Interested Article - Василий (Суражский)

Василий (Суражский) , также — Острожский (настоящие имя — Василий Андреевич Малюшицкий или Малюшинский ; не позднее середины 50-х годов XVI века — до 4 июня 1608 года ) — западнорусский православный писатель - полемист , философ . Сподвижник Ивана Федорова .

Биография

По происхождению галичанин , родился не позднее середины 50-х годов XVI века в с. Сураж Речи Посполитой (ныне Тернопольской области Украины ).

Получил хорошее образование. В 1575—1581 гг. был уже на службе у князя Константина Острожского .

Как активный член Острожского литературно-научного кружка полемистов, принимал участие в издании в 1581 году знаменитой « Острожской Библии », первой полной Библии на церковнославянском языке , « Маргарит » Иоанна Златоуста (Острог, 1595); «Правила истиннаго живота христіанского» (Острог, 1598).

Был «строителем» (управителем) Острожского госпиталя (лечебницы), суражским старостой (в г. Сураже, недалеко от Острога). Есть основания предполагать, что в материалах « » ( Вильно , 1600) про «пана Василя, старосту суражского й пана Вишенского» засвидетельствован факт знакомства и сотрудничества Василия Суражского с Иоанном Вишенским . Безусловный считается то, что трактат Василия Суражского «О єдиной… вЂрЂ…» произвёл большое влияние на Иоанна Вишенского .

Автор работ «О єдиной истинной православной вЂрЂ и о святой соборной апостолской церкви, откуду начало приняла и како повсюду распростреся» (« в 6-ти разделах» (1588), «Маргарит» (1595), «Псалтири съ Возслгоедованіемь» (1598).

В основу взглядов В. Суражского было положено типичное для острожских книжников-полемистов противопоставление Бога и мира, Бога и человека, опираясь на которое он стремился переосмыслить церковную идеологию, античные философские системы, сущностную связь «соизмеримости» Бога и церкви, Бога и церковной иерархии, Бога и социального порядка, представить Бога альтернативой, а не вершиной всякого порядка. Тем самым предполагалось покончить как с господством католической церкви, так и с господствующим положением православных иерархов в украинском обществе, попыткой последних утвердить свою власть благодаря союзу с католической церковью. В конце концов, это осуществлялось отрицанием авторитета церкви и церковной догмы, абсолютизации Библии , как единственного источника откровения, возможности спасения личной верой.

По традиции древнерусского периода под философией В. Суражский понимал умение мыслить, расшифровывать и объяснять содержание Святого Писания , проникать в суть концепций восточной патристики , а её задачу видел в защите и обосновании принятых и высказанных в православном учении истин.

Примечания

  1. . Дата обращения: 28 мая 2022. 28 мая 2022 года.

Литература

  • Федоровские чтения. 1979. — М., 1982, с. 18—23.
  • Коршунаў А. Ф. Суражскі Васіль // Беларуская энцыклапедыя : У 18 т. Т. 15: Следавікі — Трыо (белор.) / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн. : БелЭн , 2002. — С. 278. — 10 000 экз. ISBN 985-11-0251-2 .

Ссылки

  • (укр.)
Источник —

Same as Василий (Суражский)