которому иерарх достоин извержения из Церкви и проклятия. Литовско-киевские епископы написали Фотию послание, в котором обосновали свой отказ от подчинения неканоничному иерарху. Великий князь Витовт изгнал Фотия из Киева и обратился к императору Мануилу с просьбой дать Литовской Руси достойного митрополита. Император «для прибытков неправедных» не удовлетворил просьбу Витовта . Не получив удовлетворения своей просьбе, великий князь Витовт собрал литовских князей, бояр, вельмож, архимандритов, игуменов, иноков и иных священников на собор. 15 ноября 1415 года в Новогородке Литовском архиепископ полоцкий Феодосий и епископы Исаакий черниговский , Дионисий луцкий , Герасим владимиро-волынский , Галасий перемышльский , Савастьян смоленский , Харитон Холмский и Евфимий туровский подписали соборную грамоту о избрании молдо-влахийского епископа Григория Цамблака и посвящении его в митрополита Киевского и всея Руси по правилам святых Апостолов и по признанным Вселенской православной церковью примерам, бывшим прежде на Руси, в Болгарии и Сербии , что по сути было объявлением автокефалии православной церкви в Великом княжестве Литовском . Константинопольский патриарх сначала не признавал нового митрополита, но потом всё таки признал Цамблака. Кафедру митрополита перенесли из Киева в Новогрудок .
Борисоглебская церковь стала кафедрой митрополита Литовского . После смерти Цамблака в 1420 году Литовская митрополия осталась без митрополита. Пока в начале 1433 года патриарх Иосиф II не возвел на престол Литовской митрополии смоленского епископа Герасима . В Москве не пожелали признать Герасима, его обвинили в союзе с католиками. По этому подозрению князь Свидригайло в ходе гражданской войны между приверженцами «старой веры» и сторонниками польско-католической гегемонии в 1435 году приказал сжечь Герасима в Витебске (вследствие этого преступления Свидригайло потерпел поражение от пропольской партии) .
После образования в 1448 году Русской православной церкви , православные епархии Великого княжества Литовского через некоторое время стали автономной митрополией Константинопольского патриархата . Новогрудок продолжал оставаться кафедрой православного митрополита. На 1530-е годы здесь было уже 10 церквей: Борисоглебская , Успенская, Иоанновская, Крестовоздвиженская, Николаевская, Покровская, Пятницкая, Симеоновская, Троицкая и Воскресенская. Какой вид имела в это время Замковая (Успенская) церковь можно судить по материалам её археологических исследований, проведенных в 1973—1974 годах ленинградскими археологами.
Важной изюминкой этой церкви было и то, что здесь с XVI века находилась чудотворная икона Матери Божьей Новогрудской — известная многими чудесами, в том числе, по словам Адама Мицкевича , и его чудесным выздоровлением. В 1581—1775 годах здесь проходили заседания Литовского трибунала .
В XVІІ веке церковь перестроили в стиле позднего барокко . Церковь была сильно повреждена во время пожара 1751 года, и долгое время находилась в полуразрушенном состоянии. В начале 1870-х годов её разобрали на кирпич. Сегодня на замковой горе в Новогрудке сохранился на глубине свыше 1 метра только её фундамент.
Церковь была крестообразной в плане размерами 12,2 х 13 метров. Внутри церкви были четыре столба , которые содержали барабан с куполом . Два боковых нефа и апсида имели ребристые ( нервюрные ) своды . Если смотреть снаружи, над центром церкви возвышался купол, ниже центральных стен была апсида , западный притвор и боковые выступы. Такой вид делал её похожей на некоторые смоленские и полоцкие церкви XII века. Стены Успенской церкви были выложены из красного обожженного кирпича, боковые выступы украшались блоками желто-зеленого туфа , что создавало церкви, которая возвышалась над всем городом, очень красивый внешний вид.
В результате перестройки XVII веке объем продлили на запад, увеличили апсиду. Над южной стеной соорудили башню сложной конфигурации. Фасады декорировали фигурными оштукатуренными карнизами, нишами, тягами и многим другим .