Interested Article - Тарановский, Кирилл Фёдорович
- 2021-09-24
- 1
Кирилл Фёдорович Тарановский ( серб. Кирил Тарановски , англ. Kiril Taranovsky ; 19 марта 1911 , Юрьев — 18 января 1993 , Арлингтон , Массачусетс ) — югославский и американский филолог - славист русско-польского происхождения, один из наиболее известных стиховедов XX века. Труды по русской и славянской метрике , поэзии Мандельштама , семантике поэтического языка.
Биография
Родился в 1911 году в семье профессора права Фёдора Васильевича Тарановского в Юрьеве . В 1920 году вместе с родителями эмигрировал в Югославию .
Окончил сербскую гимназию и два факультета Белградского университета : вначале юридический (1933), впоследствии филологический (1936). В конце 1930-х годов учился также в Карловом университете Праги , где большое влияние на него оказало тесное общение с членами Пражского лингвистического кружка и особенно с Р. О. Якобсоном . В молодости занимался литературным творчеством (стихи, переводы с русского и польского, литературная и театральная критика). С 1931 года изучал творчество Осипа Мандельштама . Учился в аспирантуре под руководством А. Белича . В июле 1941 года (уже после оккупации Югославии ) защитил в Белграде докторскую диссертацию о русских двусложных размерах, ставшую, после её публикации в 1953 году, одной из самых известных работ по поэтике в XX веке. Преподавал в Белградском университете.
В 1958 году переехал в США , преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (1959—1963) и в Гарвардском университете (1958—1959 и 1963—1981), вёл семинар по Мандельштаму.
С 1981 года в отставке. Умер 18 января 1993 года в Арлингтоне , штат Массачусетс .
Работы по теории стиха
Тарановский — один из выдающихся представителей русского стиховедения . Его монография о русских двусложных размерах (на сербском языке) стала одним из классических трудов по теории стиха, подведя итоги циклу количественных исследований по русской метрике и ритмике, начатых Андреем Белым . Занимался также сравнительными исследованиями славянского стиха. На материале русского 5-стопного хорея один из первых дал строгое обоснование идеи о существовании связи между метром стихотворения и его содержанием (в настоящее время эта связь обычно описывается через понятие « семантического ореола » метра).
Теория подтекста
В работах Тарановского о поэзии Мандельштама переосмысляется понятие « подтекста ». В отличие от предыдущей традиции использования этого термина, Тарановский говорит о подтексте как об отсылке к предыдущему тексту, поддерживающему или раскрывающему поэтическую посылку последующего текста. С точки зрения Тарановского, для всего европейского искусства XX века (поэзии, живописи, музыки) характерен метод своеобразной «шифровки», одним из средств которой и является использование подтекстов как своеобразных ключей к художественному произведению, облегчающих понимание его смысла. Работы Тарановского в этой области заложили основы современных теорий интертекстуальности .
Сочинения
- Кирил Тарановски. Руски дводелни ритмови . Београд, 1953.
- Kiril Taranovsky. Essays on Mandel'štam . Cambridge (MA): Harvard U. Press, 1976.
- Кирилл Тарановский. О поэзии и поэтике / Сост. М. Л. Гаспаров . М.: Языки русской культуры, 2000. — 432 с — ISBN 5-7859-0099-8
- Кирилл Тарановский. Русские двухсложные размеры. Статьи о стихе . Москва, «Языки славянской культуры», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9551-0390-7
Литература
- Slavic poetics: essays in honor of Kiril Taranovsky (Roman Jakobson, Cornelis H. van Schooneveld and Dean S. Worth, eds.). The Hague; Paris: Mouton, 1973.
- 2021-09-24
- 1