Монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Супра́сльский Благове́щенский монасты́рь ( польск. Monaster Zwiastowania Najświętszej Marii Panny w Supraślu ), или Супрасльская лавра ( Ławra Supraska ) — мужской монастырь Белостокско-Гданьской епархии Польской православной церкви , расположенный в городе Супрасль на Подляшье на востоке Польши . Наиболее значимый центр православия на территории Польши, традиционный оплот Польской православной церкви . Из обители происходят такие реликвии, как Супрасльская рукопись и Супрасльская летопись .
Супрасльский монастырь был основан в 1498 году магнатом Александром Ходкевичем в Грудеке , находившимся тогда в составе Великого княжества Литовского . Новую обитель заселили монахи киевских монастырей.
В 1500 году , желая найти более уединённое место для обители, братия переселилась на берег реки . В том же году был возведён первый деревянный храм Св. Апостола Иоанна Богослова . Возле храма был возведён монашеский корпус.
В 1507 гг. в Супрасльском монастыре Десятый Матвей Иванович завершил работу над «Десятиглавом» — первым сборником библейских книг Старого и Нового Заветов.
С 1503 по 1511 годы отстраивается каменный Благовещенский собор , сочетающий в своём облике византийский и готический стили. Два придела собора были освящены в честь русских святых — Феодосия Печерского и Бориса и Глеба . Митрополит Иосиф, освятивший собор, подарил обители список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской, который впоследствии получил название . В 1557 году артель иконописцев во главе с сербом Нектарием расписала храм Благовещения фресками в стиле балканской школы.
В середине XVI века выстроен каменный Воскресенский храм.
К XVI веку в монастыре сложилась большая библиотека: в 1557 году в ней было свыше 200 рукописей и печатных книг, а в 1645 году их число увеличилось до 587. Среди особо ценных книг монастыря были Супрасльский кодекс ( минея XI века ), «Царственник» с «летописцем», «Временник» с «летописцем», «Космография» Космы Индикоплова , Супрасльская летопись , в которой описана история Великого Княжества Литовского , жизнеописания святых мучеников Виленских Антония, Иоанна и Ефстафия, Кодекс дьякона Матфея из города Корца с житиями святых Феодора Ярославского, Варлаама Хутынского и митрополита Московского Петра, похвальные слова в честь Святого Климента Охридского , жизнеописание Святого Саввы Сербского , проповеди и письма митрополита Григория Цамблака.
В 1593 году книжник написал в монастыре житие Святого Сергия Радонежского. Благодаря стараниям братии было создано и переписано множество произведений в защиту православной веры на территории Польского государства, среди которых «Послание к венгерскому королю Иоанну Заполии от монахов Святой Горы Афон», «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах», «На богомерзскую, на поганую латину, которую папежи, что в них, вымыслили в их поганой вере», а также появившееся в 1570 году стараниями супральского книжника Евстохия «Списание против лютров».
Со времени наместничества архимандрита Сергия (Кинбара) Супрасльский монастырь некоторое время именовался лаврой .
Среди настоятелей Супрасльского монастыря особое место принадлежит архимандриту Иллариону Масальскому — активному противнику Брестской унии . Несмотря на призывы униатского Киевского митрополита Михаила Рагозы , который лично прибыл в монастырь, к переходу в базилианство , братия осталась верной православию . Стойкость братии настолько убедила митрополита Михаила, что до самой своей смерти он больше не поднимал вопроса о переходе Супральского монастыря в базилианство .
Вскоре после смерти митрополита Михаила ( 1598 ) следующий униатский митрополит Ипатий (Потей) специально прибыл в Супрасльский монастырь, чтобы объявить насельникам о переходе обители в унию. Братия монастыря в ответ объявила нового митрополита еретиком и отказалась ему подчиняться. Это противостояние окончилось отстранением архимандрита Иллариона от управления монастырём специальной грамотой короля Сигизмунда от 19 января 1602 года . Илларион смог вернуться на прежнюю должность лишь четыре года спустя — после отмены королём своего указа в результате ходатайства Иеронима Ходкевича. В 1609 году Илларион скончался.
Новый настоятель монастыря архимандрит Герасим также оставался верен православной традиции (ещё в 1603 году он сложил с себя присягу униатскому митрополиту).
На уступки униатам пошёл следующий архимандрит — Самуил (Сеченко). В 1631 году монастырь становится базилианским, в марте 1635 года принят новый монастырский устав.
В первой половине XVII в., общее число книг монастырской библиотеки составляло около 600, при этом около 200 из них были на латинском языке, около 150 на польском, по нескольку на греческом и чешском языках и 234 книги были «рускими», то есть кириллографичными, в основном рукописными. Таким образом, к середине XVII в. около 60 %, состава монастырской библиотеки являлись латинографичными .
Во второй половине XVIII века в Благовещенском соборе сооружается новый иконостас в стиле барокко — работа гданьского резчика Андрея Модзелевского. Меняется и всё внутреннее убранство главного монастырского храма (так, фрески XVI века были закрашены белой краской).
В 1645 — 1652 годах выстроены покои архимандрита. В 1695 — 1697 возведена монастырская колокольня, которая в 1702 году сгорела и была выстроена заново в первой половине XVIII века .
На рубеже XVIII века монастырь снова становится серьёзным культурным центром. В 1695 году при монастыре открыта типография, в которой печатались большей частью богослужебные книги. В 1709 — 1728 годах типография серьёзно расширена.
В результате разделов Польши обедневший Супрасльский монастырь оказался на территории Царства Польского во главе с российским императором.
В 1824 году монахи Супрасльского монастыря выразили добровольное желание перейти в православие . Официальный переход в православие был закреплён Полоцким собором 1839 года .
В 1887 году стены Благовещенского собора были очищены от побелки и храму отчасти был возвращён первоначальный вид.
В 1889 — 1890 годах в монастыре была выстроена Церковь Иоанна Богослова.
В 1901 году в монастыре было устроено новое православное кладбище, на котором была возведена Георгиевская церковь.
В 1915 году в связи с развернувшейся войной был издан указ об эвакуации жителей города Супрасля вглубь России. Уезжая из Благовещенского монастыря, монахи взяли с собой Супрасльскую икону и некоторую церковную утварь.
После образования самостоятельного Польского государства территория монастыря не была передана церкви. В 1919 году Благовещенская церковь была закрыта и опечатана, а монастырь перешел в ведение государственного казначейства. В 1922 году в бывших зданиях монастыря обосновалась школа. Православный приход в городе Супрасле также перестал существовать. Храм Иоанна Богослова был отдан католикам . В 1935 году некоторые здания монастыря получили в аренду салезианцы , приспособившие Иоанно-Богословский храм под гимнастический зал.
В 1939 году монастырь оказывается на территории Советского Союза . В Благовещенской церкви были устроены мастерские и кузница, в Богословской церкви — столовая и кухня. В октябре 1939 года был расквартирован 4-й мотоциклетный полк РККА. В Благовещенской церкви командованием полка был устроен спортивный зал. Были построены деревянные парковые сооружения для материальной части полка.
После оккупации этой местности немецкими войсками православное духовенство получает разрешение проводить службы в Храме Иоанна Богослова. Церковь была освящена в 1942 году . В монастырь на некоторое время возвратились православные монахи. 21 июля 1944 года во время отступления немецких войск был взорван Благовещенский собор.
После окончания войны православные монахи были изгнаны из монастыря, в котором вновь до 1948 года обосновались салезианцы, а позже — сельскохозяйственная школа .
В 1955 году было принято решение о сносе храма Иоанна Богослова, однако после протестов верующих в 1958 году храм снова вернули православным.
Возрождение Супрасльского монастыря состоялось в годы деятельности архиепископа Белостокско-Гданьской епархии Саввы. В 1982 году в Супрасль прибыл монах Мирон (Ходаковский) , монашеская жизнь возобновлена в 1984 году . В 1984 года было принято решение о восстановлении взорванного Благовещенского собора — и 4 июня архиепископ Савва заложил первый камень в основание собора.
В 1989 году монашеская община была официально объявлена мужским монастырём Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря остался игумен Мирон (Ходаковский).
В начале 1990-х годов с просьбой о возвращении всего комплекса Благовещенского монастыря православным верующим выступила Польская православная церковь . В 1993 году решением Совета Министров монастырю были официально возвращены все прежние здания, однако из-за многочисленных протестов со стороны католиков выполнение этого решения затянулось до 1996 года .
В 1998 году по решению Святого Собора Польской православной церкви три монаха Супрасльского монастыря были возведены в сан епископов: Мирон (Ходаковский) стал епископом Гайновским, Иаков (Костючук) — епископом Супрасльским, а Григорий (Харкевич) — епископом Бельским.
С 1 июля 1999 года в монастыре вновь начала действовать типография.